Мифы народов мира

АНХИ́С (греч. Ἀνχί­σης, лат. An­chi­ses), в гре­че­ской и рим­ской мифо­ло­ги­ях отец Энея. Когда Анхис пас ста­да в окрест­но­стях горы Ида, к нему яви­лась пле­нён­ная его кра­сотой Афро­ди­та, выдав­шая себя за дочь фри­гий­ско­го царя Отрея. Сбли­зив­шись с Анхи­сом, боги­ня откры­ла ему, что родит от него слав­но­го героя Энея, но запре­ти­ла раз­гла­шать тай­ну их бра­ка (Hymn. Hom. IV 53—291). Одна­ко Анхис во вре­мя пируш­ки с дру­зья­ми нару­шил запрет и был за это сра­жён мол­нией Зев­са (по древ­ней­ше­му вари­ан­ту, оче­вид­но, насмерть, т. к. «Или­а­да», несколь­ко раз назы­ваю­щая Энея сыном Афро­ди­ты и Анхи­са, не упо­ми­на­ет послед­не­го сре­ди живых). По более позд­ней вер­сии, Анхис от мол­нии Зев­са лишил­ся сил или ослеп. В ночь паде­ния Трои Эней вынес Анхи­са на сво­их пле­чах из горя­ще­го горо­да (Verg. Aen. II 699—723). Анхис скон­чал­ся в пути, по одним источ­ни­кам, в Арка­дии у горы Анхи­сии, где пока­зы­ва­ли его моги­лу рядом с древним хра­мом Афро­ди­ты (Paus. VIII 12, 8), по дру­гим, — в южной Ита­лии или Сици­лии. Эней устро­ил в честь отца погре­баль­ные игры, к кото­рым рим­ляне воз­во­ди­ли Тро­ян­ские игры, отме­чав­ши­е­ся вплоть до пери­о­да импе­рии. Миф о люб­ви Афро­ди­ты и Анхи­са, име­ю­щий ана­ло­гию в мно­го­чис­лен­ных гре­че­ских мифах о соеди­не­нии богинь со смерт­ны­ми, был сна­ча­ла исполь­зо­ван пред­ста­ви­те­ля­ми рода Эне­а­дов в Тро­аде для укреп­ле­ния сво­его авто­ри­те­та, затем рим­ским родом Юли­ев, воз­во­див­ших через Энея своё про­ис­хож­де­ние к богине Вене­ре.

В. Н. Ярхо

См. также:
АНХИС (Словарь античности)
АНХИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 90.
См. по теме: ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕИФОБА • ДЕЙНО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Бегство Энея с престарелым Анхисом из Трои.
Рисунок на аттической вазе (лекиф) из Гелы.
V в. до н. э.
Музей Археологии.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бегство Энея с престарелым Анхисом, слепым, согласно греческой версии мифа.
Рисунок метопы с Парфенона.
V в. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эней с отцом на спине.
Терракота из Вей. IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом на плечах и малолетним сыном Асканием.
Фасад Дома Марка Фабия Улулитремула на улице Изобилия в Помпеях сразу после раскопок.
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Дом Марка Фабия Улулитремула (IX. 13. 5).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом и малолетним сыном Асканием.
II в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 158—159 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TEMPLVM DIV. AVG. REST. — фасад храма изображен с восемью колоннами на подиуме, две статуи стоят на лестнице во фронт; в центре сидят две фигуры (RIC: Божественный Август и Ливия), на фронтоне изображены неопределенные фигуры; на крыше, в центре — квадрига, по углам: слева — Ромул влево, держит копье и трофей, справа — Эней вправо, несет Анхиса и ведет Аскания.
В обрезе: COS. IIII
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 40—41 гг.
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. IIII P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 39—40 гг.
АВЕРС: C. CAESAR. DIVI. AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III. P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, стоящую фронтально на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
4. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 37—38 гг.
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS P. M. TR. POT. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА