Мифы народов мира

АНХИ́С (греч. Ἀνχί­σης, лат. An­chi­ses), в гре­че­ской и рим­ской мифо­ло­ги­ях отец Энея. Когда Анхис пас ста­да в окрест­но­стях горы Ида, к нему яви­лась пле­нён­ная его кра­сотой Афро­ди­та, выдав­шая себя за дочь фри­гий­ско­го царя Отрея. Сбли­зив­шись с Анхи­сом, боги­ня откры­ла ему, что родит от него слав­но­го героя Энея, но запре­ти­ла раз­гла­шать тай­ну их бра­ка (Hymn. Hom. IV 53—291). Одна­ко Анхис во вре­мя пируш­ки с дру­зья­ми нару­шил запрет и был за это сра­жён мол­нией Зев­са (по древ­ней­ше­му вари­ан­ту, оче­вид­но, насмерть, т. к. «Или­а­да», несколь­ко раз назы­ваю­щая Энея сыном Афро­ди­ты и Анхи­са, не упо­ми­на­ет послед­не­го сре­ди живых). По более позд­ней вер­сии, Анхис от мол­нии Зев­са лишил­ся сил или ослеп. В ночь паде­ния Трои Эней вынес Анхи­са на сво­их пле­чах из горя­ще­го горо­да (Verg. Aen. II 699—723). Анхис скон­чал­ся в пути, по одним источ­ни­кам, в Арка­дии у горы Анхи­сии, где пока­зы­ва­ли его моги­лу рядом с древним хра­мом Афро­ди­ты (Paus. VIII 12, 8), по дру­гим, — в южной Ита­лии или Сици­лии. Эней устро­ил в честь отца погре­баль­ные игры, к кото­рым рим­ляне воз­во­ди­ли Тро­ян­ские игры, отме­чав­ши­е­ся вплоть до пери­о­да импе­рии. Миф о люб­ви Афро­ди­ты и Анхи­са, име­ю­щий ана­ло­гию в мно­го­чис­лен­ных гре­че­ских мифах о соеди­не­нии богинь со смерт­ны­ми, был сна­ча­ла исполь­зо­ван пред­ста­ви­те­ля­ми рода Эне­а­дов в Тро­аде для укреп­ле­ния сво­его авто­ри­те­та, затем рим­ским родом Юли­ев, воз­во­див­ших через Энея своё про­ис­хож­де­ние к богине Вене­ре.

В. Н. Ярхо

См. также:
АНХИС (Словарь античности)
АНХИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 90.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Бегство Энея с престарелым Анхисом из Трои.
Рисунок на аттической вазе (лекиф) из Гелы.
V в. до н. э.
Музей Археологии.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бегство Энея с престарелым Анхисом, слепым, согласно греческой версии мифа.
Рисунок метопы с Парфенона.
V в. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эней с отцом на спине.
Терракота из Вей. IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом и малолетним сыном Асканием.
II в. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эней, убегающий из Трои со своим отцом Анхисом на плечах и малолетним сыном Асканием.
Фасад Дома Марка Фабия Улулитремула на улице Изобилия в Помпеях сразу после раскопок.
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Дом Марка Фабия Улулитремула (IX. 13. 5).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Антонин Пий
Рим, 158—159 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXII — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TEMPLVM DIV. AVG. REST. — фасад храма изображен с восемью колоннами на подиуме, две статуи стоят на лестнице во фронт; в центре сидят две фигуры (RIC: Божественный Август и Ливия), на фронтоне изображены неопределенные фигуры; на крыше, в центре — квадрига, по углам: слева — Ромул влево, держит копье и трофей, справа — Эней вправо, несет Анхиса и ведет Аскания.
В обрезе: COS. IIII
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 40—41 гг.
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. IIII P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 39—40 гг.
АВЕРС: C. CAESAR. DIVI. AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III. P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, стоящую фронтально на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
4. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 37—38 гг.
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS P. M. TR. POT. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА