Мифы народов мира

БЕЛЛЕРОФО́НТ (Βελ­λε­ροφῶν, Βελ­λε­ροφόν­της), в гре­че­ской мифо­ло­гии один из глав­ных геро­ев стар­ше­го поко­ле­ния, сын коринф­ско­го (у Гоме­ра Il. VI 152 след. — Коринф иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся с горо­дом Эфи­ра) царя Глав­ка (вари­ант: бога Посей­до­на), внук Сиси­фа. Пер­во­на­чаль­ное имя Бел­ле­ро­фон­та — Гип­по­ной, но после того, как он убил корин­фя­ни­на (вари­ант: род­но­го бра­та) Бел­ле­ра, его ста­ли назы­вать «убий­ца Бел­ле­ра» (греч. Бел­ле­ро­фонт) (типич­ный этио­ло­ги­че­ский миф). Пола­га­ют, что сло­во βελ­λέ­ρος догре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и озна­ча­ло «чудо­ви­ще», впо­след­ст­вии оно, став непо­нят­ным, было, как это при­ня­то в этио­ло­ги­че­ских мифах, осмыс­ле­но как имя соб­ст­вен­ное. Опа­са­ясь кров­ной мести, Бел­ле­ро­фонт был вынуж­ден бежать в Арго­лиду, где его госте­при­им­но встре­тил тиринф­ский царь Прет. Жена Пре­та Сфе­не­бея (вари­ант: Антея) влю­би­лась в Бел­ле­ро­фон­та, но была отверг­ну­та им, после чего она обви­ни­ла юно­шу в поку­ше­нии на её честь. Пове­рив жене, но не желая нару­шать зако­ны госте­при­им­ства, Прет направ­ля­ет Бел­ле­ро­фон­та к сво­е­му тестю, царю Ликии Иоба­ту, вру­чив ему пись­мо, содер­жа­щее при­каз погу­бить Бел­ле­ро­фон­та. Чтобы выпол­нить при­каз, Иобат даёт Бел­ле­ро­фон­ту одно за дру­гим опас­ные для жиз­ни пору­че­ния. Вна­ча­ле ему при­шлось сра­зить­ся с оби­тав­шей в горах Ликии трёх­гла­вой огнеды­ша­щей химе­рой — страш­ным чудо­ви­щем, соеди­не­ни­ем льва, козы и змеи. Боги, покро­ви­тель­ст­во­вав­шие Бел­ле­ро­фон­ту, пода­ри­ли ему кры­ла­то­го коня Пега­са (Pind. Ol. XIII, 63 след.; Paus. II 4, 1). Напав на химе­ру с возду­ха, Бел­ле­ро­фонт победил и уни­что­жил с помо­щью Пега­са опу­сто­шав­шее стра­ну чудо­ви­ще. Затем он отбил напа­де­ние воин­ст­вен­но­го пле­ме­ни соли­мов и уни­что­жил вторг­ших­ся ама­зо­нок (Hom. Il. VI 179). Иобат устро­ил воз­вра­щав­ше­му­ся с вой­ны Бел­ле­ро­фон­ту заса­ду, но герой пере­бил всех напав­ших на него. Пора­жён­ный силой при­шель­ца, ликий­ский царь отка­зал­ся от сво­их замыс­лов, отдал Бел­ле­ро­фон­ту в жёны дочь Фило­ною и, уми­рая, оста­вил ему своё цар­ство (Apol­lod. II 3, 1 и 2). От это­го бра­ка роди­лись Гип­по­лох, уна­сле­до­вав­ший ликий­ское цар­ство, Исандр, погиб­ший в войне с соли­ма­ми, и Лаода­мия, родив­шая Зев­су Сар­пе­до­на. Узнав от тестя о пись­ме Пре­та, Бел­ле­ро­фонт отпра­вил­ся в Тиринф, чтобы ото­мстить. При­тво­рив­шись влюб­лён­ным, он уго­во­рил окле­ве­тав­шую его Сфе­не­бею бежать с ним на Пега­се, но, под­няв­шись в воздух, сбро­сил её в море (извест­но по фраг­мен­там не дошед­шей до нас тра­гедии Еври­пида «Сфе­не­бея»). По дру­го­му вари­ан­ту мифа (Hyg. Fab. 57 и 243), Сфе­не­бея сама покон­чи­ла с собой. Даль­ней­шая судь­ба Бел­ле­ро­фон­та опи­са­на Гоме­ром (Il. VI 200 след.). Бел­ле­ро­фонт утра­тил рас­по­ло­же­ние богов и его постиг­ло безу­мие. При­чи­ной это­го Пин­дар (Isthm. VII 44 след.) счи­та­ет над­мен­ность Бел­ле­ро­фон­та, решив­ше­го на Пега­се достиг­нуть вер­ши­ны Олим­па. Зевс наслал на коня ово­да, Пегас взбе­сил­ся и сбро­сил седо­ка на зем­лю. Хро­мой и сле­пой ски­тал­ся Бел­ле­ро­фонт до самой смер­ти по Алей­ской долине («долине стран­ст­вий»). В не дошед­шей до нас тра­гедии «Бел­ле­ро­фонт» Еври­пид рас­ска­зы­вал о гибель­ной попыт­ке Бел­ле­ро­фон­та под­нять­ся на Олимп и его смер­ти после того, как он был исце­лён от сво­ей непо­мер­ной гор­до­сти и при­ми­рил­ся с бога­ми. Раз­ви­тию мифа о Бел­ле­ро­фон­те была так­же посвя­ще­на не сохра­нив­ша­я­ся тра­гедия Софок­ла «Иобат».

Культ Бел­ле­ро­фон­та был рас­про­стра­нён в Ликии и Корин­фе, затем по всей Гре­ции. Име­на Бел­ле­ро­фон­та и свя­зан­ных с ним Пега­са, химе­ры, соли­мов негре­че­ско­го, восточ­но­го про­ис­хож­де­ния, но всё же суще­ст­во­ва­ние в ран­ней Гре­ции мифа о Бел­ле­ро­фон­те не вызы­ва­ет сомне­ния. Об этом свиде­тель­ст­ву­ют и изо­бра­же­ния борь­бы Бел­ле­ро­фон­та с химе­рой на прото­ко­ринф­ских вазах, и наив­ный, харак­тер­ный для вре­ме­ни появ­ле­ния пись­мен­но­сти рас­сказ Гоме­ра о пись­ме Пре­та. В ран­не­гре­че­ских мифах Бел­ле­ро­фонт часто свя­зан с мор­ской сти­хи­ей (изо­бра­же­ния Бел­ле­ро­фон­та с тре­зуб­цем, про­ис­хож­де­ние его от Глав­ка или Посей­до­на), но вме­сте с тем в обра­зе Бел­ле­ро­фон­та встре­ча­ют­ся чер­ты сол­неч­но­го бога (полёт в небо на кры­ла­том коне). Суще­ст­ву­ет пред­по­ло­же­ние, что в мифе о Бел­ле­ро­фон­те объ­еди­ни­лись чер­ты двух богов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния. Изо­бра­же­ния Бел­ле­ро­фон­та и его коня (по-хетт­ски Пих­ас­сас­си­са) часто встре­ча­ют­ся на мало­азий­ских печа­тях (в Малой Азии кры­ла­тый конь был боже­ст­вом неба и пого­ды). Воз­мож­но, культ Бел­ле­ро­фон­та, пер­во­на­чаль­но воз­ник­ший в Гре­ции, был зане­сён в Малую Азию, где его свя­за­ли с мест­ны­ми куль­та­ми Пега­са, химе­ры и др. На воз­ник­но­ве­ние встре­чаю­ще­го­ся у Гоме­ра рас­ска­за о Сфе­не­бее, несо­мнен­но, повли­ял рас­про­стра­нён­ный по все­му Сре­ди­зем­но­мо­рью сюжет о пре­сле­до­ва­нии героя отверг­ну­той им замуж­ней жен­щи­ной (еги­пет­ская «Сказ­ка о двух бра­тьях», вет­хо­за­вет­ный рас­сказ о цело­муд­рен­ном Иоси­фе, мифы об Иппо­ли­те и Фед­ре, Пелее и жене Ака­ста и др.).

М. Н. Бот­вин­ник

В 17—18 вв. дра­ма­ти­че­ские обра­бот­ки мифа о Бел­ле­ро­фон­те созда­ва­лись лишь как опер­ные либ­рет­то (напр., пье­са «Бел­ле­ро­фонт» Т. Кор­не­ля, Б. Фон­те­не­ля и Н. Буа­ло, став­шая осно­вой опе­ры Ж. Б. Люл­ли, и в немец­ком пере­во­де — опе­ры К. Гра­уп­не­ра). Из про­из­веде­ний, создан­ных в 19—20 вв., сле­ду­ет отме­тить дра­му «Бел­ле­ро­фонт» Г. Кай­зе­ра. В 17—18 вв. созда­ны так­же опе­ры «Бел­ле­ро­фонт» Ф. Сакра­ти, «Иобат и Бел­ле­ро­фонт» Р. Кай­зе­ра, «Бел­ле­ро­фонт» Ф. Арайи и «Бел­ле­ро­фонт» Й. Мыс­ли­ве­че­ка, в 20 в. — «Бел­ле­ро­фонт» Д. Кукли­на. В антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве Бел­ле­ро­фонт — один из попу­ляр­ных пер­со­на­жей, осо­бен­но в вазо­пи­си (бит­ва с химе­рой) и пла­сти­ке, глав­ным обра­зом в релье­фах (сюже­ты: Бел­ле­ро­фонт с Пега­сом, бит­ва с химе­рой, нака­за­ние Сфе­не­беи и др.), а так­же в пом­пей­ских рос­пи­сях (Бел­ле­ро­фонт у Пре­та, обре­те­ние Пега­са). Сре­ди про­из­веде­ний евро­пей­ско­го искус­ства, ред­ко обра­щав­ше­го­ся к мифу, мини­а­тю­ры 9 в. (еван­ге­лие Лота­ря и Биб­лия Кар­ла Лысо­го), брон­зо­вая фигу­ра «Бел­ле­ро­фонт вер­хом на Пега­се» Бер­толь­до ди Джо­ван­ни, эскиз П. П. Рубен­са.

См. также:
БЕЛЛЕРОФОНТ (Словарь античности)
БЕЛЛЕРОФОНТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 166—167.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Беллерофонт, Пегас и Афина.
Фреска III стиля из Помпей (Каупона-жилье Луция Ветуция Плацида, I, 8, 8).
1-я пол. I в.
Помпеи, Антиквариум.
2. МОЗАИКА. Рим.
Гладиаторский бой.
Мозаика из виллы Боргезе.
Ок. 300 г.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Беллерофонт, Пегас и Химера.
Килик чернофигурный. Лакония.
Приписывается Мастеру Бореадов (грек (лаконец) работал в 575—550 гг.).
Терракота.
Ок. 570—565 гг. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
4. МОЗАИКА. Рим.
Гладиаторский бой. Деталь.
Мозаика из виллы Боргезе.
Ок. 300 г.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА