КЕФАЛ (Κέφαλος), в греческой мифологии потомок Девкалиона (вариант: сын Гермеса, Apollod. III 14, 3), муж Прокриды, дочери царя Эрехфея (Apollod. I 9, 4). Прокрида изменила Кефалу с Птелеонтом, соблазнившись золотым венцом, и затем бежала от гнева мужа к царю Миносу. Потом она примирилась с Кефалом, вернулась к нему и нечаянно была им убита на охоте тем самым копьём, которое она получила в дар от любившего её Миноса. За это решением ареопага Кефал был изгнан из страны (Apollod. III 15, 1). В Кефала была влюблена богиня Эос, похитившая его (I 9, 4).

А.А. Тахо-Годи

Миф о Кефале стал сюжетом европейской драматургии в эпоху Возрождения («Кефал» Никколо да Корреджо), обе его сюжетные линии: убийство Прокриды и любовь Эос к Кефалу находили воплощение на сцене в 17—18 вв. («Похищение Кефала» Г. Кьябреры, «Прокрида» А. Арди, «Кефал и Прокрида» П. Кальдерона, И. Э. Шлегеля, К. В. Рамлера). Оперы: «Прокрида и Кефал» и «Аврора и Кефал» Р. Кайзера, «Прокрида и Кефал» Г. К. Шюрмана, Ф. Арайи, А. Гретри, «Аврора и Кефал» Э. Т. А. Гофмана.

В изобразительном искусстве трагической судьбе Прокриды посвящены произведения Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, П. Веронезе, Г. Рени, Аннибале Карраччи, Н. Пуссена, К. Лоррена и др., об истории второго сюжета мифа в европейской живописи см. в ст. Эос.


© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1980. Т. I, с. 645.

ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА