Мифы народов мира

ИКСИО́Н (Ἰξῖων), в гре­че­ской мифо­ло­гии царь лапи­фов в Фес­са­лии, сын Фле­гия, брат Коро­ниды. Икси­он обе­ща­ет сво­е­му буду­ще­му тестю Деионею боль­шие дары за руку его доче­ри Дии. Когда Деионей после свадь­бы тре­бу­ет обе­щан­ное, Икси­он уби­ва­ет его, столк­нув в яму с пылаю­щи­ми угля­ми. Так как совер­ше­но убий­ство чле­на семьи, никто не реша­ет­ся взять на себя риту­аль­ное очи­ще­ние Икси­о­на. Толь­ко Зевс, сжа­лив­шись над Икси­о­ном, очи­ща­ет его, избав­ля­ет от безу­мия, постиг­ше­го его после убий­ства тестя, и даже допус­ка­ет к тра­пе­зе богов. На Олим­пе Икси­он осме­ли­ва­ет­ся домо­гать­ся люб­ви боги­ни Геры, и Зевс созда­ёт её образ из обла­ка, кото­рое от соеди­не­ния с Икси­о­ном рож­да­ет на свет чудо­вищ­ное потом­ство — кен­тав­ра (или кен­тав­ров). Когда же Икси­он начи­на­ет похва­лять­ся сво­ей победой над Герой, Зевс велит при­вя­зать его к веч­но вра­щаю­ще­му­ся коле­су (по мно­гим вер­си­ям мифа, огнен­но­му) и забро­сить в небо (Apol­lod. epit. I 20). По дру­го­му вари­ан­ту, при­вя­зан­но­го к огнен­но­му коле­су Икси­о­на Зевс обре­ка­ет на веч­ные муки в тар­та­ре. Наи­бо­лее ран­няя лите­ра­тур­ная фик­са­ция мифа об Икси­оне — у Пин­да­ра (Pind. Pyth. II 21—48 и Schol.). В мифе об Икси­оне оче­вид­ны руди­мен­ты древ­не­го пред­став­ле­ния о силе сти­хий. Огнен­ное коле­со, к кото­ро­му при­вя­зан Икси­он, неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли склон­ны воз­во­дить к пред­став­ле­нию о пере­ме­щаю­щем­ся по небо­сво­ду сол­неч­ном дис­ке.

В. Н. Ярхо

Сюжет мифа почти не нахо­дил вопло­ще­ния в евро­пей­ской дра­ма­тур­гии (тра­гедия И. Аннен­ско­го «Царь Икси­он» — ред­кое исклю­че­ние). Сре­ди опер в 17—18 вв.: «Икси­он» Дж. Б. Аль­ве­ри; «Икси­он» Н. А. Штрунг­ка; «Икси­он» И. А. Хас­се и др. В антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве сюжет встре­ча­ет­ся глав­ным обра­зом в живо­пи­си (вазо­пись, пом­пей­ские фрес­ки). Позд­нее к нему обра­ща­лись Тици­ан, Г. Рени, П. П. Рубенс, К. Рибе­ра и др.

См. также:
ИКСИОН (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 504.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Амфора со сценами мифа об Иксионе.
Южная Италия, Кампания.
Вторая половина IV в. до н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев. Восточная и южная стены.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Амфора со сценами мифа об Иксионе.
Южная Италия, Кампания.
Вторая половина IV в. до н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Амфора со сценами мифа об Иксионе (деталь).
Южная Италия, Кампания.
Вторая половина IV в. до н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания.
5. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Иксион.
Мрамор.
1-я половина II в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
6. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Иксион.
Мрамор.
1-я половина II в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев. Северная и восточная стены.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Восточная стена северной экседры-пинакотеки с центральной картиной «Наказание Иксиона».
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА