римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 20—16 гг. до н. э.*
Монетный двор: Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?)
вес: 3.73 г
АВЕРС:CAESAR AVGVSTVS — обна­жен­ная голо­ва Авгу­ста впра­во.
РЕВЕРС: IOVI / VOT. SVSC. / PRO SAL. / CAES. AVG. / S. P. Q. R. (Iovi vota suscepta pro salute Caesaris Augusti senatus populusque romanus) — в пять линий внут­ри дубо­во­го вен­ка.
Ссылки: RIC I Augustus 57 (R3)
BMCRE I Augustus 430 (Pl. 10. 5)
Grueber BMCRR II Rome 4456 (тип IV) (Pl. LXIII. 13)
CBN 1233
Cohen I 183 p. 88 (60 Fr.)
RSC I 183 (VF £550)
Сохранность: VF
* Дата чеканки: ок. 20/19—17/16 гг. до н. э., Испания, неопределенный монетный двор 2 (Колония Патриция?) (RIC); ок. 17—16 гг. до н. э., неопределенный испанский монетный двор 2 (Колония Патриция?) (BMCRE); 16 г. до н. э. (Cohen); ок. 17 г. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 17—16 гг. до н. э., испанский монетный двор (Тарракон) (CNG).
Описание реверса приводится по BMC.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 59, Lot 880 (04.04.2011).
Оценочная стоимость: 3500 CHF. Цена реализации (без аукционной комиссии): 4400 CHF (4740 USD).
Источник: http://www.acsearch.info
BMC RR (Grueber), т. II, с. 36—38, прим. 1 (к №№ 4451—4470) (1910 г.):
Ок. 17 г. до н. э.; 737 г. от осно­ва­ния Горо­да
AVGVSTVS: CAESAR AVGVSTVS

Собы­тия, запе­чат­лен­ные на изо­бра­же­ни­ях этих монет, дати­ру­е­мых этим годом, сле­дую­щие: 1. Рож­де­ние или зача­тие Авгу­ста; 2. Воз­вра­ще­ние рим­ских зна­мен и плен­ни­ков пар­фя­на­ми; 3. Государ­ст­вен­ные молеб­ст­вия в честь Авгу­ста; 4. Ремонт и укра­ше­ние обще­ст­вен­ных дорог, про­веден­ные им; 5. Празд­но­ва­ние Ludi Saeculares; и 6. Усы­нов­ле­ние Гая Цеза­ря Авгу­стом. Толь­ко послед­ние два из них на самом деле про­изо­шли в 17 г. до н. э.

Моне­та, на кото­рой, по-види­мо­му, граф де Салис осно­вал свою клас­си­фи­ка­цию выпус­ков, дати­ру­е­мых этим годом, — это аурей, на кото­ром изо­бра­же­но празд­но­ва­ние Ludi Saeculares, про­ис­хо­див­шее в 17 г. до н. э. Порт­рет на этой моне­те опре­де­лен­но похож на порт­ре­ты, изо­бра­жен­ные на всех осталь­ных ауре­ях это­го года, а так­же на порт­ре­ты на ауре­ях, дати­ру­е­мых 27—25 гг. до н. э. и полу­а­у­ре­ях 24—20 гг. до н. э. (см. выше, №№ 4373, 4377, 4379—4381). Он несколь­ко более релье­фен, повер­нут впра­во и не увен­чан лав­ро­вым вен­ком. Это воз­вра­ще­ние к порт­ре­ту, схо­же­му с тем, что исполь­зо­вал­ся око­ло деся­ти лет назад, труд­но объ­яс­нить. Мож­но пред­по­ло­жить, что моне­ты, отне­сен­ные гра­фом де Сали­сом к 27—25 гг. до н. э., име­ют более позд­нюю дату; но в таком слу­чае не будет экзем­пля­ров, отно­ся­щих­ся к тем годам. Незна­чи­тель­ное изме­не­ние порт­ре­та было замет­но на моне­тах 18 г. до н. э. (см. выше, с. 30). Дена­рии пока­зы­ва­ют слу­чай­ную вари­а­цию порт­ре­та, кото­рая менее рельеф­на и ино­гда повер­ну­та вле­во. Август назван или «Цезарь Август», как на моне­тах преды­ду­ще­го года, или толь­ко «Август».

О Козе­ро­ге как горо­ско­пи­че­ском сим­во­ле зача­тия или рож­де­ния Авгу­ста уже упо­ми­на­лось (см. выше, с. 19); но на типе I чекан­ки это­го года Козе­рог изо­бра­жен в свя­зи с солн­цем, он ука­зы­ва­ет на его вос­ход. Далее, на типах II и III име­ют­ся упо­ми­на­ния о воз­вра­ще­нии зна­мен пар­фя­на­ми. Дена­рий типа II, в сущ­но­сти, явля­ет­ся повто­ре­ни­ем аурея и дена­рия типа II, дати­ру­е­мо­го 19 г. до н. э. (см. выше, с. 26). На нем несколь­ко отли­ча­ют­ся порт­рет Авгу­ста и дета­ли фигу­ры Мар­са на ревер­се. Дата TR. POT. VI. на типе III (т. е. 18 г. до н. э., так как Август впер­вые полу­чил tribunitia potestas в 23 г. до н. э. и она обнов­ля­лась еже­год­но), веро­ят­но, отно­сит­ся к стро­и­тель­ству три­ум­фаль­ной арки, изо­бра­жен­ной на ревер­се, кото­рое мог­ло состо­ять­ся в том году. В 23 г. до н. э. Август был кон­су­лом в один­на­дца­тый раз. Моне­ты это­го типа так­же напо­ми­на­ют о воз­вра­ще­нии рим­ских плен­ни­ков пар­фя­на­ми. Все они были осво­бож­де­ны, исклю­чая немно­гих, кото­рые «из-за позо­ра покон­чи­ли с собой или про­дол­жа­ли скры­вать­ся в сель­ской мест­но­сти (Dion Cassius, LIV. 8). Обыч­но счи­та­ет­ся, что vota publica в честь Авгу­ста, упо­ми­на­е­мые на типах IV и V, отно­сят­ся к тем, кото­рые были пред­ло­же­ны сена­том и наро­дом в свя­зи с его отъ­ездом в Гал­лию в 16 г. до н. э., чтобы отра­зить набе­ги гер­ман­цев и неко­то­рых погра­нич­ных пле­мен (Von Sallet, Zeit. f. Num., 1882, с. 175), но если моне­ты долж­ны быть отне­се­ны к 17 г. до н. э., то в этом слу­чае изо­бра­же­ние будет ретро­спек­тив­ным и может отно­сить­ся к его воз­вра­ще­нию в Рим в 19 г. до н. э. Эти vota мог­ли так­же отно­сить­ся к доволь­но часто повто­ря­ю­щим­ся и опас­ным при­сту­пам болез­ни, от кото­рой Август стра­дал в послед­ние годы, осо­бен­но в Испа­нии в 24 г. до н. э. во вре­мя кам­па­нии про­тив кан­та­бров (Graves et periculosas valetudines per omnem vitam aliquot expertus est: praecipue Cantabria domita; Suetonius, Augustus, 81).

Когда Август взял на себя основ­ной кон­троль за дела­ми государ­ства, то нашел обще­ст­вен­ные доро­ги в очень пло­хом состо­я­нии не толь­ко за горо­дом и в про­вин­ци­ях, но так­же и в самом Риме. До это­го вре­ме­ни за доро­ги отве­ча­ли шесть долж­ност­ных лиц, назы­вае­мых quatuorviri viis in urbe purgandis и duoviri viis extra urbem purgandis, и вхо­див­ших в чис­ло маги­ст­ра­тов, извест­ных как vigintisexviri. Это чис­ло Август сокра­тил до два­дца­ти чле­нов (vigintiviri), упразд­нив duoviri viis extra urbem purgandis и quatuorviri iuri dicundo, но сохра­нив quatuorviri viis in urbe purgandis, с того вре­ме­ни назы­вае­мых curatores viarum, кото­рые отве­ча­ли за все доро­ги в Ита­лии и про­вин­ци­ях (Bouché-Leclercq, Man. des Inst. rom., с. 80). с.37 Сам Август при­нял долж­ность над­зи­раю­ще­го за доро­га­ми вбли­зи Рима и лич­но руко­во­дил ремон­том Via Flaminia аж до Ари­ми­на, где — а так­же на мосту через Тибр — он уста­но­вил ста­туи и три­ум­фаль­ные арки в свою честь (Dion Cassius, LIII. 22; Suetonius, Augustus, 30). Имен­но к этим новым пра­ви­лам отно­сят­ся золотые и сереб­ря­ные моне­ты типов VI—VIII, но осо­бен­но к ремон­ту, про­из­веден­но­му в самом Риме и к укра­ше­нию горо­да стро­е­ни­я­ми и арка­ми; послед­ние свя­за­ны с три­ум­фа­ми Авгу­ста.

Из Monumentum Ancyranum, а так­же из над­пи­си, най­ден­ной недав­но на левом бере­гу Тиб­ра (Mommsen, Eph. Epig., vol. VIII., стр. 225 след.), мы узна­ем, что празд­но­ва­ние Ludi Saeculares Авгу­стом, как ука­за­но на моне­тах типа IX, про­ис­хо­ди­ло в кон­суль­ство Гая Фур­ния и Гая Юния Сила­на в 17 г. до н. э. и про­дол­жа­лось три дня и три ночи с 1 по 3 июня, начав­шись вече­ром 1 июня. Дион Кас­сий (LIV. 18)сооб­ща­ет, что это было пятое их празд­но­ва­ние и что имен­но по это­му слу­чаю Гора­ций сочи­нил свою Carmen Saeculare. Во вре­ме­на рес­пуб­ли­ки эти игры назы­ва­лись Ludi Terentini, но суще­ст­ву­ет зна­чи­тель­ная неяс­ность, свя­зан­ная не толь­ко их с про­ис­хож­де­ни­ем, но и с чис­лом празд­но­ва­ний до вре­ме­ни Авгу­ста. Игры 17 г. до н. э. про­во­ди­лись под руко­вод­ст­вом кол­ле­гии quindecimviri sacris faciundis, чле­на­ми кото­рой были Август и Марк Агрип­па (Pro conlegio xvvirorum magister conlegii collega M. Agrippa ludos saeculares C. Furnio C. Silano cos. feci; Mommsen, Res gestae, с. 91). Август, таким обра­зом, пред­седа­тель­ст­во­вал на играх, и его глав­ным кол­ле­гой был Агрип­па, кото­рый несколь­ко раз зани­мал вме­сте с ним долж­ность кон­су­ла, а в 18 г. до н. э. так­же был наде­лен три­бун­ской вла­стью на пять лет. На ревер­се дан­ных монет, зна­ме­ну­ю­щем празд­но­ва­ние этих игр, Август изо­бра­жен совер­шаю­щим жерт­во­при­но­ше­ние на алта­ре, с дру­гой сто­ро­ны кото­ро­го сто­ит жрец в длин­ной туни­ке и ост­ро­ко­неч­ном шле­ме. Это оде­я­ние сали­ев, кото­рые пред­на­зна­ча­лись с.38 для слу­же­ния Мар­су и хра­не­ния свя­щен­ных щитов. Посколь­ку алтарь, на кото­ром при­но­си­лись осо­бые жерт­вы во вре­мя Ludi Terentini, а поз­же во вре­мя Ludi Saeculares, нахо­дил­ся в вул­ка­ни­че­ской рас­ще­лине на Мар­со­вом поле, назы­вае­мой Терент, мож­но пред­по­ло­жить, что салии при­ни­ма­ли актив­ное уча­стие в цере­мо­нии. По при­ка­зу сена­та в 29 г. до н. э. имя Авгу­ста было вне­се­но в Carmen Saliare (Mommsen, Res gestae, c. 44). Так­же имен­но в 17 г. до н. э. Август усы­но­вил дво­их сыно­вей Агрип­пы, Гая и Луция, чьей мате­рью была дочь Авгу­ста Юлия (Dion Cassius, LIV. 18). В момент усы­нов­ле­ния Гаю было толь­ко три года, а Луций родил­ся лишь за несколь­ко дней до того. У нас име­ет­ся инте­рес­ное упо­ми­на­ние об этом собы­тии на ауре и дена­рии типа X. Кан­де­лябр (или алтарь для воз­жи­га­ний) на ревер­се, воз­мож­но, спе­ци­аль­но был изготов­лен по это­му слу­чаю и уста­нов­лен в одном из хра­мов. Посвя­ще­ние брон­зо­вых или мра­мор­ных кан­де­лябров боже­ствам было обыч­ным.

© 2009 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

BMC RE (Mattingly), т. I, с. cix—cxii (к №№ 344—442) (1923 г.):

с. cix Неиз­вест­ный монет­ный двор 2 (Коло­ния Пат­ри­ция?)

Атри­бу­ция и стиль

Золо­то — аурей, кви­на­рий.
Сереб­ро — дена­рий.

Порт­рет Авгу­ста круп­ный и весь­ма про­пор­цио­наль­ный. Голо­ва немно­го при­под­ня­та, про­филь длин­ный. Усе­че­ние бюста обыч­но име­ет фор­му . На более позд­них моне­тах серии наблюда­ет­ся голо­ва мень­ше­го раз­ме­ра с более рез­ким про­фи­лем. Штем­пе­ли круп­ные, но про­пор­ции изо­бра­же­ний хоро­шо им соот­вет­ст­ву­ют. Бук­вы чёт­кие, раз­мер — от боль­шо­го до малень­ко­го. Сле­ду­ет отме­тить бук­ву A, а не Λ, как выше.

Хро­но­ло­гия

Боль­шин­ство монет это­го монет­но­го дво­ра не дати­ро­ва­но. Самые ран­ние выпус­ки — это, несо­мнен­но, моне­ты, на авер­се кото­рых с. cx изо­бра­же­на непо­кры­тая голо­ва Авгу­ста без леген­ды, а на ревер­се — козе­рог или Авро­ра и козе­рог с леген­дой AVGVSTVS. Несколь­ко выпус­ков дати­ро­ва­но 18—17 гг. до н. э. (TR. P. VI), и име­ют­ся ука­за­ния на пар­фян­ские зна­мё­на, Сто­лет­ние игры, ремонт дорог в Ита­лии, отъ­езд Авгу­ста в Гал­лию в 16 г. до н. э. и т. д. Клад из Мет­ца, в состав кото­ро­го вхо­дят толь­ко что отче­ка­нен­ные и ещё не ходив­шие моне­ты это­го монет­но­го дво­ра, дол­жен дати­ро­вать­ся 15 г. до н. э.; таким обра­зом, у нас есть вес­кие осно­ва­ния дати­ро­вать эти выпус­ки 16—15 гг. до н. э. Итак, хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки чекан­ки будут выглядеть как 19 г. до н. э. — 16—15 гг. до н. э. На авер­се обыч­но изо­бра­же­на непо­кры­тая голо­ва Авгу­ста, реже — голо­ва Авгу­ста в вен­ке. Ино­гда этот венок име­ет ров­ные длин­ные лен­ты и явно заду­ман как лав­ро­вый. В слу­ча­ях, когда фор­ма листьев вен­ка непра­виль­ная и они пере­ме­жа­ют­ся точ­ка­ми, в виду имел­ся, веро­ят­но, дубо­вый венок, а точ­ки изо­бра­жа­ют жёлуди. В этой серии лав­ро­вый венок появ­ля­ет­ся, види­мо, доволь­но рано. Дати­ров­ки раз­лич­ных типов пред­ло­же­ны ниже.

Типы

с. cxi Этот монет­ный двор име­ет мно­го общих типов с дву­мя монет­ны­ми дво­ра­ми, рас­смот­рен­ны­ми выше, а если не повто­ря­ет их точ­ные типы, то про­сто обыг­ры­ва­ет те же самые темы. Важ­ное место зани­ма­ет воз­вра­ще­ние зна­мён, кото­рое про­слав­ля­ет­ся на раз­лич­ных типах1. Воз­мож­но, неко­то­рые из этих зна­мён были вре­мен­но поме­ще­ны в храм Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца2. Храм Мар­са, изо­бра­жён­ный в несколь­ких раз­ных видах, — это малень­кий храм на Капи­то­лии, постро­ен­ный в 20 г. до н. э., а не боль­шой храм на Фору­ме, стро­и­тель­ство кото­ро­го завер­ши­лось толь­ко во 2 г. до н. э.3 На моне­тах отме­ча­ет­ся так­же соору­же­ние три­ум­фаль­ной арки в честь воз­вра­ще­ния зна­мён4. Квад­ри­га с орлом и мини­а­тюр­ной квад­ри­гой внут­ри — несо­мнен­но три­ум­фаль­ный тип в честь воз­вра­ще­ния зна­мён. Посколь­ку фор­маль­ный три­умф не празд­но­вал­ся, колес­ни­ца изо­бра­же­на пустой5. Тип с рас­ши­той тогой (toga picta), укра­шен­ной паль­ма­ми туни­кой (tunica palmata) и т. д. изо­бра­жа­ет три­ум­фаль­ные отли­чия (ornamenta triumphalia), кото­рые при­нял Август6; леген­ду несо­мнен­но сле­ду­ет читать как «Сво­е­му отцу и спа­си­те­лю» (parenti conservatori suo), а не «кон­су­лу» (consuli); обыч­ное сокра­ще­ние для «consul», разу­ме­ет­ся, — «cos». Все типы с Вик­то­ри­ей отно­сят­ся пре­иму­ще­ст­вен­но к восточ­ным успе­хам. Алтарь Фор­ту­ны Воз­вра­щаю­щей (Fortuna Redux) был посвя­щён сена­том в честь воз­вра­ще­ния Авгу­ста в 19 г. до н. э. Тип с козе­ро­гом сопро­вож­да­ет­ся здесь дру­гим типом, на кото­ром рядом с козе­ро­гом в возду­хе парит Авро­ра — ука­за­ние на час рож­де­ния Авгу­ста.

с. cxii Золо­той кви­на­рий име­ет фор­маль­ный тип: Вик­то­рия заим­ст­во­ва­на с рес­пуб­ли­кан­ско­го вик­то­ри­а­та.

Послед­ние уве­ко­ве­чен­ные собы­тия — это обе­ты за без­опас­ность и воз­вра­ще­ние Авгу­ста, при­ня­тые нака­нуне его отъ­езда в Гал­лию (16 г. до н. э.), завер­ше­ние ремон­та дорог7 и Веко­вые игры. Этот послед­ний тип пред­став­ля­ет нам жерт­во­при­но­ше­ние на алта­ре; Август сле­ва при­но­сит жерт­ву, а перед ним сто­ит гла­ша­тай, кото­рый веро­ят­но, повто­ря­ет фор­му­лу жерт­во­при­но­ше­ния во все­услы­ша­ние8.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Ср. выше, о типах рим­ско­го монет­но­го дво­ра.

2Ср. Prop. III. 4. 6: «С рим­ским Юпи­те­ром тут свык­нет­ся парф­ский тро­фей» (assuescent Latio Partha tropaea Jovi, пере­вод Л. Ост­ро­умо­ва); Suet. Aug. 29; 90; 91; Cass. Dio LIV. 4. Этот храм был посвя­щён в честь спа­се­ния Авгу­ста от мол­нии во вре­мя Кан­та­брий­ской вой­ны, когда его смерть была так близ­ка, что после это­го он все­гда боял­ся гро­зы.

3Ср. Cass. Dio LV. 10.

4Cass. Dio LIV. 8; ср. Huelsen Ch. Das Forum Romanum: seine Geschichte und seine Denkmäler. Rom, 1905. S. 127, об арке Авгу­ста на фору­ме.

5Ср. Cassiod. Chron., к 19 г. до н. э.: «Цеза­рю, вер­нув­ше­му­ся из про­вин­ций, пре­до­став­ле­на колес­ни­ца с золотым вен­ком, на кото­рую он не поже­лал взой­ти» (Caesari ex provinciis redeunti currus cum corona aurea decretus est, quo ascendere noluit).

6Ср. Liv. XXX. 15, о подар­ках Сци­пи­о­на Маси­нис­се.

7Это собы­тие про­слав­ля­ет­ся на раз­лич­ных типах — колес­ни­ца, запря­жён­ная дву­мя сло­на­ми, на арке; колес­ни­ца, запря­жён­ная четырь­мя коня­ми, на арке; две арки, увен­чан­ные кон­ны­ми ста­ту­я­ми и т. д.; они, несо­мнен­но, изо­бра­жа­ют несколь­ко раз­ных памят­ни­ков, воз­двиг­ну­тых в раз­ных частях Ита­лии в честь Авгу­ста.

8Ср. выше, типы рим­ско­го монет­но­го дво­ра.

RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):

с.25 (ii)—(iii) «Неиз­вест­ные испан­ские монет­ные дво­ры 1 и 2»1 (№№ 26—153)

Две серии золотых и сереб­ря­ных монет, пер­вая из кото­рых усту­па­ет вто­рой в объ­ё­ме и доволь­но замет­но отли­ча­ет­ся от неё порт­ре­та­ми, вызва­ли нема­ло труд­но­стей и пута­ни­цы; Мэт­тингли2, сле­дуя за Лаф­фран­ки3, отнёс их к монет­ным дво­рам испан­ских про­вин­ций на том осно­ва­нии, что на мед­ных моне­тах мно­гих испан­ских горо­дов в эпо­ху Авгу­ста наблюда­ет­ся та же мане­ра испол­не­ния порт­ре­тов4, и пред­по­ло­жил, что эти монет­ные дво­ры нахо­ди­лись в Цеза­рь­ав­гу­сте (Сара­гос­са) в Тарра­кон­ской Испа­нии и Коло­нии Пат­ри­ции (совре­мен­ная Кор­до­ва) в Бети­ке5. Без новых свиде­тельств труд­но опро­верг­нуть аргу­мен­та­цию Мэт­тингли; но пред­при­ни­ма­лись попыт­ки осла­бить его аргу­мен­та­цию ввиду обна­ру­же­ния в Немау­зе (Ним) штем­пе­ля авер­са, кото­рым были отче­ка­не­ны ауреи (по-види­мо­му, под­лин­ные), отне­сён­ные Мэт­тингли к «Коло­нии Пат­ри­ция»6, с.26 и при­пи­сать часть «испан­ских» дена­ри­ев Немау­зу, в основ­ном исхо­дя из сти­ли­сти­че­ских сооб­ра­же­ний7. Обсто­я­тель­ства обна­ру­же­ния штем­пе­ля без повреж­де­ний и потёр­то­стей в ним­ском фон­тане поз­во­ля­ют нам не согла­сить­ся с тем, что он пред­став­ля­ет немауз­ский монет­ный двор по чекан­ке золота и сереб­ра и пред­ло­жить иное объ­яс­не­ние8; и, хотя сле­ду­ет при­знать, что пол­ное иссле­до­ва­ние «испан­ско­го» золота и сереб­ра ещё не про­во­ди­лось, да и оно вряд ли поз­во­лит уста­но­вить терри­то­рию обра­ще­ния этих золотых и сереб­ря­ных монет (ибо они ходи­ли повсюду), всё же мож­но отме­тить, что (а) Испа­ния в целом уже дав­но была урба­ни­зи­ро­ва­на и вклю­че­на в сеть тор­го­вых свя­зей; (б) осо­бен­но это отно­сит­ся к Бети­ке; (в) Испа­ния слу­жи­ла важ­ным источ­ни­ком золотых и сереб­ря­ных слит­ков; (г) в Испа­нии (в отли­чие от Гал­лии) в то вре­мя сто­я­ло четы­ре леги­о­на, кото­рым тре­бо­ва­лось пла­тить жало­ва­нье моне­та­ми из дра­го­цен­ных метал­лов. Если учесть так­же боль­шое сход­ство порт­ре­тов, наблюда­е­мое меж­ду этим золо­том и сереб­ром, с одной сто­ро­ны, и, с дру­гой сто­ро­ны, обиль­ны­ми выпус­ка­ми город­ской меди, кото­рые нача­ли чека­нить­ся в тот пери­од, когда это золо­то и сереб­ро ста­ло цир­ку­ли­ро­вать в боль­ших коли­че­ствах9, то труд­но отри­цать, по мень­шей мере, прав­до­по­до­бие тео­рии Лаф­фран­ки — Мэт­тингли, вне зави­си­мо­сти от того, где имен­но в Испа­нии рас­по­ла­га­лись сами монет­ные дво­ры.

Про­дол­жи­тель­ность чекан­ки монет­ных дво­ров «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2» невоз­мож­но точ­но опре­де­лить. «Испа­ния 1» — менее про­дук­тив­ный из двух10 — чека­нил типы, кото­рые мож­но отне­сти в основ­ном к 19—18 гг. до н. э.: ука­за­ния на уступ­ки Арме­нии и Пар­фии рас­смат­ри­ва­ют­ся в общем кон­тек­сте, где Август пред­став­лен как спа­си­тель Рима, удо­сто­ен­ный Щита доб­ле­стей (clupeus virtutis) и граж­дан­ско­го вен­ка (corona civica). Монет­ный двор «Испа­ния 2» чека­нил гораздо более актив­но, пожа­луй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чекан­ке тоже изоби­лу­ют ука­за­ния на Арме­нию и Пар­фию, а Август тоже пред­став­лен как спа­си­тель государ­ства, одна­ко дати­ро­ван­ные выпус­ки и пря­мое упо­ми­на­ние о Веко­вых играх (Ludi Saeculares), состо­яв­ших­ся в 17 г. до н. э., свиде­тель­ст­ву­ют о том, что чекан­ка монет­но­го дво­ра «Испа­ния 2» несо­мнен­но про­дол­жа­лась до 17 г. до н. э.

Ауреи и дена­рии, выпу­щен­ные монет­ным дво­ром «Испа­ния 1», име­ют раз­ные типы, за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем. На монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» дело обсто­ит ина­че. В дру­гих отно­ше­ни­ях оба монет­ных дво­ра име­ют мно­го важ­ных сходств: весо­вой диа­па­зон золотых монет состав­ля­ет 7,90—7,75 г, сереб­ря­ных монет — 3,85—3,65 г; наблюда­ет­ся тен­ден­ция (с неко­то­ры­ми откло­не­ни­я­ми) к рас­по­ло­же­нию штем­пе­лей в пози­ции ↑↓. Хотя вре­мен­ной диа­па­зон их чекан­ки может раз­ли­чать­ся, как и их про­дук­ция и выбор типов авер­са и ревер­са, два монет­ных дво­ра явно име­ют мно­го обще­го — чего и сле­ду­ет ожидать, когда два началь­ни­ка монет­ных дво­ра дей­ст­ву­ют при­бли­зи­тель­но одно­вре­мен­но в сосед­них про­вин­ци­ях.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1См. ниже, с. 43 сл.

2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.

3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.

4Конеч­но, невер­но было бы пола­гать, что порт­ре­ты на мед­ных моне­тах повли­я­ли на порт­ре­ты на сереб­ре и золо­те (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэт­тингли спе­ци­аль­но под­чёр­ки­ва­ет, что речь идёт о вли­я­нии более рас­про­стра­нён­но­го сереб­ра и золота на медь, огра­ни­чен­ную мест­ным обра­ще­ни­ем.

5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.

6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.

7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипо­те­зу труд­но под­дер­жать в отсут­ст­вие сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, и она не учи­ты­ва­ет­ся в спис­ках, при­ведён­ных ниже (с. 45 сл.), где все эти моне­ты отне­се­ны к монет­ным дво­рам «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2».

8Sutherland C. H. V. Op. cit. P. 44.

9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.

10Об оцен­ке объ­ё­мов про­из­вод­ства монет­но­го дво­ра «Испа­ния 1» и отсут­ст­вии сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, а так­же о монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.

RIC (Sutherland), т. I, с. 45—46, прим. к №№ 57—58 (1984 г.):

Дати­ров­ка этих выпус­ков затруд­не­на. Лишен­ный леген­ды аверс номе­ра 57 может свя­зы­вать его с груп­пой (i), а непо­кры­тая голо­ва на нем — с груп­пой (ii); реверс может отно­сить­ся к обе­там за здра­вие Авгу­ста либо после его воз­вра­ще­ния с Восто­ка с.46 в 19 г. до н. э., либо после его поезд­ки в Гал­лию в 16 г. до н. э. Осо­бен­но­сти порт­ре­та скло­ня­ют нас к тому, чтобы счи­тать этот выпуск пере­ход­ным, око­ло 19 г. до н. э.; меж­ду про­чим, он выпол­нен в хоро­шем сти­ле (ср. AMCRE № 46), неда­ле­ко ушед­шем от сти­ля номе­ра 58, кото­рый очень пред­по­ло­жи­тель­но мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать как самый ран­ний тип Коло­нии Пат­ри­ция, отме­чаю­щий пар­фян­ский успех. Одна­ко номер 58 пер­во­на­чаль­но мог иметь леген­ду AVGVSTVS под усе­че­ни­ем шеи; если так, то он дол­жен идти вме­сте с номе­ром 60 ниже.

© 2009 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА