римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 18—16 гг. до н. э.*
Монетный двор: Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?)
вес: 7.82 г
АВЕРС:S. P. Q. R. IMP. CAESARI — обна­жен­ная голо­ва Авгу­ста впра­во.
РЕВЕРС: QVOD VIAE MVN. SVNT (Quod viae munitae sunt) — три­ум­фаль­ная арка с одним про­хо­дом, увен­чан­ная бигой с запря­жен­ны­ми сло­на­ми, обра­щен­ная впра­во, в кото­рой сто­ит Август, увен­чи­вае­мый Вик­то­ри­ей; по бокам от арки бази­ли­ка (Cohen, BMCRR, BMCRE: бази­ли­ка; RIC: кры­тый пор­тик).
Ссылки: RIC I Augustus 141 var. (реверс: QVOD в обрезе) (R3) (Pl. 3, rev.)
BMCRE I Augustus p. 75, note
Grueber BMCRR II Rome p. 40, Type VI, var.
CBN 1262
Cohen I 230 p. 94 (150 Fr.)
Bahrfeldt 191. 1 (эта монета)
Jameson 20 (эта монета)
Calicó 262 (эта монета)
Biaggi 131 (эта монета)
Сохранность: good VF
* Дата чеканки: 16 г. до н. э. (Cohen); 17 г. до н. э., Рим (BMCRR); 17—16 гг. до н. э., Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?) (BMCRE); ок. июль 18 г. до н. э. — 17/16 г. до н. э., Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?) (RIC); Описание аверса и реверса приводится по BMCRE.
Ex Fellot, Paris 1904, 79 and Adolph Hess 14 April 1954 sales, 225. Ex Jameson collection.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 49 Lot 128 (21.10.2008).
Оценочная стоимость: 12000 CHF. Цена реализации (без аукционной комиссии): 75000 CHF ($64958).
Источник: http://acsearch.info
BMC RR (Grueber), т. II, с. 39, прим. 3 к № 4462 (1910 г.):

Эта три­ум­фаль­ная арка отно­сит­ся в целом к победам Авгу­ста или его пол­ко­вод­цев на Восто­ке; но в осо­бен­но­сти, к победам в Афри­ке меж­ду 34 и 19 гг. до н. э., в пери­од, когда в Фастах ука­за­но не менее пяти три­ум­фов в этой части Рим­ской Импе­рии.

BMC RR (Grueber), т. II, с. 40, прим. 3 к № 4462 var. (1910 г.):

Этот аурей опи­сан и изо­бра­жен у Коэна (указ. соч.), где утвер­жда­ет­ся, что он нахо­дил­ся во вла­де­нии М. Рол­ли­на (M. Rollin). Леген­да на авер­се чита­ет­ся CAESAR для CAESARI; а над­пись на ревер­се либо оши­боч­на, либо невер­но вос­про­из­веде­на. М. Рол­лин, быв­ший вла­де­лец моне­ты, не смог рас­ска­зать о каких-то ее осо­бен­но­стях, но когда она нахо­ди­лась в его соб­ст­вен­но­сти, он счи­тал ее под­лин­ной.

BMC RE (Mattingly), т. I, с. cix—cxii (к №№ 344—442) (1923 г.):

с. cix Неиз­вест­ный монет­ный двор 2 (Коло­ния Пат­ри­ция?)

Атри­бу­ция и стиль

Золо­то — аурей, кви­на­рий.
Сереб­ро — дена­рий.

Порт­рет Авгу­ста круп­ный и весь­ма про­пор­цио­наль­ный. Голо­ва немно­го при­под­ня­та, про­филь длин­ный. Усе­че­ние бюста обыч­но име­ет фор­му . На более позд­них моне­тах серии наблюда­ет­ся голо­ва мень­ше­го раз­ме­ра с более рез­ким про­фи­лем. Штем­пе­ли круп­ные, но про­пор­ции изо­бра­же­ний хоро­шо им соот­вет­ст­ву­ют. Бук­вы чёт­кие, раз­мер — от боль­шо­го до малень­ко­го. Сле­ду­ет отме­тить бук­ву A, а не Λ, как выше.

Хро­но­ло­гия

Боль­шин­ство монет это­го монет­но­го дво­ра не дати­ро­ва­но. Самые ран­ние выпус­ки — это, несо­мнен­но, моне­ты, на авер­се кото­рых с. cx изо­бра­же­на непо­кры­тая голо­ва Авгу­ста без леген­ды, а на ревер­се — козе­рог или Авро­ра и козе­рог с леген­дой AVGVSTVS. Несколь­ко выпус­ков дати­ро­ва­но 18—17 гг. до н. э. (TR. P. VI), и име­ют­ся ука­за­ния на пар­фян­ские зна­мё­на, Сто­лет­ние игры, ремонт дорог в Ита­лии, отъ­езд Авгу­ста в Гал­лию в 16 г. до н. э. и т. д. Клад из Мет­ца, в состав кото­ро­го вхо­дят толь­ко что отче­ка­нен­ные и ещё не ходив­шие моне­ты это­го монет­но­го дво­ра, дол­жен дати­ро­вать­ся 15 г. до н. э.; таким обра­зом, у нас есть вес­кие осно­ва­ния дати­ро­вать эти выпус­ки 16—15 гг. до н. э. Итак, хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки чекан­ки будут выглядеть как 19 г. до н. э. — 16—15 гг. до н. э. На авер­се обыч­но изо­бра­же­на непо­кры­тая голо­ва Авгу­ста, реже — голо­ва Авгу­ста в вен­ке. Ино­гда этот венок име­ет ров­ные длин­ные лен­ты и явно заду­ман как лав­ро­вый. В слу­ча­ях, когда фор­ма листьев вен­ка непра­виль­ная и они пере­ме­жа­ют­ся точ­ка­ми, в виду имел­ся, веро­ят­но, дубо­вый венок, а точ­ки изо­бра­жа­ют жёлуди. В этой серии лав­ро­вый венок появ­ля­ет­ся, види­мо, доволь­но рано. Дати­ров­ки раз­лич­ных типов пред­ло­же­ны ниже.

Типы

с. cxi Этот монет­ный двор име­ет мно­го общих типов с дву­мя монет­ны­ми дво­ра­ми, рас­смот­рен­ны­ми выше, а если не повто­ря­ет их точ­ные типы, то про­сто обыг­ры­ва­ет те же самые темы. Важ­ное место зани­ма­ет воз­вра­ще­ние зна­мён, кото­рое про­слав­ля­ет­ся на раз­лич­ных типах1. Воз­мож­но, неко­то­рые из этих зна­мён были вре­мен­но поме­ще­ны в храм Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца2. Храм Мар­са, изо­бра­жён­ный в несколь­ких раз­ных видах, — это малень­кий храм на Капи­то­лии, постро­ен­ный в 20 г. до н. э., а не боль­шой храм на Фору­ме, стро­и­тель­ство кото­ро­го завер­ши­лось толь­ко во 2 г. до н. э.3 На моне­тах отме­ча­ет­ся так­же соору­же­ние три­ум­фаль­ной арки в честь воз­вра­ще­ния зна­мён4. Квад­ри­га с орлом и мини­а­тюр­ной квад­ри­гой внут­ри — несо­мнен­но три­ум­фаль­ный тип в честь воз­вра­ще­ния зна­мён. Посколь­ку фор­маль­ный три­умф не празд­но­вал­ся, колес­ни­ца изо­бра­же­на пустой5. Тип с рас­ши­той тогой (toga picta), укра­шен­ной паль­ма­ми туни­кой (tunica palmata) и т. д. изо­бра­жа­ет три­ум­фаль­ные отли­чия (ornamenta triumphalia), кото­рые при­нял Август6; леген­ду несо­мнен­но сле­ду­ет читать как «Сво­е­му отцу и спа­си­те­лю» (parenti conservatori suo), а не «кон­су­лу» (consuli); обыч­ное сокра­ще­ние для «consul», разу­ме­ет­ся, — «cos». Все типы с Вик­то­ри­ей отно­сят­ся пре­иму­ще­ст­вен­но к восточ­ным успе­хам. Алтарь Фор­ту­ны Воз­вра­щаю­щей (Fortuna Redux) был посвя­щён сена­том в честь воз­вра­ще­ния Авгу­ста в 19 г. до н. э. Тип с козе­ро­гом сопро­вож­да­ет­ся здесь дру­гим типом, на кото­ром рядом с козе­ро­гом в возду­хе парит Авро­ра — ука­за­ние на час рож­де­ния Авгу­ста.

с. cxii Золо­той кви­на­рий име­ет фор­маль­ный тип: Вик­то­рия заим­ст­во­ва­на с рес­пуб­ли­кан­ско­го вик­то­ри­а­та.

Послед­ние уве­ко­ве­чен­ные собы­тия — это обе­ты за без­опас­ность и воз­вра­ще­ние Авгу­ста, при­ня­тые нака­нуне его отъ­езда в Гал­лию (16 г. до н. э.), завер­ше­ние ремон­та дорог7 и Веко­вые игры. Этот послед­ний тип пред­став­ля­ет нам жерт­во­при­но­ше­ние на алта­ре; Август сле­ва при­но­сит жерт­ву, а перед ним сто­ит гла­ша­тай, кото­рый веро­ят­но, повто­ря­ет фор­му­лу жерт­во­при­но­ше­ния во все­услы­ша­ние8.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Ср. выше, о типах рим­ско­го монет­но­го дво­ра.

2Ср. Prop. III. 4. 6: «С рим­ским Юпи­те­ром тут свык­нет­ся парф­ский тро­фей» (assuescent Latio Partha tropaea Jovi, пере­вод Л. Ост­ро­умо­ва); Suet. Aug. 29; 90; 91; Cass. Dio LIV. 4. Этот храм был посвя­щён в честь спа­се­ния Авгу­ста от мол­нии во вре­мя Кан­та­брий­ской вой­ны, когда его смерть была так близ­ка, что после это­го он все­гда боял­ся гро­зы.

3Ср. Cass. Dio LV. 10.

4Cass. Dio LIV. 8; ср. Huelsen Ch. Das Forum Romanum: seine Geschichte und seine Denkmäler. Rom, 1905. S. 127, об арке Авгу­ста на фору­ме.

5Ср. Cassiod. Chron., к 19 г. до н. э.: «Цеза­рю, вер­нув­ше­му­ся из про­вин­ций, пре­до­став­ле­на колес­ни­ца с золотым вен­ком, на кото­рую он не поже­лал взой­ти» (Caesari ex provinciis redeunti currus cum corona aurea decretus est, quo ascendere noluit).

6Ср. Liv. XXX. 15, о подар­ках Сци­пи­о­на Маси­нис­се.

7Это собы­тие про­слав­ля­ет­ся на раз­лич­ных типах — колес­ни­ца, запря­жён­ная дву­мя сло­на­ми, на арке; колес­ни­ца, запря­жён­ная четырь­мя коня­ми, на арке; две арки, увен­чан­ные кон­ны­ми ста­ту­я­ми и т. д.; они, несо­мнен­но, изо­бра­жа­ют несколь­ко раз­ных памят­ни­ков, воз­двиг­ну­тых в раз­ных частях Ита­лии в честь Авгу­ста.

8Ср. выше, типы рим­ско­го монет­но­го дво­ра.

RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):

с.25 (ii)—(iii) «Неиз­вест­ные испан­ские монет­ные дво­ры 1 и 2»1 (№№ 26—153)

Две серии золотых и сереб­ря­ных монет, пер­вая из кото­рых усту­па­ет вто­рой в объ­ё­ме и доволь­но замет­но отли­ча­ет­ся от неё порт­ре­та­ми, вызва­ли нема­ло труд­но­стей и пута­ни­цы; Мэт­тингли2, сле­дуя за Лаф­фран­ки3, отнёс их к монет­ным дво­рам испан­ских про­вин­ций на том осно­ва­нии, что на мед­ных моне­тах мно­гих испан­ских горо­дов в эпо­ху Авгу­ста наблюда­ет­ся та же мане­ра испол­не­ния порт­ре­тов4, и пред­по­ло­жил, что эти монет­ные дво­ры нахо­ди­лись в Цеза­рь­ав­гу­сте (Сара­гос­са) в Тарра­кон­ской Испа­нии и Коло­нии Пат­ри­ции (совре­мен­ная Кор­до­ва) в Бети­ке5. Без новых свиде­тельств труд­но опро­верг­нуть аргу­мен­та­цию Мэт­тингли; но пред­при­ни­ма­лись попыт­ки осла­бить его аргу­мен­та­цию ввиду обна­ру­же­ния в Немау­зе (Ним) штем­пе­ля авер­са, кото­рым были отче­ка­не­ны ауреи (по-види­мо­му, под­лин­ные), отне­сён­ные Мэт­тингли к «Коло­нии Пат­ри­ция»6, с.26 и при­пи­сать часть «испан­ских» дена­ри­ев Немау­зу, в основ­ном исхо­дя из сти­ли­сти­че­ских сооб­ра­же­ний7. Обсто­я­тель­ства обна­ру­же­ния штем­пе­ля без повреж­де­ний и потёр­то­стей в ним­ском фон­тане поз­во­ля­ют нам не согла­сить­ся с тем, что он пред­став­ля­ет немауз­ский монет­ный двор по чекан­ке золота и сереб­ра и пред­ло­жить иное объ­яс­не­ние8; и, хотя сле­ду­ет при­знать, что пол­ное иссле­до­ва­ние «испан­ско­го» золота и сереб­ра ещё не про­во­ди­лось, да и оно вряд ли поз­во­лит уста­но­вить терри­то­рию обра­ще­ния этих золотых и сереб­ря­ных монет (ибо они ходи­ли повсюду), всё же мож­но отме­тить, что (а) Испа­ния в целом уже дав­но была урба­ни­зи­ро­ва­на и вклю­че­на в сеть тор­го­вых свя­зей; (б) осо­бен­но это отно­сит­ся к Бети­ке; (в) Испа­ния слу­жи­ла важ­ным источ­ни­ком золотых и сереб­ря­ных слит­ков; (г) в Испа­нии (в отли­чие от Гал­лии) в то вре­мя сто­я­ло четы­ре леги­о­на, кото­рым тре­бо­ва­лось пла­тить жало­ва­нье моне­та­ми из дра­го­цен­ных метал­лов. Если учесть так­же боль­шое сход­ство порт­ре­тов, наблюдае­мое меж­ду этим золо­том и сереб­ром, с одной сто­ро­ны, и, с дру­гой сто­ро­ны, обиль­ны­ми выпус­ка­ми город­ской меди, кото­рые нача­ли чека­нить­ся в тот пери­од, когда это золо­то и сереб­ро ста­ло цир­ку­ли­ро­вать в боль­ших коли­че­ствах9, то труд­но отри­цать, по мень­шей мере, прав­до­по­до­бие тео­рии Лаф­фран­ки — Мэт­тингли, вне зави­си­мо­сти от того, где имен­но в Испа­нии рас­по­ла­га­лись сами монет­ные дво­ры.

Про­дол­жи­тель­ность чекан­ки монет­ных дво­ров «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2» невоз­мож­но точ­но опре­де­лить. «Испа­ния 1» — менее про­дук­тив­ный из двух10 — чека­нил типы, кото­рые мож­но отне­сти в основ­ном к 19—18 гг. до н. э.: ука­за­ния на уступ­ки Арме­нии и Пар­фии рас­смат­ри­ва­ют­ся в общем кон­тек­сте, где Август пред­став­лен как спа­си­тель Рима, удо­сто­ен­ный Щита доб­ле­стей (clupeus virtutis) и граж­дан­ско­го вен­ка (corona civica). Монет­ный двор «Испа­ния 2» чека­нил гораздо более актив­но, пожа­луй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чекан­ке тоже изоби­лу­ют ука­за­ния на Арме­нию и Пар­фию, а Август тоже пред­став­лен как спа­си­тель государ­ства, одна­ко дати­ро­ван­ные выпус­ки и пря­мое упо­ми­на­ние о Веко­вых играх (Ludi Saeculares), состо­яв­ших­ся в 17 г. до н. э., свиде­тель­ст­ву­ют о том, что чекан­ка монет­но­го дво­ра «Испа­ния 2» несо­мнен­но про­дол­жа­лась до 17 г. до н. э.

Ауреи и дена­рии, выпу­щен­ные монет­ным дво­ром «Испа­ния 1», име­ют раз­ные типы, за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем. На монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» дело обсто­ит ина­че. В дру­гих отно­ше­ни­ях оба монет­ных дво­ра име­ют мно­го важ­ных сходств: весо­вой диа­па­зон золотых монет состав­ля­ет 7,90—7,75 г, сереб­ря­ных монет — 3,85—3,65 г; наблюда­ет­ся тен­ден­ция (с неко­то­ры­ми откло­не­ни­я­ми) к рас­по­ло­же­нию штем­пе­лей в пози­ции ↑↓. Хотя вре­мен­ной диа­па­зон их чекан­ки может раз­ли­чать­ся, как и их про­дук­ция и выбор типов авер­са и ревер­са, два монет­ных дво­ра явно име­ют мно­го обще­го — чего и сле­ду­ет ожидать, когда два началь­ни­ка монет­ных дво­ра дей­ст­ву­ют при­бли­зи­тель­но одно­вре­мен­но в сосед­них про­вин­ци­ях.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1См. ниже, с. 43 сл.

2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.

3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.

4Конеч­но, невер­но было бы пола­гать, что порт­ре­ты на мед­ных моне­тах повли­я­ли на порт­ре­ты на сереб­ре и золо­те (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэт­тингли спе­ци­аль­но под­чёр­ки­ва­ет, что речь идёт о вли­я­нии более рас­про­стра­нён­но­го сереб­ра и золота на медь, огра­ни­чен­ную мест­ным обра­ще­ни­ем.

5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.

6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.

7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипо­те­зу труд­но под­дер­жать в отсут­ст­вие сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, и она не учи­ты­ва­ет­ся в спис­ках, при­ведён­ных ниже (с. 45 сл.), где все эти моне­ты отне­се­ны к монет­ным дво­рам «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2».

8Sutherland C. H. V. Op. cit. P. 44.

9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.

10Об оцен­ке объ­ё­мов про­из­вод­ства монет­но­го дво­ра «Испа­ния 1» и отсут­ст­вии сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, а так­же о монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.

Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=7481) (2008 г.):

Август не толь­ко ясно пони­мал при­ро­ду исто­рии, но и был не очень скром­ным в уве­ко­ве­чи­ва­нии сво­их дости­же­ний, чтобы его место в исто­рии было оце­не­но по досто­ин­ству. Основ­ным доку­мен­том по это­му пово­ду ста­ли «Дея­ния Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста» (Res Gestae Divi Augusti), кото­рые он пере­дал вестал­кам, чтобы после его смер­ти они были выре­за­ны на брон­зо­вых таб­лич­ках и выстав­ле­ны для обо­зре­ния перед его мав­зо­ле­ем. Сре­ди сво­их дости­же­ний он назы­ва­ет стро­и­тель­ство или ремонт дорог. В гла­ве 20.5 Август утвер­жда­ет: «Будучи в седь­мой раз кон­су­лом, я вос­ста­но­вил Фла­ми­ни­е­ву доро­гу от горо­да Ари­ми­на и все мосты, кро­ме Муль­ви­е­ва и Мину­ци­е­ва». Это сооб­ще­ние повто­ря­ет Све­то­ний (Август, 30) и Дион Кас­сий (LII, 22), кото­рый заме­ча­ет, что на обо­их кон­цах Фла­ми­ни­е­вой доро­ги Август постро­ил арки, на вер­ши­нах кото­рых сто­я­ли его ста­туи. Уже в 27 г. до н. э., в пере­лом­ный год, когда Август в седь­мой раз стал кон­су­лом, он вовлек в работу пол­ко­вод­цев и сена­то­ров, пору­чив им над­зор и опла­ту ремон­та дру­гих глав­ных дорог. Пол­ко­вод­цы были обя­за­ны опла­чи­вать ремонт из воен­ной добы­чи, захва­чен­ной в кам­па­ни­ях. Это вели­кое дости­же­ние было уве­ко­ве­че­но на сери­ях ауре­ев и дена­ри­ев, кото­рые, как обыч­но счи­та­ет­ся, были выпу­ще­ны испан­ским монет­ным дво­ром в пери­од 18—17 гг. до н. э. На этом аурее с над­пи­сью QVOD VIAE MVNITAE SVNT («За стро­и­тель­ство дорог») изо­бра­же­на Вик­то­рия, воз­ла­гаю­щая венок на Авгу­ста, кото­ро­го она сопро­вож­да­ет в колес­ни­це, запря­жен­ной сло­на­ми, на квад­рат­ной арке, с обе­их сто­рон кото­рой рас­по­ло­же­ны кры­тые пор­ти­ки. На дру­гих моне­тах этой же серии изо­бра­же­на такая же сце­на с колес­ни­цей со сло­на­ми на двой­ной арке на виа­ду­ке или на круг­лой цен­траль­ной арке, с обе­их сто­рон кото­рой рас­по­ло­же­ны арка­ды, или же изо­бра­же­ны Вик­то­рия с Авгу­стом в квад­ри­ге, запря­жен­ной лошадь­ми на двой­ной арке, укра­шен­ной рострой, сто­я­щей на виа­ду­ке. Мож­но пред­по­ло­жить, что эти ста­туи были из чис­ла тех, о кото­рых упо­ми­на­ет Дион Кас­сий. Забота Авгу­ста о стро­и­тель­стве дорог носи­ла прак­ти­че­ский харак­тер, так как боль­шие доро­ги были необ­хо­ди­мым усло­ви­ем успе­ха импе­рии. Они были полез­ны не толь­ко для пере­воз­ки това­ров и пере­ме­ще­ния путе­ше­ст­вен­ни­ков, — они были жиз­нен­но важ­ны для обес­пе­че­ния эффек­тив­но­сти армии, кото­рая мог­ла пере­дви­гать­ся по этим боль­шим доро­гам выс­ше­го клас­са с огром­ной ско­ро­стью. По слу­чаю, уве­ко­ве­чен­но­му на этом аурее, Август думал напе­ред, ибо пла­ни­ро­вал исполь­зо­вать Фла­ми­ни­е­ву доро­гу, чтобы напра­вить вой­ска в Гал­лию, где он соби­рал­ся пред­при­нять мас­штаб­ные кам­па­нии, кото­рые обез­опа­си­ли бы и еще боль­ше рома­ни­зи­ро­ва­ли эту про­вин­цию.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА