ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Кекроп считался рожденным Землей; его представляли себе получеловеком, полузмеем: Аристофан. Осы. 438; Еврипид. Ион. 1163 сл.

2. Имеется в виду знаменитая статуя сидящего Зевса, выполненная для его олимпийского храма из золота и слоновой кости в 30-е годы V в. до н.э. Фидием. Современные исследователи определяют ее высоту в 12,40 м. Число, сообщаемое анонимом (16 м), явно завышено.

3. Знаменитый храм, законченный строительством ок. середины V в. до н.э. и подожженный Геростратом, желавшим таким способом увековечить свое имя, в 356 г. до н.э.

4. Об алтаре, сооруженном четырехлетним Аполлоном из рогов диких коз, убитых Артемидой, см. Каллимах. Гимн Аполл. 58—61, Ср. также Плутарх. Фесей. Гл. 21, 2.

5. Огромная гробница галикарнасского царя Мавсола, начатая строительством еще при его жизни в первой половине IV в. и законченная, вероятно, только во время Александра Македонского, простояла до XV в.

6. 400 локтей равны примерно 197 м. Самая высокая из египетских пирамид — фараона Хуфу (Хеопса) достигала 147 м.

7. Имеются в виду стены, возведенные при ассирийском царе Ассархаддоне в VII в. до н.э. По описанию Геродота, ширина их достигала 50 царских локтей (примерно 27,6 м), так что между стоявшими по краям башнями могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей Геродот. История. I. 179). В каноне «семи чудес света» вавилонские стены часто заменяются висячими садами, устроенными в четыре яруса в одной из вавилонских башен.

8. Гигантская статуя бога солнца Гелиоса высотой ок. 31 м, воздвигнутая на о-ве Родосе в начале III в. до н.э. Обрушилась от землетрясения в 220 г. до н.э.

9. Эпидавр — город в северо-восточной части Пелопоннеса, центр общегреческого культа Асклепия.

10. На о-ве Парионе, недалеко от Геллеспонта, находился роскошный алтарь Аполлона работы Гермокреонта (IV в. до н.э.?).

11. Имеется в виду одна из двух статуй Афины, работы Фидия, воздвигнутых на вершине Акрополя: либо стоявшая на оси Пропилеев Афина Промахос, либо, что вероятнее, находившаяся внутри Парфенона Афина-Дева, выполненная Фидием, как и статуя Зевса в Олимпии, из слоновой кости и золота.

12. Имеется в виду Кир Старший, основатель персидской державы (559—529 гг. до н.э.). Личность его приобрела черты идеального правителя и человека благодаря сочинению Ксенофонта «Воспитание Кира». В какой мере можно сопоставлять царство с памятниками архитектуры и скульптуры, остается на совести составителя трактата.

13. Толкование заимствовано у историка Харака из Пергама, автора несохранившихся «Всеобщей истории» в 40 книгах и «Хроник». Имя его упоминается также в гл. XVI и XVII.

14. См. Палефат, прим. 75.

15. Ср. Палефат. Гл. XXXIX и прим.

16. По традиционной версии, Гераклу пришлось вступить в борьбу с речным богом Ахелоем, чтобы освободить от его притязаний Деяниру. См.: Софокл. Трахинянки. 9—17; Овид. Метаморфозы. IX. 1—92; Аполлодор. II. 7. 5—7. Вариант, согласно которому Геракл отвел русло Ахелоя, чтобы оказать услугу калидонянам, — Диодор Сицил. IV. 35. 3—4. В историческое время река Ахелой служила границей между Этолией и Акарнанией на западе Средней Греции.

17. Ср. Палефат, гл. II; Гераклит, гл. VII. Автор пытается здесь объяснить миф о рождении Минотавра, используя народное поверье, по которому зрительные впечатления беременной женщины отражаются на внешности новорожденного.

18. Ср. Палефат, гл. XXVIII.

19. Дальше следует почти дословная цитата из сочинения Плутарха «О женской доблести», 248 c. Слова, заключенные в квадратные скобки, издатели Плутарха считают позднейшим добавлением.

20. Традиционное изложение мифа: Овид. Метаморфозы. III. 339—510. В дальнейшем объединены два тематически различных материала. В основном здесь излагается учение неоплатоников о душе, которую следует отделять от бремени чувственного восприятия (ср. Плотин. Эннеады. I. 6. 8; стремиться следует не к прекрасному в мире явлений, а к прекрасному божественного прообраза). Толкование анонима близко также к позднейшим философски-мистическим рассуждениям: человек, будучи подобием бога, видит в воде свое отражение, влюбляется в него и погибает, побежденный чувственным влечением. К основной мысли этой главы совершенно искусственно присоединяется поговорка: «Испугался собственной тени», встречающаяся у Платона («Федон», 101 d и схолий с указанием на употребление этой поговорки у Аристофана в комедии «Пирующие»), но никакого отношения к размышлениям о душе не имеющая. Кто являлся автором сочинения о поговорках у Платона, остается неизвестным.

21. Традиционное изложение мифа о суде Париса: Гомер. Ил. XXIV. 25—30; Еврипид. Андромаха. 274—292; Троянки. 924—933. Версия о том, что Парис написал энкомий в честь Афродиты, ставя ее выше Геры и Афины, встречается у ряда византийских авторов, из которых наиболее ранним является Иоанн Малала (491—578 гг.), автор «Летописи»; кн. 5 в этом труде посвящена истории Троянской войны. См.: Памятники византийской литературы IV—IX веков. М.: Наука. 1968. С. 184.

22. Полиэн из Македонии — греческий ритор, живший в Риме во второй половине II в. н.э., автор сочинения «Военные хитрости» в 8 книгах. Приводимый ниже отрывок почти дословно заимствован из книги I. 2.

23. Непереводимая игра слов: греческое κέρας означает и рог, и фланг в боевом строю.

24. О значении горных пещер, отвечающих эхом на возникающий шум, см. также схолии к псевдоеврипидовскому «Ресу», ст. 36.

25. См. Гераклит, гл. XXXVIII и прим.

26. Отсылка к Платону не слишком внятная: в «Федоне», 72 c, упоминается миф об Эндимионе, но без всякого толкования.

27. Ср. Палефат, гл. LII.

28. Отсюда почти дословно повторяется начало гл. XIX из псевдолукианова сочинения «Об астрологии». В нем же, гл. 18, — об Эндимионе, изложившем учение о Луне.

29. См. Палефат, прим. 53. Далее — почти дословное повторение гл. XIII «Об астрологии».

30. Почти дословное повторение гл. XV из того же сочинения.

31. Иначе — т.е. «что он упал в залив, который…»

32. Гермаон — форма имени Гермеса, известная уже Гесиоду (Страбон. I. 42) и особенно употребительная у поздних авторов. Здесь этим именем назван смертный аргивянии.

33. Аэрия — древнее наименование Египта. Ср. Эсхил. Молящие. 75.

34. Харак — см. прим. 13. Ср. также Палефат, гл. XLII, и прим. 86.

35. Согласно традиционной версии, Семела забеременела от Зевса и, желая удостовериться в его личности, попросила, чтобы он явился к ней со всеми атрибутами своего величия. От молнии в руках Зевса загорелся чертог и погибла сама Семела, Диониса же Зевс изъял из ее чрева и доносил в своем бедре. См. Гесиод. Теог. 940—942; Еврипид. Вакханки. 1—9, 88—98, 242—245, 286—297.

36. Назвали Фионой — по объяснению Диодора Сицилийского (III. 62. 9), Семела и Фиона — два имени Земли; первое — от прилагательного σεμνή — «свято чтимая», второе, от существительного θυσία — «жертва», которую приносят, сжигая, земле. Имя Фионы встречается уже у Сапфо (фр. 27, 10 LP), Пиндара (Пиф. III. 99) и в гомеровском гимне к Дионису, 21.

37. Дедовским именем — ход мысли здесь, по-видимому, следующий. С одной стороны, Кадм приходился правнуком Эпафу, сыну Зевса и Ио, родившемуся в Египте. С другой стороны, Зевс передал новорожденного сына Семелы на воспитание нимфам в Нисе, которую иногда локализовали тоже в Египте (см. Геродот. II. 146). Из родительного падежа имени предка Кадма Зевса (Διός) и названия Нисы можно было легко сконструировать имя Дионис.

38. Александр из Афродисиады (в Карии) — философ-перипатетик, комментатор Аристотеля; примерно с 198 г. н.э. читал лекции в Афинах. Принадлежность ему «Физических проблем» оспаривается, и приводимый ниже почти дословно отрывок из них в самом деле далек от учения Аристотеля.

39. Четыре образа вина — вероятно, подразумевается виноград, выжатый из него сок, бродящее вино и вино, готовое к употреблению.

40. Понять это высказывание можно, если вспомнить ситуацию, описанную в «Илиаде» (VIII. 18—27): Зевс говорит богам, что если даже все они возьмутся за золотую цепь, спущенную с неба, они не смогут совлечь на землю Зевса. Ср. «Об астрологии», гл. XXII.

41. Традиционная версия о заточении Зевсом в Тартар свергнутых им титанов во главе с Кроном: Гесиод. Теог. 726—730; Эсхил. Евмениды. 640 сл. Дальше речь идет о планете Сатурн, названной здесь именем Крона, так как после усвоения римлянами греческой мифологии италийский бог посевов Сатурн был отождествлен с Кроном. Описание движения Сатурна заимствовано из сочинения «Об астрологии», гл. XXI.

42. В «Илиаде» (V. 4—8) рассказывается, как Афина, желая выделить в бою своего любимца Диомеда, зажгла огонь, исходивший от его щита и шлема. Наш автор старается истолковать эти стихи в аллегорическом смысле, привлекая сюда ст. 127 из той же книги («Мрак у тебя отвела…»), имеющий, однако, у Гомера вполне конкретное значение: Афина говорит Диомеду, что наделила его способностью отличать в бою смертного от бессмертного.

43. У Прокла — т.е. в его «Комментариях» к «Государству» Платона (I. 18. 23—25), где упоминаемые анонимом стихи толкуются более отвлеченно.

44. Цитата из «Илиады» (V. 838). Дальнейшее — несколько упрощенный пересказ из упомянутого выше комментария Прокла (I. 112. 3—8; III. 19—28).

45. Ниже воспроизводится распространенное в античности объяснение слова «солекизм» от названия города Солы и глагола οἰκίζω «поселяю»: Солон поселил-де в названных его именем Солах афинян, речь которых со временем испортилась. См. Диоген Лаэртский. I. 51. Страбон (XIV. 2. 28) допускает возможность того, что глагол σολοικίζειν мог возникнуть и независимо от названия Сол. И в самом деле, прилагательное σόλοικος «варварский, говорящий на варварский манер», засвидетельствовано еще у поэтов VI в. до н.э. Гиппонакта (фр. 38, 1 Дег.) и Анакреонта (фр. 78 Пэйдж), когда слух об испорченной речи обитателей Сол едва ли мог получить столь широкое распространение. Не слишком достоверно и само основание Солоном киликийских Сол: Плутарх в биографии Солона, рассказывая о приезде Солона к Крезу (гл. XXVII), об основании им Сол не упоминает.

46. Сисахфия — букв. «стряхивание бремени». Об этой стороне реформ Солона см.: Аристотель. Афинская полития. 6; Плутарх. Солон. XV.

47. Феты — беднейшая часть свободного населения в Афинах, зарабатывавшая себе на жизнь батрачеством.

 

 


Ватиканский аноним. О НЕВЕРОЯТНОМ