Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Ватиканский аноним
О НЕВЕРОЯТНОМ
Используется греческий шрифт

Текст приводится по изданию: "Вестник древней истории". 1992 г. №3. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо.

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII

I.

Следует знать, что древнейшими людьми одни считают египтян, другие — фригийцев, из эллинов же древнейшими считают афинян и тех, которые раньше назывались пеласгами, а теперь — аркадянами. Среди городов старейший акрополь — основанный у афинян автохтоном Кекропом, обладавшим двойной природой1, второй за ним — основанный Форонеем, сыном Инаха, третий — в городе Итоне, в Фессалии, основанный сыном Прометея Девкалионом.


II. СЕМЬ ЧУДЕС

1. Зевс Олимпийский, высотой в 36 локтей2.

2. Храм Артемиды Эфесской3.

3. Роговой алтарь на Делосе, про который говорят, что он возник за один день из пожертвованных богу правых рогов4.

4. Мавсолей в Галикарнассе5.

5. Египетские пирамиды, из которых самая большая насчитывает 400 локтей вышину6.

6. Вавилонские стены7.

7. Колосс на Родосе, вышиной в 70 локтей, которого создал Харет из Линда8.

Некоторые называют еще святилище Асклепия в Эпидавре9 и алтарь в Парионе10, и висячие сады, и статую Афины, поставленную в Афинах11, и царство Кира12.


III. О ЗОЛОТОМ РУНЕ13

То, что стерегли в Колхиде, было по правде не золотое руно (ибо это было присочинено), а книга, написанная на кожаных листах и содержавшая наставления о том, как с помощью химии надо делать золото. Вероятно, поэтому жившие тогда люди называли ее золотой от заключенной в ней силы.


IV. КАК АПОЛЛОН И ПОСИДОН ВОЗВЕЛИ СТЕНУ ВОКРУГ ИЛИОНА14

Насчет того, что Аполлон и Посидон возвели-де стену вокруг Илиона. Дело же обстоит не так, но Лаомедонт окружил город стеной, нарушив благочестие. На акрополе был храм Аполлона и Посидона, исключительно высоко почитаемый; украв оттуда деньги, Лаомедонт обратил их на возведение стены.


V. О КЕРБЕРЕ15

Кербер, которого называют псом Аидонея, принадлежал царю феспротов. Похитившие его ночью воры спрятали его в темной пещере, а Геракл отобрал его и отдал Еврисфею.


VI. О БОРЬБЕ ГЕРАКЛА И АХЕЛОЯ16

Насчет того, что Геракл вступил-де в единоборство с Ахелоем. Дело же обстоит вот как. Ахелой, протекая между этолийцами и куретами, то у одних поглощал большую часть земли, то других ею наделял. Отсюда у них возникала сильная вражда. И вот Геракл, явившись союзником к этолийцам, одолел куретов и, заключив реку в одно русло и в одно устье, подчинил землю этолийцам и взял в жены дочь Ойнея Деяниру.


VII. О ПАСИФАЕ17

Пасифая, любя местного юношу, делает помощником и пособником в любви Дедала. Она и раньше имела привычку наблюдать, когда он что-нибудь мастерил, — теперь же он делал прекраснейшее изображение коровы, до последней мелочи похожее на живую. Когда одержимая страстью Пасифая пришла в дом Дедала для свидания с возлюбленным, она глядела на корову и этим самым себя впоследствии выдала. А то, что рассказывают, — выдумки.


VIII. О ХИМЕРЕ18

О Химере Плутарх в книге «О женской доблести» говорит так19. Химера была гора, расположенная на востоке, и летом от нее отражались солнечные лучи, приводя к грозному загоранию [и воспламенению] на равнине, где от него гибли плоды. А Беллерофонт, сообразив, в чем дело, разрубил гладкую поверхность крутой скалы и совершенно исключил возможность преломления лучей.


IX. О НАРКИССЕ20

О нем говорят, что он увидел в воде свою тень и, влюбившись в нее, бросился в воду, желая обнять тень. Так он и задохнулся. Но это неправда. Ибо он не задохнулся в воде, но, увидев в текущей природе материи свою собственную тень, т.е. внутри материи — живое существо, которое является последним образом истинной души, и постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу, — это то же самое, как если бы сказать, что погубил свою истинную, подобающую ему жизнь.

Отсюда и гласит пословица: «Испугавшись собственной тени». Она учит, что надо бояться заботы о последнем (дне жизни) как о первом, ибо эта забота приводит нас к гибели души, то есть к исчезновению истинного знания о вещах и подобающего ему, по существу, совершенства.

Так — у написавшего толкование поговорок, употребленных у Платона.


X. ОБ АЛЕКСАНДРЕ

Да будет известно, что Александр (он же Парис) не судил богинь21, а как мудрый человек сочинил на них энкомий. Отсюда и получился миф, будто он выбирал между Палладой, Герой и Афродитой.


XI. О ПАНЕ

Полиэн22 в «Военных хитростях» говорит, что Пан первым изобрел строй, обозначил фаланги, определил место правому и левому крылу (потому его изображают с рогами23) и первым благодаря искусству и хитрости сумел внушить страх врагам. Узнав от разведчиков, что несметное полчище врагов надвигается на Диониса, который их испугался, сам он не испугался, но приказал ночью Дионисову воинству поднять страшный крик. Итак, по знаку трубы они все возопили, и отозвались эхом скалы и горные пещеры24, а враги, сраженные страхом, обратились в бегство. Почитая хитрость Пана, мы воспеваем Эхо как дочь Пана, и пустые ночные страхи, нападающие на войско, зовем паническими.


XII. ОБ ЭНДИМИОНЕ

Насчет того, что Эндимион первым посвятил время созерцанию звезд, так что всю ночь он бодрствовал, а днями спал. Говорят, потому он и был возлюбленным Селены25, что, находясь в ее распоряжении, ради этого был ею очень любим.

Так у Платона26.


XIII. О ФАЭТОНЕ27

И о Фаэтоне говорят, что он был сыном Гелиоса. Дело обстоит так28. Фаэтон исследовал движение солнца, как Эндимион — движение луны. Впрочем, он сделал это не очень надежно, но умер, оставив разыскание не оконченным.


XIV. О БЕЛЛЕРОФОНТЕ

И у Беллерофонта не было крылатого коня, как гласит миф29. Но, занимаясь астрономией, размышляя о высоких сферах и общаясь со звездами, он поднялся на небо благодаря не коню, а размышлению.


XV. ОБ ИКАРЕ30

Также Икар из-за молодости и безрассудства исследовал не то, что подобает, но очень вознесся умом, отбился от истины, заблудился в путях разума и попал в море непостижимых предметов; эллины же рассказывают о нем иначе31, и по его имени называют залив Икарийским.


XVI. ОБ ИО

Ио, дочь Арестора, была жрицей у Геры. Когда отец узнал, что она забеременела до брака (ибо внешность у нее была больше не девическая, но, достигнув предела любовных утех, сама она казалась и выше ростом, и прекраснее, так что аргивяне стали звать ее «коровой»), он стал гневаться и держал ее под охраной, приставив к ней стражем своего дядю по матери Аргоса. И так как Аргос никогда не спал и убежать от него было невозможно, то он ее не отпускал, откуда и получил прозвище Всевидящего. По воле Ио один из местных людей по имени Гермаон32 тайно убивает Аргоса, сама же она, освобожденная таким образом, бежит с виновником убийства и садится на торговый корабль. Ветер понес ее по морю, которое зовется Ионийским, и, повсюду бросая, доставил в Аэрию33; здесь ее прозвали богиней за красоту.

Так у Харака в «Греческой истории»34.


XVII. О ДИОНИСЕ

Харак говорит, что Семела, дочь Кадма, как передают, забеременела до брака35. Во время ее родов ударила молния, Семела исчезла, а младенец остался. Сама она, как полагали, вытянула божественную долю (так говорят о пораженных молнией), и ее назвали Фионой36, ребенка же Кадм счел божественным, поскольку тот был спасен из огня; он нарекает его дедовским именем египетского Диониса37. Александр из Афродисиады в «Физических проблемах» говорит38: «Не напрасно придумывают, что вакханка следует за Дионисом, так как из вина рождается пляска, сатиры — так как испытывают легкость в душе, лидийцы — так как некоторые из них чувствуют от вина высвобождение, пантера — так как у опьяненных рождаются пестрые, вымышленные образы. Ведь у каждого, одержимого вином, родится разнообразный и пестрый образ мыслей, а шкура животного — вся в пятнах. И только одна вакханка способна убивать в состоянии безумия, многие же совершили убийство в состоянии опьянения. Дионис является обнаженным, потому что у пьющих из-за вина обнаруживается их образ мыслей; к близости же с Афродитой и Ариадной он стремился потому, что напившихся охватывает наибольшая страсть к женщинам. Лысым его называют потому, что обильная выпивка в наибольшей степени лишает разума, а также вредит телу и оскверняет его; оттого и называют Диониса осквернителем… А что Дионис был поражен огненной молнией и заключен в бедро (Зевса), говорят потому, что вино часто, согреваясь на солнце, достигает крепости от смешения, будучи скрыто в бочках. И есть у него четыре сестры, потому что вино имеет четыре образа, сменяющие друг друга»39.


XVIII. О ЦЕПИ У ГОМЕРА40

Некоторые высказывают мысль, что Гомер называет цепью дни и лучи солнца.


XIX. О КРОНЕ

Неправда и то, что Крон был закован Зевсом41, но Крон находится в движении очень далеко от нас, а движение у него медленное и не легко воспринимается людьми. Поэтому говорят, что он стоит, как будто закованный; глубочайшую же тьму называют Тартаром.


XX. ОБ ОГНЕ, ИСХОДИВШЕМ ОТ ДОСПЕХОВ ДИОМЕДА

Что означает неугасимый огонь, которым сияли доспехи Диомеда?42 Так как Афину называют светоносной и она является руководителем ума и истинного размышления, то она зажгла свет в душе Диомеда и изъяла из нее мрак, т.е. устранила неразумие, в присутствии которого душа слепа. Говорится ведь:

Мрак у тебя от очей отвела, окружавший их прежде.

И это было понято как огонь и даровавшая его Диомеду Афина.

Так у Прокла43.


XXI. О ВЫРАЖЕНИИ «ТЯЖКО ДУБОВАЯ ОСЬ ЗАСТОНАЛА»

«Тяжко дубовая ось застонала от груза»44. Каким же образом невесомое может быть причиной тяжести? Ибо говорят, что каким является входящее в сопричастие, таким по необходимости является сопричастное: в то время как божественное, входящее в сопричастие, едино, душа сопричастна одному, ум — другому, представление — третьему, чувство — четвертому. А именно, душа сопричастна длительности, ум — неделимости, представление — образности, чувство — страдательности. И сопричастное по бытию своему единообразно, по причастности же многообразно, представляясь сопричастным то одним, то другим из-за их бессилия, и не только в этом дело, но и невесомое представляется причиной тяжести.


XXII. О СОЛЕКИЗМЕ45

Насчет того, что Солон, оказавшись по просьбе Креза в Киликии, основал город Солы, в котором поселил и некоторых из афинян. Говорили, что со временем они, превратившись в варваров, заговорили, как «насельники Сол»; отсюда и выражение солекизм.


XXIII. О СИСАХФИИ46

Насчет того, что Солон с Саламина впервые ввел у афинян сисахфию. Это было выкупом людей из кабалы, ибо они брали взаймы под залог собственной жизни и, не имея средств вернуть долг, превращались в фетов47.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайбермаг - купить ноутбук бу в Киеве с доставкой и гарантией.