Текст приводится по изданию: Аппиан. Римские войны. Изд-во "Алетейя", 1994

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

1. X[onew uesprvto} — родственные иллирийцам племена, жившие в западной прибрежной части Эпира (Thuc., I, 46, 4; Plin , NH, IV, 2; Strabo, VII, 324).

2. Pa}onew — по мнению большинства исследователей (Томашек, Кацаров Пач), иллирийские или фрако-иллирииские племена, занимавшие в доримскую эпоху земли на севере Македонии, главным образом по течению рек Стримона и Аксия (Her, V, 1; 3, 98; Thuc., II, 9; 63, Strabo, VII, 313; 316, 318) В римское время пеоны были почти полностью поглощены окружавшими их фракийскими племенами; остатки племени пеонов, можно предполагать, продвинулись на север в Паннонию, хотя не исключена возможность, что имя пеонов было перенесено на паннонцев эллинами, узнавшими о них от римлян. Аппиан под пеонами подразумевает паннонцев, ср. Plut., Pomp., 41

3. В старинном переводе Кандида (XV в.) дано: “длина в три раза больше”.

4. Эту же цифру (1200 стадиев) указывает Страбон (VII, 314). Римский стадий равен 184,97 м

5. В издании LCL здесь ставится точка, и следующее предложение приобретает такой смысл: “очень известными были из этих племен занимающие большую область племена скордисков и трибаллов, которые…”.

6. Triballo} — иллирийское племя, жившее во времена Геродота и Фукидида по Истру, от реки Марга до реки Эска (Her., IV, 49; Thuc., II, 96), в более позднее время они занимали лишь западную часть этой территории (Plin., NH, III, 149; Strabe, VII, 318). Skord}skoi — кельтское племя; они были соседями трибаллов с запада, занимая земли по левому берегу реки Марга.

7. 'Arde`oi или 'Ardia`oi, A'tarie`oi — иллирийские племена, обитавшие в Далмации. Очевидно, Аппиан преувеличивает, говоря об уничтожении ардиэев, так как их упоминает Страбон (VII, 315), говоря о римском времени, и ниже сам Аппиан (III, 10).

8. Libyrno} — иллирийское племя, жившее по берегу Адриатического моря между полуостровом Истрией и северной частью Далмации.

9. Это имя пропущено в переводе Кандида [так как оно упоминается только здесь и не было понято (?) переводчиком].

10. Mendelssohn предположительно: “вследствие проклятия” ([gow).

11. Эпизод относится к 310-300 гг. до н.э., когда автариеи были вынуждены подчиниться силе кельтов, появившихся в Иллирии (Theop., фр. 41). Неудачный поход на Дельфы следует отнести к 279 г. до н.э. (Iust., XXXII, 3; Paus., X, 19; Diod., XXII, 9).

12. Пиренеев.

13. Аппиан имеет в виду многочисленные войны Рима с кельтами (галлами) на протяжении IV (390/387, 360, 332/331 гг. до н.э.), III (283, 225-222 гг. до н.э.) и II (154 г. до н.э.) вв.

14. Речь идет о битве 6 октября 105 г. до н.э., когда при Аравсионе на реке Роне кимбры под руководством царя Бойорига уничтожили римское войско, руководимое консулом Гнеем Манлием Максимом и проконсулом Квинтом Сервилием Цепионом (Liv., Ep., LXVII; Vell., II, 12; Тас., Germ., 37; Plut., Mar., 19; Cic., pro Balbo, 28).

15. Гай Марий — консул 107, 104-100 и 86 гг. до н.э.

16. App., Celt., 1, 2.

17. Maido} — фракийское племя, жившее на среднем Стримоне (Strabo, VII, 316). D[rdanoi — иллирийское племя, жившее по верхнему течению рек Марга и Аксия.

18. Дата, указанная здесь Аппианом, неприемлема. Первое столкновение римлян с кельтами следует отнести к 390 или 387 г. до н.э. Тогда события, описываемые здесь, следовало бы датировать 358 или 354 г. до н.э., что явно ошибочно, ибо, как указывает сам Аппиан, речь идет о событиях после завоевания римлянами Греции и Македонии, то есть после 146 г. до н.э. Очевидно, здесь следует внести исправление de|teron ka} triakos<ios>t\n ]tow. Тогда описываемые события могут быть отнесены к 88 г. до н.э., что исторически вполне оправдывается (Plut., Sylla, 12).

19. Луций Корнелий Сципион Азиаген, в 88 г. претор Македонии.

20. Т.е. принадлежащим храмам.

21. Луция Сципиона.

22. Mendelssohn предложил конъектуру: ]ple\nase — “участились”.

23. Иначе мисийцев.

24. В переводе Кандида: “о кельтах”, но на полях сделано примечание: “в другой рукописи было поставлено: когда о критянах”.

25. 230 г.

26. Т.е. вокруг Адриатического моря.

27. Царь Эпира Пирр (296-272 гг. до н.э.) в первый год своего царствования присоединил к своим владениям Амбракийский залив (современный залив Арта), остров Коркиру и часть Македонии.

28. Коркира — остров в Ионическом море у берегов Эпира; Эпидамн — город в южной части Иллирии, на берегу Адриатического моря (современный Дураццо в Албании); Фавр — остров в Адриатическом море, на берегу Далмации (современная Лезина).

29. Исса — остров в Адриатическом море близ берегов Далмации (современный Алессио).

30. В переводе Кандида: “Калемпора”.

31. Кандид: “убили, как полагают некоторые, Корункания. Остальные самих себя предали смерти.” Полибий (II, 4-8) сообщает, что римскими послами были два брата Корункании — Гай и Луций.

32. 229 г. Речь идет о второй жене Агрона Тевте (Te~ta); матерью Пинны была первая жена Агрона — Тритевта.

33. 'Atint[dew — иллирийское племя, жившее на северо-западе Эпира, недалеко от берега Ионического моря. Об их переходе на сторону Рима во времена I Иллирийской войны сообщает также Полибий (II, 5, 8; VII, 9, 13).

34. 228 г.

35. Лисса (Исса) — остров в Адриатическом море.

36. Вероятно, Коркира и Аполлония представляли собой civitates liberae. Их привилегии заключались в освобождении от римского поземельного налога, в свободе от римского гарнизона, в праве устанавливать собственную пошлину, в праве самостоятельной чеканки и суда как над своими, так и над римскими гражданами.

37. Didot переводит: “только на то время, пока он будет им верен” (?); White — “только временно”.

38. Война с галлами 225-222 гг. до н.э. была вызвана разделом галльских земель (ager Gallicus) между римскими гражданами по закону народного трибуна Гая Фламиния (232 г. до н.э.).

39. 'Hridan\w — название реки По, употребляемое как синоним другого, более распространенного названия этой реки — Padus (Plin., NH, III, 17).

40. 'Istroi — иллирийское племя, жившее на территории полуострова Истрии в Адриатическом море.

41. 222 г.

42. Филипп V (220-178 гг. до н.э.).

43. Победителем Деметрия Фарского был Луций Эмилий Павел, консул 219 и 216 гг. до н.э. (Polyb., III, 18, 3-19).

44. 220 г.

45. Последний македонский царь (178-168 гг. до н.э.), сын Филиппа.

46. Правитель части иллирийских племен (Liv., XLIII, 19, 3: Labeates, ubi Genthios regnabat) в 180-168 гг. до н.э.

47. Марк Перперна и Марк Петилий (Polyb., XXIX, 3; Liv., XLIV, 23).

48. 168 г.

49. Претор Луций Аниций Галл.

50. Близ города Скодра (современное Скутари) в Иллирии.

51. В 167 г. О триумфе Аниция над иллирийцами см. Vell., I, 9, 5; Potyb., XXX, 14.

52. На основании Liv., XLIV, 32, Mendelssohn ставит вопрос, не нужно ли читать “тридцать” (l' вместо K).

53. Луций Эмилий Павел, консул 182 и 168 гг. до н.э., сын Луция Эмилия Павла, консула 219 и 216 гг.

54. 167 г.

55. Об этом событии см. также Polyb., XXX, 15; Strabo, VII, 322; Plin., NH, IV, 39; Plut., Aem. Paul., 28; App., Mac., 19.

56. 'Arde`oi, Pal[rioi — племена, жившие у устья реки Нарона (современный Нарент) в Далмации (см. App., III, 3).

57. 135 г.

58. М. Fulvius Flaccus — консул 125 г. до н.э., сподвижник Гая Гракха.

59. Япиды (иаподы) жили в Юлийских Альпах до Фиуме на юге.

60. Гай Семпроний Тудитан, консул 129 г. до н.э.

61. Возможно, легат Тудитана. Ливий (Ер., LIX) называет в качестве соратника Тудитана в войне против япидов консульского легата Децима Юния Брута Каллаика.

62. Segestano} — племя, жившее близ города Сискии (современный Сиссек) в юго-восточной части Верхней Паннонии (Plin., NH, III, 148; Strabo, VII. 313-314).

63. Луций Аврелий Котта и Луций Цецилий Метелл — консулы 119 г. до н.э.

64. См. Арр., III, 22-23.

65. 156 г.

66. А именно, на племя даорсов, живших на берегах реки Нарона к югу от далматов, и жителей острова Иссы, владевших на материке Трагурием (современный Трау) и Эпетием (близ современного города Сплита, бывшего Спалато); см. Zon., IX, 25.

67. Гай Марций Фигул, консул 156 г. до н.э.

68. Дельминий (современный город Григля) — крупнейший город в Далмации (Flor., II, 25; Ptol., II, 16, 11; Strabo, VII, 315).

69. 119 г.

70. Салона (близ современного города Сплита) — город на иллирийском берегу Адриатического моря.

71. Цецилий Метелл получил триумф de Delmatis в 117 г. до н.э. (Eutr., IV, 23; CIL, I2, стр. 177).

72. Как проконсул.

73. Т.е. в 58-50 гг. до н.э.

74. Промона (современный Петровач?) — город на севере Далмации.

75. Речь идет, вероятно, о 50 г. до н.э., когда Цезарь находился в Цизальпинской Галлии, в долине реки По.

76. Mendelssohn считает место неясным; некоторые (например, Nauck) толкуют так: “наконец (t]low), послал большой отряд”.

77. Буквально: “находившемуся в раздорах (stasi[zonti) с Помпеем”.

78. Слово st[siw в зависимости от контекста может иметь самые различные значения: “партия”, “группировка”, “партийная борьба”, “мятеж”, “восстание”, “междоусобие”. Перевод, данный в тексте, представляется наиболее вероятным.

79. 4 января 48 г. до н.э. Войско Цезаря состояло из шести легионов и 600 всадников.

80. Брундисия.

81. Марк Антоний — будущий триумвир. Антоний переправил Цезарю из Италии транспортный флот с четырьмя легионами и 800 всадниками (App., ВС, II, 59; Caes., ВС, III, 24; 26; 29-30; 34; 46).

82. Авл Габиний — консул 58 г. до н.э. В Иллирию он прибыл летом 48 г. до н.э. (Plut., Ant., 7,1; Dio, XLII, 11).

83. Конъектура Nauck'a: “…они приобрели богатство и остальную силу”. Поражение Габиния произошло у далматского города Синодия (App., III, 27).

84. 29 сентября 48 г. до н.э.

85. См. Suet., Div. Iul, 44; Vell., II, 59,4; App., ВС, II, 110; III, 25.

86. 45 г.

87. Публий Ватиний — народный трибун 58 г. до н.э.

88. Легионами?

89. 44 г.

90. В латинском переводе: “Марку Бруту”.

91. Т.е. Гая Юлия Цезаря диктатора.

92. Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин — преторы 44 г.

93. 'I[podew или 'I[pydew — иллирийское (?) племя, жившее на северо-западе Иллирии.

94. 'Agri[new — фракийское племя, жившее в Родопских горах у истоков реки Стримона и принадлежавшее, очевидно, к племенному объединению пеонов.

95. Рукописи дают [poikoi — “выходцы”; исследователи предпочитают ]pokoi — “пришлые поселенцы” или p[roikoi — “соседи”; латинский перевод Кандида дает “колонисты”, т.е. [poikoi.

96. Возможно, Публий Корнелий Сципион Назика, консул 155 г. до н.э., сражавшийся в Далмации (Liv., Ep., XLVIII), хотя это предположение встречает некоторые возражения.

97. Необычное выражение di'\lhw pe}raw вызвало ряд конъектур: “одним походом”, “небольшим походом”, “первым походом”. Schweighauser di'[lvn [por}aw — “из-за недостатка соли” или “вследствие трудного доступа к морю” (?).

98. 35 г.

99. Иллирийские племена. Некоторые из них (доклеаты, батиаты, мероменны, глинтидионы) упоминаются также у Plin., NH, III, 143. Точно определить их местожительство не представляется возможным; известно, что большинство из этих племен жило в Далмации, некоторые же (тавриски) в Норике. Поход Октавиана против них относится к 35/34 г. до н.э.

100. Beso} — крупнейшее фракийское племя, жившее в области центральных Балканских гор. Начиная с 72 г. до н.э., бессы оказывали героическое сопротивление римлянам, пытавшимся покорить их [Eutr., VI, 10(8); Amm. Marc., XXVII, 4, 11; Dio, XLVII, 25]. Сообщение Аппиана о том, что бессы сдались Августу, не подтверждается другими авторами, свидетельствующими об ожесточенной борьбе бессов против Рима в период правления Августа: Dio, LI, 25; Flor., IV, 2, 17; Vell. Pat., 98.

101. Т.е. жители Коркиры.

102. Moent`noi, A|ende[tai — первые упоминаются только у Аппиана, о вторых сообщает также Страбон (IV, 207; VII, 314).

103. Salasso} — кельтское племя в Транспаданской Галлии. Они владели подступами к Малому и Большому Сен-Бернару. В центре их территории Августом была основана Augusta Praetoria (современная Аоста).

104. Т.е. к северу от Альп.

105. Выражение \ntew ]k[w to`w Salasso`w, явно ошибочное, вызвало ряд конъектур: 1) после ]k[w, родительный падеж; 2) по переводу Кандида: “добровольно соединившиеся с салассами” (symb[ntew ]k\ntew).

106. Гай Антистий Ветер — народный трибун 57 г., консул suffectus 30 г. до н.э. С салассами он вел борьбу в 33 г. до н.э. в качестве легата Августа.

107. Ввиду двусмысленности выражения (“отпасть от кого-нибудь” и “уйти”), Schweighauser предлагает: “когда Ветер удалился, они, отпав…” и т.д.

108. Марк Валерий Мессала Корвин — консул 31 г. до н.э. Кассий Дион (XLIX, 38) сообщает о двух экспедициях Мессалы против салассов.

109. 34 г.

110. Аквилея — город в Транспаданской Галлии, основанный римлянами в 182 г. до н.э. (Liv., XI, 34; XLIII, 17; Vell., Pat., I, 15). Тергест — город в Истрии, на северо-восточном берегу Адриатического моря (Caes., BG, VIII, 24; Plin., NH, III, 127, Strabo, V, 215; VII, 314).

111. Любопытен перевод Кандида: “когда затем Цезарь направился в другую часть леса, они обратились в бегство…” Все зависит от того, ставить ли или не ставить запятую после [n{luen.

112. Укрепление япидов Терпон (T]rpvnow) упоминается только у Аппиана. Местоположение его точно не определено. Возможно, Терпон лежал в горах Капелла (современная Югославия), у их восточных склонов.

113. Экспедиция Октавиана против япидов была предпринята, вероятно, в 35 г. до н.э.

114. M]toylon упоминается также у Strabo, IV, 207; VII, 314. Возможно, Метул был расположен близ города Постумия в Юлийских Альпах. См. JOeAI, XXI/XXII, Beibl., стр. 286 сл.

115. Децим.

116. Децим Брут сражался с Антонием в Цизальпинской Галлии и был убит при попытке ускользнуть в Иллирию. См. Арр., ВС, III, 98.

117. Марк Випсаний Агриппа — в будущем зять Августа, консул 37 г. до н.э.

118. Schweighauser: “Нерон” и далее “Луций (или Муций) Сцевола”.

119. О телохранителях Августа Луге и Воласе нет, как кажется, других упоминаний.

120. Вместо стоящего в тексте “были засыпаны” Mendelssohn предлагает “были перебиты” (разница в трех буквах).

121. Марк Гельвий — легат Октавиана. Возможно, о нем сообщает надпись CIL, XII, 4847.

122. 34 г.

123. 35 г.

124. Октавиан.

125. Здесь, как и в других местах “Иллирийской книги” (14), Аппиан называет паннониев пеонами.

126. Саве.

127. Город Сегеста, лежавший у впадения реки Колапа в Саву (Plin., NH, III, 148; Dio, XLIX, 37). Страбон (VII, 313-314) различает Segestik{ и Sisk}a, как два близлежащих города. Возможно, во времена Аппиана эти разросшиеся два города слились в один.

128. Следовательно, Аппиан называет Истром ту часть течения реки Дуная, которая начинается примерно от впадения реки Савы. Такое же определение Истра дает Плиний (NH, III, 139; 147; 150). Возможно, название Истр в применении только к нижнему течению Дуная появилось со времен иллирийских походов Октавиана.

129. 35/34 г. до н.э.

130. Tayl[ntioi — иллирийское племя, жившее близ Эпидамна (Thuc., I, 24; Arr., An., I, 5; Liv., XLV, 26).

131. О потере легионных орлов в Далмации упоминает и Август в Res gestae divi Augusti (29), где он стремится противопоставить поражение в Далмации Габиния своим успехам. О борьбе иллирийцев с Римом см. Cic., Phil., X, 13 сл.; Liv., Ep., CXVIII; Vell., II, 69, 3-4; Dio, XLIV, 38; XLVII, 21.

132. Промона — город в Северной Далмации.

133. 18,5 км.

134. Меняя только придыхание (вместо \rvn читая \rvn), Кандид переводит: “бежавшее по горам”; Mendelssohn не прочь принять это чтение.

135. Местоположение далматских городов Синодия и Сетовии до сих пор не определено.

136. Латинский перевод Кандида: “Барбатием”.

137. Тит Статилий Тавр, консул suffectus 37 г. до н.э. и консул ordinarius 26 г. до н.э.

138. 33 г.

139. Январские календы — 1 января 33 г.

140. Луций Автроний Пет — консул sun'ectus 33 г. до н.э.

141. Вместо ka} Mendelssohn (как и Nauck) предлагает d{ или per; тогда перевод: “которых именно требовал”.

142. См. Strabo, VII, 315; Dio, XLIX, 38; Liv., Ep., CXXXI-CXXXII; Suet., Aug., 20; 24.

143. Сообщение Аппиана о полном подчинении далматов неверно. В 16 г. до н.э. с ними должен был вести борьбу проконсул P. Silius (Dio, LIV, 20; CIL, III, 2873), а в 11-10 гг. до н.э. — Тиберий (Dio, LIV, 34; LV, 2; Liv., Ep., CXXXIX; Suet., Tib., 9).

144. Derbano} — небольшое иллирийское племя, жившее рядом с далматами.

145. Здесь в тексте лакуна, заполняемая словами, которые набраны курсивом; Schweighauser восстанавливает ее следующим образом: “заключались же договоры и со всеми другими, к которым…”

146. 33 г.

147. 13 августа 23 г. до н.э. (Dio, XLIX, 43; Suet., Aug., 22; RGDA, 30).

148. Т.е. между кельтами и пеонами.

149. Очевидно, Аппиан не имел в своем распоряжении книги Тита Ливия, в которой тот описал события в Ретии и Норике (Ер., CXXXVIII).

150. Римляне называли их месами.

151. Марк Лициний Лукулл — консул 73 г. до н.э., в качестве проконсула Македонии в 72/71 гг. осуществлявший завоевание фракийских племен, живших между Дунаем и Балканскими горами. Экспедиция Марка Лукулла повела к частичному и кратковременному покорению племен; однако уже в 60-х гг. объединенные силы гетов, бастарнов и эллинов западнопонтийских городов изгнали Гая Антония Гибриду, бывшего в то время проконсулом Македонии.

152. Быть может, надо понимать: “находящихся в пределах мисов”.

153. Конъектура Wesseling'a и Schweighauser'a; в тексте: “и Месембрия, из которой в Риме из Калатиды привез…”

154. Сообщение Аппиана о сравнительно позднем (со времени Тиберия) присоединении Месии в качестве провинции к Римской империи подтверждается надписями, в которых именно со времени Тиберия начинает фигурировать термин provincia Moesia. К 15 г. н.э. относится также сообщение Тацита (Ann., I, 80) о провинции Месии.

155. В действительности, вероятно, ВС, V, 7.

 

 

 

 

 

Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!