Беросс | ||
ВАВИЛОНСКАЯ ИСТОРИЯ |
Номера фрагментов: F1 F2 F3 F4a F4b F5 F6 F7 F8a F8b F8c F9a F9b F9c F10a F10b F11 F12 F13 F14 F15a F15b F15c F16 F17a F17b F17c F18 F19 F20 F21 F22
Книга 1.
Евсевий Chronicon (Хроника), p. 6, line 8 — p. 9, line 2 Karst, в армянском переводе: Я расскажу, о чём этот Берос пишет в первой книге своей истории, и добавлю к уже сказанному то, что включил в своё сочинение Полигистор (FGrHist #273 F79). Он излагает одно за другим, по порядку, следующим образом. (С этого места армянская версия в основном согласуется с греческой Синкелла.) |
Синкелл Ecloga Chronographica (Избранная хронография) 50-53: Из Александра Полигистора (FGrHist #273 F79) о десяти халдейских правителях до Великого Потопа, о Великом Потопе и о Ное и его ковчеге. В своём сообщении он упоминает о нескольких невероятных событиях, отмеченных в трудах Бероса. (Продолжение ниже.) |
Берос в первой книге "Вавилонской истории" говорит, что жил он во времена Александра, сына Филиппа; что книги многих писателей, охватывающие период более чем в 15 мириад лет1, с большой заботой хранятся в Вавилоне; они содержат записи историй о небе и о море, и о первотворениях, и о царях, и об их деяниях.
|
Афиней Deipnosophistae (Пир мудрецов), 14.44: Берос в первой книге "Вавилонской истории" говорит, что в месяце Лоосе9, шестнадцатого числа, в Вавилоне в течение пяти дней отмечается праздник под названием "Сакея", во время которого, по обычаю, слуги властвуют над своими господами. Домом управляет один из слуг, одетый в столу, подобную царской, которую называют "зоганэ". Ктесий (FGrHist #688 F4) также рассказывает об этом празднике во второй книге своей "Персики" ("Персидской истории").10 |
Книга 2.
Евсевий Chronicon (Хроника), p. 4, line 11 — p. 6, line 4 Karst, в армянском переводе:
|
Синкелл Ecloga Chronographica (Избранная хронография) 53, 30, 71-72:
|
"Аполлодор11 (FGrHist #244 F83) говорит, что в Вавилоне Алор — а был он халдей — царствовал десять саров. А сар12 равен 3 600 годам, причем тут же описывает он также неры и сосы: нер, говорит он о нерах, равен 600 годам, а сос, говорит о сосах, — 60, если считать годы каким-то самым древним способом подсчета. |
… (30) Берос использовал в своих подсчётах сары, неры и сосы. Сар — это единица времени, состоящая из 3 600 лет, нер — из 600 и сос — из 60. … |
Об этом говорит он и идет дальше, рассказывая подробно по порядку о царях ассирийцев, о десяти царях, от Алора, первого царя, до Ксисутра, при нем, говорит он, произошел великий первый потоп, о котором также упоминает Моисей. И утверждает он, что времена господства этих царей продолжались 100 и 20 саров, что в целом составляет 43 мириады лет". И пишет он в подробностях такое вот. (С этого места армянская версия согласуется с греческой Синкелла.) |
(71) Берос пишет, что Алор, халдей из Вавилонии, был первым царём Вавилона. Он царствовал десять саров. (Продолжение ниже.) |
Следующим царствовал Алапар, и после Алапара — Амелон из города Паутибибла. И после Амелона царствовал халдей13 Амменон. В его правление из Красного моря (Персидского залива) появилось чудовище Оан, Аннедот14. Александр Полигистор15 (FGrHist #273) утверждает, что это произошло в первом году его господства, Берос — после 40 саров, а Абиден (FGrHist #685 F2) говорит, что оно было вторым чудовищем, вторым Аннедотом, появившемся после 26 саров. После Амменона Амегалар из города Паутибибла царствовал 18 саров. После него началось царствование Даона, пастуха из города Паутибибла, он правил 10 саров. Берос говорит, что во время его правления чудовища появились ещё раз, четверо из них — из Красного моря (Персидского залива), с тем же упомянутым выше обликом человека и рыбы. Затем Эведоранх из города Паутибибла царствовал 18 саров. В его правление также из Красного моря (Персидского залива) появилось подобное рыбе и человеку существо, имя которому было Одакон.16
|
1. Алор | 10 саров |
2. Алапар | 3 саров |
3. Амелон | 13 саров |
4. Амменон | 12 саров |
5. Амегалар | 18 саров |
6. Даон | 10 саров |
7. Эведоранх | 18 саров |
8. Амемпсин | 10 саров |
9. Отиарт | 8 саров |
10. Ксисутр | 18 саров |
Всего 10 царей, 120 саров. А 120 саров должно составлять 43 мириады лет, если сар означал 3 600 лет. Так рассказывает Александр Полигистор (FGrHist #273). |
Синкелл Ecloga Chronographica (Избранная хронография) 53-56: Во второй книге Берос приводит имена десяти царей и длину их правления — 120 саров или 432 000 лет до Великого Потопа. Александр, в свою очередь, цитируя халдейских писателей, перейдя от девятого царя, Ардата (Отиарта), к десятому царю, названному им Ксисутром, говорит следующее: (54) "После того, как Ардат (Отиарт) умер, его сын Ксисутр царствовал восемнадцать саров, и в его правление произошёл Великий Потоп". Далее он пишет следующее:
|
Иосиф Antiquitates Judicae (Иудейские древности) 1.93:
Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев. В числе их находится и халдеянин Беросс. В одном месте (своего сочинения) он высказывается следующим образом о потопе:
|
Евсевий Chronicon (Хроника), p. 12, line 17 — p. 13, line 9 Karst, в армянском переводе:
К этому добавляет еще Полигистор (FGrHist #273) такое: "После потопа владычествовал над землей халдеев в течение четырех неров Эвексий. И после него на четыре нера и пять сосов получил царскую власть его сын Хомасбел".24
|
Иосиф Antiquitates Judicae (Иудейские древности) 1.158: Не называя его, впрочем, по имени, и Беросс упоминает о нашем патриархе Авраме, выражаясь при этом следующим образом: "В десятом поколении после потопа жил среди халдеев справедливый и великий человек, опытный в астрономии".28 |
Книга 3.
Синкелл Ecloga Chronographica (Избранная хронография) 390: Начиная с правления Набонассара, халдеи скрупулёзно записывали времена движения звёзд. Греческие астрономы сохранили халдейские записи. Как сообщают Александр (FGrHist #273) и Берос, которые подробно изложили основные халдейские предания, Набонассар, собрав деяния царей, которые правили до него, уничтожил их29, для того чтобы точные записи халдейских царей начинались с его правления. |
Иосиф Antiquitates Judicae (Иудейские древности) 10.20: Так повествует Геродот (2.141). Беросс же, который написал историю Халдеи, упоминает о царе Сенахириве как о правителе ассирийском и о том, что он воевал со всей Азией и с Египтом.30 Он пишет следующее… (Наши манускрипты не сохранили того, что написал Иосиф). |
Евсевий Chronicon (Хроника), p. 13, line 18 — p. 15, line 4 Karst, в армянском переводе:
Однако Сенехериба и его сына Асордана и Мародаха Балдана упоминает и халдейский историк (Берос), а наряду с ними и Навуходоносора, и в названном выше труде говорится о них следующими словами. Этого же Александра (FGrHist #273) рассказ о Сенехерибе и Навуходоносоре, об их деяниях и подвигах:
|
Иосиф Antiquitates Judicae (Иудейские древности) 10.34: Об этом вавилонском царе Валаде упоминает и Беросс. |
Иосиф contra Apionem (Против Апиона) 1.131-144 (134-141 = Синкелл Ecloga Chronographica [Избранная хронография] 416-418 = Иосиф Antiquitates Judicae [Иудейские древности] 10.220-228):
…до Набопаласара, царя Вавилонии и халдеев. (132) Описывая деяния этого царя, он рассказывает, как он, узнав об отпадении Египта и нашей земли, послал против них сына своего Набокодросора во главе большого войска, как последний победил всех и сжег иерусалимский храм и как он весь наш народ увел с собою и переселил в Вавилонию. Город же после этого остался опустошенным в течение семидесяти лет до Кира, царя персидского. (133) Упомянутый вавилонский царь, по его словам, властвовал над Египтом, Сирией, Финикией и Аравией и своими деяниями превзошел всех предшествовавших ему царей халдейских и вавилонских.
|
Евсевий Praeparatio Evangelica (Приготовление к Евангелию) 10.10.3: Изгнание евреев, пленённых вавилонянами при Навуходоносоре, длилось семьдесят лет, как и предсказывал Иеремия.44 Вавилонянин Беросс упоминает Навуходоносора в своей "Истории" … (5) Кир на первом году своего царствования, который был первым годом пятьдесят пятой Олимпиады (559 г. до н.э.), стал причиной первого и наиболее знаменитого возвращения народа под главенством Зоровавеля после того, как прошло семьдесят лет, согласно тому, что написал евреям Ездра (Езд. 1-6). |
Феофил ad Autolycum (К Автолику) 3.22: Бероз … сходно с Моисеем повествует о потопе и о многих других событиях и отчасти согласен с пророками Иеремиею и Даниилом, а именно то, что о событиях иудейских при Вавилонском царе, которого он называет Набопалассаром, у евреев называют Навуходоносором. Он также упоминает о храме в Иерусалиме, что он был разрушен халдейским царем (ср. 2 Царей 25.8), и что во второй год царствования Кира положены основания храма, а во второй год царствования Дарея (Дария) храм был окончен. (ср. Езд. 5-6). |
Иосиф contra Apionem (Против Апиона) 1.145-153:
А что касается сказанного выше о иерусалимском храме, о том, как он был сожжен вавилонянами во время войны и как приступлено было к восстановлению его тогда, когда Кир сделался властелином Азии, то все это видно будет из слов Беросса, которые я сейчас приведу. Вот что он говорит в третьей книге:
|
Евсевий Chronicon (Хроника), p. 15, line 5-10 Karst, в армянском переводе: Полигистор (FGrHist #273 F79), следуя Беросу, сообщает, что после Набукодроссора в течение 12 лет правил его сын Амилмарудох, который в истории евреев называется Илмарудохом (2 Царей 25.27). И после него, — говорит Полигистор, — халдеями 4 года правил Неглисар. И после него Набоден (Набоннид) — 17 лет. При нём Кир, сын Камбиза, принёс войну на землю вавилонян. Против него выступил Набоден (Набоннид), он потерпел поражение и бежал. |
Евсевий Chronicon (Хроника), p. 15, line 11-20 Karst, в армянском переводе: И властвовал над Вавилоном Кир в течение девяти лет. А потом он, вступив в сражение на долине Дааса, погиб. После него был Камбиз; он царствовал восемь лет. А потом Дарий — 36 лет. После него Ксеркс, а затем остальные персидские цари. Так вот то, что в отношении халдейского царства Берос кратко, но обо всём по отдельности, излагает, это передаёт и Полигистор (FGrHist #273). Из этого становится ясно, что Набукодроссор пленил иудеев и что от его времени до Кира прошло около семидесяти лет. С этим согласуется и история евреев.48 |
Климент Александрийский Protrepticus (Увещевание) 5.65.2-3: Персы, мидийцы и маги49 не делали статуй своих богов из дерева или камня, но почитали огонь и воду, как и философы. … (3) Беросс, однако, говорит в третьей книге своей "Халдейской истории", что позже, по прошествии многих лет, персы стали делать статуи, изображающие человеческие фигуры. Это началось при Артаксерсе Охе, сыне Дарея (Дария),50, который первым установил статую Афродиты Анаитиды51 и поклонялся ей в Вавилоне, Сузах, Экбатанах, в Персии, Бактрии, в Дамаске и Сардах. |
Агафий Historiae (История) 2.24: Однако в какое бы время ни процветал52 этот наставник и основатель священных обрядов магов, во всяком случае он (Зороастр-Зорад) изменил старые священные обычаи и создал разные порочные верования. В древности же они (персы) почитали Юпитера и Сатурна и всех прочих богов эллинов, с тем различием, что не сохранили того же названия, но Зевса называли Белом, Геракла Сандом, Афродиту Анаитидой53 и разных богов называли разными именами, как удостоверяют вавилонский Берос, Атенокл (FGrHist #682), Симак (FGrHist #683), описавшие древнейшую историю ассирийцев и мидян.54 |
Фрагменты, которые нельзя отнести к конкретной книге.
Гезихий Lexicon (Словарь), s.v. "Сарахеро": В "Истории" Беросса личная служанка Геры.55 |
Плиний Naturalis Historia (Естественная история), 7.160: Эпиген56 отрицает, что человек может прожить 112 лет, Беросс же — что больше 116 лет. |
Цензорин de Die Natali (О дне рождения), 17.4: Эпиген определил длиннейшую жизнь в 110 лет, а Бероз — в 116, другие верили, что она может продлиться до 120 лет, а некоторые — даже и больше. |
Иосиф Antiquitates Judicae (Иудейские древности) 1.107: Мои слова подтверждаются также всеми греческими и негреческими историками, и с мнением моим согласны: Манефон, написавший историю египетскую, Беросс, сообщающий данные о Халдее, Мохос57 (FGrHist #784 F3), Гестией (FGrHist #786 F2) и, кроме того, египтянин Иероним (FGrHist #787 F1), повествующие о деяниях финикийцев. Гезиод, Гекатей (FGrHist #1 F35), Гелланик (FGrHist #4 F202) и Акузилай (FGrHist #2 F46), вдобавок Эфор (FGrHist #70 F238) и Николай (FGrHist #90 F141) сообщают, будто древние люди жили по тысяче лет. |
Астрономическая и астрологическая информация — возможно, из 1-й книги.
Витрувий De Architectura (Об архитектуре) 9.2.1-2:
Берос … учил так: луна есть шар — наполовину блестяще-белый, а наполовину лазоревого цвета. Когда она, совершая путь по своей орбите, проходит под диском солнца, то охватывается его лучами и неистовым жаром и оборачивается к нему своей блестящей стороной из-за стремления её света к свету. Когда же она, привлечённая солнечным диском, обращена вверх, то нижняя, неблестящая её сторона, благодаря её сходству с воздухом, кажется тёмной. Когда лучи солнца падают на неё отвесно, весь её свет остаётся обращённым кверху, и тогда она называется первою (новолуние).
|
Аэций de Placitis Reliquiae (Мнения философов) 2.25.12 Diels Doxographi Graeci p. 356: Беросс говорит, что луна — это сфера, наполовину сожжённая огнём. |
Аэций de Placitis Reliquiae (Мнения философов) 2.28.1 Diels Doxographi Graeci p. 358: Анаксимандр, Ксенофан58 и Беросс говорят, что луна обладает своим собственным свечением. |
Аэций de Placitis Reliquiae (Мнения философов) 2.29.2 Diels Doxographi Graeci p. 359: Беросс говорит, что луна повернулась к нам своей несожжённой частью. |
Клеомед de Motu Circulari Corporum Caelistium (О круговращении небесных тел) 2.4: Беросс говорит, что луна — наполовину огненная и по-разному перемещается различными способами. Один из них: вдоль своей длины в согласии с землёй; другой — вдоль своей длины, ширины и высоты в согласии с другими пятью планетами; и третий способ — вдоль своего центра. Беросс полагает, что в последнем случае луна либо растёт, либо тускнеет, когда поворачивается к солнцу, и изменение это происходит в одно и то же время с конъюнкцией с солнцем. Хотя это мнение легко опровергнуть. |
Разное.
Сенека Naturales Questiones (Естественнонаучные вопросы), 3.29.1: Бероз, толкователь Бела59, говорит, что эти [катастрофы] связаны с движением светил. Он настолько убежден в этом, что указывает даже срок мирового пожара и потопа. Все, что есть на земле, сгорит, по его уверению, тогда, когда все движущиеся сейчас различными путями планеты соберутся в созвездии Рака и выстроятся под ним так, чтобы через их центры можно было провести прямую линию. Потоп будет, когда те же самые светила соберутся в Козероге. В первом из этих созвездий происходит летнее солнцестояние, во втором — зимнее; оба — знаки чрезвычайно могущественные, ибо от них зависит поворот года.60 |
Плиний Naturales Historia (Естественная история) 7.193: Эпиген61, наиболее авторитетный автор, учит, что у вавилонян наблюдения за движениями звёзд сохранялись на обожжённых глиняных табличках в течение 720 000 лет. Однако, Беросс и Критодем приводят более короткий период в 490 000 лет. Тем не менее, несмотря на это несогласие, бесспорно то, что письменное знание очень и очень древнее. |
Commentariorum in Aratum Reliquiae (Схолии к Арату) pp. 142-143 Maass: Бог создал и разместил звёзды. Впоследствии наиболее осведомлённые люди присвоили им имена и знаки и определили законы их движения. …Даже Беросс в своём "Творении"62 признаёт, что эти имена и расположения звёзд в созвездиях не имеют ничего общего с реальным творением вселенной, осуществлённым Юпитером. |
Пальх 135 (Cumont. ed. Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum [Каталог манускриптов греческих астрологов], vol. 5, pars prior [1904] p. 204): Вследствие этого мы, последователи учения божественного Птолемея63, имеем смелость не согласиться с суждениями об энергии и качестве тридцати ярких звёзд. Так как, мы, я полагаю, мудрее тех, кто писал до того, как он описал появление неподвижных звёзд и энергии восходящих звёзд, нам позволительно привести здесь одно правдивое утверждение. Вавилоняне, а затем халдеи фактически были первыми людьми, обладавшими знаниями об астрономических явлениях, как мы знаем от тех людей, которые жили до нас. О них рассказывают Аполлоний Миндийский и Артемидор64 …(лакуна)… и обо всех них написал Беросс и другие после него. |