ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Правильность чтения числа в этом манускрипте сомнительна. См. T11a.

2. "Гонга" — кажется, туземное название этих съедобных корней, не имеющее греческого или английского эквивалента.

3. О грамматике Аполлодоре см. T3b. Якоби (FGrHist #244 F83-F87, см. Kommentar.), однако, считает эту ссылку ошибкой поздних авторов таких, как Евсевий, утверждающих, будто Аполлодор использовался Бероссом в качестве источника.

4. Особое внимание древних привлекало объяснение того, как люди научились делать те или иные вещи. Для тех, кто считал богов способными совершать всё, что угодно, для таких, как Беросс, решением вопроса было связать все знания, умения, науки, искусства с божественными наставлениями, выступающими в качестве подарков. Идея о том, что человек сам чему-либо научились, идя по пути прогресса, не бралась в расчёт. И делается следующий вывод, основанный исключительно на этой логике: так как битва между богами, впоследствии описанная Оаном, произошла до того, как Мардук создал людей, для них было бы необходимо знать то, что произошло до того, как Мардук их создал.

5. Вероятнее всего, Беросс не писал о "тьме" и она была добавлена позже, чтобы сделать текст более похожим на версию сотворения мира, приведённую в Бытии 1.2.

6. Греческие буквы также служили числами. Добавляя числовое значение в каждую букву слова, можно определить числовое значение всего слова. Греческие буквы слова "Оморка" имеют то же самое числовое значение, что и греческие буквы слова "Селена". Подобное использование нумерологии, основанное на выяснении числового значения слов, а затем вольной подстановке похожих значений, показывает интересный и занимательный, правда не всегда логичный, новый путь интерпретирования и объяснения слов.

7. В 53-м параграфе Сенкелл сохранил две различные версии того, как Бел (Мардук) создал человеческую расу. Согласно первой, Мардук отсекает свою собственную голову и делает людей из своей крови. Согласно второй, кажется, что другой бог по приказу Мардука охотно послужил сырьём не только для людей, но и для всех живых существ. Эта версия в точности соответсвует тексту, обнаруженному в местном эпосе творения — "Энума Элиш", главному религиозному тексту Вавилона первого тысячелетия до н.э. Согласно ему, Мардук разбил силы хаоса, возглавляемые Тиамат. Он разрубил её на две части, одну из которых использовал для создания неба, другую — для земли. А после того, как другие боги обличили Кингу, поддержавшего Тиамат в её борьбе, Мардук создал человечество из его крови.

8. См. T1 a-b.

9. Двенадцатью месяцами вавилонского года были Нисану, Айару, Симану, Дузу, Абу, Улулу, Ташриту, Арасамну, Кислиму, Тебету, Шабату и Аддару; см. E. J. Bickerman, Chronology of the Ancient World (Ithaca, 1968), 20. Под Лоосом, вероятнее всего, имелся в виду Дузу, соответствовавший июню/июлю.

10. "Зоганэ" более не упоминается где-либо в греческой литературе. В "Географии" Страбона (11.8.4) Сакея — это ежегодный священный праздник в Зеле в Армении у саков, отмечавших поражение персов, но в 11.8.5 Страбон даёт альтернативное объяснение: это был персидский праздник в честь победы над саками.

11. О вероятности того, что Аполлодор использовался Бероссом в качестве источника см. F1.

12. Хотя современные астрономы используют сар для обозначения цикла из 18 лет и 11 и 2/3 дней (в оригинале — 10 и 2/3 дней, но это, скорее всего, опечатка — Ю.М.), по истечении которого последовательность солнечных и лунных затмений повторяется, нет никакой связи между такими сарами и вавилонским саром. Неизвестно, почему вавилоняне использовали шестидесятилетние периоды для записи лет, хотя некоторые учёные пытаются установить связь между 360 отрезками цикла и двеннадцатью знаками зодиака (каждый знак приблизительно заключает в себе 30-ти градусный сектор небесного пространства) и исчислением времени.

13. Здесь, очевидно, Беросс допускает анахронизм, называя ранних царей халдеями. Должно быть, для Беросса слова "халдей" и "вавилонянин" были синонимами.

14. Только Беросс и Абиден (см. таблицу B.2b в гл. 4), историк, чьим главным источником был Беросс, используют слово "Аннедот", значение которого не ясно.

15. Здесь Синкелл (или Евсевий) отсылает нас к написанному ранее в 51-м параграфе (в F1), где не даёт специальную ссылку на Александра Полигистора.

16. См. таблицы B.2a-b в гл. 4, список чудовищ, упомянутых Бероссом, и сопоставления его списка царей со списком Абидена и элленистическим списком, приблизительно современным Бероссу.

17. Крон был отцом Зевса также, как Энки был отцом Мардука. Беросс или Синкелл использовали здесь греческий эквивалент вавилонского бога.

18. О месяцах вавилонского года см. прим. 9 к F2. Вероятнее всего, что под Дайсием имелся в виду Айару, апрель-май.

19. Эти таблички содержали все знания человечества, переданные богами через мудрых морских чудовищ (см. F3). После Великого Потопа таблички были бы необходимы для того, чтобы люди вновь выучились всему тому, о чём им поведали до этого боги.

20. Бытие 8.4 говорит, что Ноев ковчег остановился на Арарате, который традиция отождествляет с находящейся на востоке древней Армении горой Арарат, называющейся и сейчас Араратом. Она находится на востоке современной Турции, недалеко от границ с Арменией и Ираном. Никакие другие древние авторы, кроме Иосифа и Евсевия, который в действительности цитирует Иосифа, не упоминают Кордуйских гор.

21. О египтянине Иерониме см. T6.
     Мнасей, живший в III в. до н.э., написал многочисленные труды о мифах и природных чудесах. Он не получил специального номера в FGrHist.
     Николай Дамасский, современник Августа, написал всеобщую историю в 144 книгах, а также труд, рассматривающий различные обычаи разных народов.

22. Иосиф — единственный автор, отождествляющий место остановки ковчега с горой Барис. О горе Арарат как месте остановки ковчега см. прим. 20 к F4a.

23. Иосиф отождествляет историю Беросса о Великом Потопе с той, что излагается в Бытии 6.5-9.17. О Моисее см. прим. 4 к T6.

24. Имена и длины правления, которые Беросс даёт для первых двух царей после потопа, не соответствуют тем, которые приводятся в шумерском Списке царей. См. таблицы B.3a-b в гл. 4.

25. Вероятнее всего, что "мидийцы" идентичны гутеям, прибывшим из той же самой местности, которая позже контролировалась мидийцами, — из гор Загроса на востоке и севере Месопотамии; см. Paul Schnabel, Berossos und die Babylonisch-Hellenistische Literatur (Leipzig, 1923), 192-194. Гутеи вторглись в Месопотамию в XXII в. до н.э. и свергли власть основанной Саргоном Аккадским династии.

26. Сравнение этих чисел, 86 царей и 33 091 год, с теми, которые приводятся шумерским Списком царей, см. в таблице B.3b в гл. 4.

27. Хотя почти все согласны, что мидийцы текста Беросса — это гутеи (см. прим. 25 к настоящей главе), дальнейшие попытки понять значения имён последующих династий и длинн их правления успеха не имеют. Невозможно найти простые соответствия в сохранившемся списке царей, и для того, чтобы сопоставить сохранённые Бероссом имена и числа с данными из клинописных табличек следуют приложить немалые усилия. О таких попытках см. Stanley Burstein, The Babyloniaca of Berossus; первоисточники и исследования: Ancient Near East, vol. 1, №5 (Malibu, 1978), 175-177, Appendix 2. Единственные сравнительно уверенные отождествления возможны только для Семирамиды, исторической Шаммурамат, жены Шамши-Адада V Ассирийского (824-811) и матери Адад-Нирари III (810-782). См. таблицы B.3a-b в гл. 4, где даётся сравнение династий и длин их правления (из шумерского Списка царей и Списка царей A) с данными Беросса.

28. Неизвестно, кого из теста Беросса Иосиф отождествляет с Аврамом, но вряд ли это было новое мудрое чудовище, пришедшее после потопа для того, чтобы вновь дать знания человечеству об окружающем мире.

29. На основе армянского перевода пассаж "собрав деяния царей, которые правили до него, уничтожил их" может быть переведён как "оставил только списки царей, но изъял информацию о том, что они совершили, как недостойное упоминания".

30. О кампаниях Сенахирива (Сеннахериба) в Иудее, Финикии и Филистии см. 2 Царей 18.1-19.36 и ANET3 287-288. В Египет Сеннахериб походов не совершал.

31. Современный город Тарс находится прямо на месте древнего Тарса, поэтому археология не может установить точную дату его основания. Город, кажется, был семитическим поселением, но он не был основан Синехеримом (Сеннахерибом), ведь в своих надписях Синехерим (Сеннахериб) сообщает о том, что он захватил этот город; см. Daniel Luckenbill, Ancient Records of Assyria and Babylonia (Chicago, 1927), 2:137. А в 833 г. до н.э. Салманасар на 26-м году своего царствования получал дань с Тарса; см. также Luckenbill, 1:207-208.

32. Согласно 2 Царей 19.37, его убили двое сыновей — Адраммелех и Шарецер, но в ассирийских записях упоминается только один злоумышлявший против него сын, имя которого не приводится; см. A.K. Grayson, Assyrian and Babylonian Chronicles (Locust Valley, N.Y., 1975), 81 в Хронике 1 = BM 75977. Абиден, историк II или III в. н.э., который в основном в вавилонской истории следовал Бероссу, даёт имя убийцы как Адрамел (FGrHist C #685 F5), и оно близко к приведенному в Библии и к тому, которое сохранилось в тексте Беросса. Симо Парпола ("The Murderer of Sennacherib" из Death in Mesopotamia, ed. Bendt Alster (Copenhagen, 1980), 171-182) идентифицирует убийцу как Арад-Нинлила или, правильней, как Арда-Мулиши, так как такая форма получается, если использовать это написанное логографическим письмом имя в неоассирийской форме "Мулиши", а не в вавилонской формы "Нинлил", обнаруженной в найденном в XIX в. неоассирийском письме, в котором говорится об убийце Сеннахериба. Это имя, Арда-Мулиши, близко по написанию с еврейским (Адраммелех) и армянским (Ардумузан), которые приводят Библия, Беросс и Абиден. Асорданий (Асархаддон) не принял участия в заговоре, сместившем с трона и приведшем к гибели его отца Синехерима (Сеннахериба), а разгоревшуюся после этого гражданскую войну завершил триумфально.

33. Должно быть, здесь две ошибки. (1) Синехирим (Сеннахириб) правил Вавилоном дважды: в первый раз 2 года, а во второй раз 8 лет, но не 18 лет, ни за один какой-либо раз, ни за два вместе взятые; (2) его сын Асархаддон правил 13 лет (см. таблицу B.4 в гл. 4). Возможно, как полагает Стенли Барштейн (Babyloniaca of Berossus, 178-179), эта путаница произошла из-за неясностей в том, как долго жил Синехерим (Сеннахериб) (18 лет, как упомянуто ранее в тексте) после того, как он поставил своего сына Ашшур-надин-шуми царём в Вавилонии. Беросс или, более вероятно, что Александр Полигистор, запутался потому, что у Синехерима (Сеннахериба) было на самом деле двое сыновей — Ашшур-надин-шуми и Асархаддон (Асорданий), как можно предположить на основании того, что в сохранившемся тексте Беросса нет упоминаний о Ашшур-надин-шуми.

34. Манускрипты дают длину правления Амона как 12 лет, но 12 — это ошибка, так как их было всего 2. Амон царствовал 2 года, и именно 2 нужно добавить, чтобы получилось 88. См. также прим. 35 к этому фрагменту.

35. На самом деле, синхронность здесь отсутсвует. По клинописным записям от начала правления Синехерима (Сеннахериба) над Вавилоном и до 8-го года царствования Набукодроссора (Небушаднеззара II) не 88 лет. Значатся 8 лет правления Сеннахериба, 13 (12 Асархаддона и 1 Ашшурбанипала до того, как он посадил на трон своего сына Шашаш-шум-укина) Асархаддона, 20 Шашаш-шум-укина, 21 Кандалану (= Сарданапалл), 1 год междуцарствия, 21 год Набу-апал-усура и 8 лет царствования Небушаднеззара II до 597 г. до н.э., когда Иерусалим был взят в первый раз (см. прим. 9 к T7); см. таблицы B.4-5 в гл. 4. Эти числа (8+13+20+21+1+21+8) дают в сумме 91, считая с 688 г. до н.э., 1-го года второго царствования Сеннахериба над Вавилонией, и до 597 г. до н.э., 8-го года царствования Небушаднеззара II, включительно. Числа, которые сохранил текст Евсевия, могут дать 88 лет: 18 лет Синехерима (Сеннахириба), 8 лет его сына, 21 год (предположительно) Самога (Шамаш-шум-укина), 21 Сарданапалла (Кандалану), 21 Набопалассара (Набу-апал-усура) дают 88 лет, не считая 8 лет царствования Набукодроссора (Небушаднеззара II). Но, как уже говорилось, Набукодроссор (Небушаднеззар II) взял Иерусалим на 8-м году своего царствования, а не на 1-м.
     Между смертью Эзекии (686 г. до н.э.) и взятием Иерусалима Небушаднеззаром II (597 г. до н.э.) около 88 лет. Однако, числа, приведённые в F8b (55 Манассии, 2 Амона и 31 Иосии), не связываются со взятием Иерусалима Небушаднеззаром II. Ниже приводится список правителей южного царства Иудея от Эзекии и до окончательного разрушения Иерусалима Небушаднеззаром II в 586 г. до н.э.
Эзекия 716-686 29 лет 2 Царей 18.2
Манассия 686-641 55 лет 2 Царей 21.1
Амон 641-639 2 года 2 Царей 21.19
Иосия 639-608 31 год 2 Царей 22.1
Иоахаз 608 3 месяца 2 Царей 23.31
Иоаким 608-598 11 лет 2 Царей 23.36
Иоахим 598-597 3 месяца 2 Царей 24.8
Седекия 597-586 11 лет 2 Царей 24.18
     Авторство синхронизации упоямнутых 88 лет должно быть приписано Евсевию, а не Александру Полигистору, и, конечно, не Бероссу.

36. Пифагор, один из семи мудрецов Греции, родившийся на острове Самос, но достигший известности в изгнании в южной Италии, вероятнее всего жил в последней честверти VI в. до н.э. Скорее всего, эта синхронизация принадлежит Полигистору, а не Бероссу.

37. Сарданапалл, или Сарданапал, впервые упоминается в греческой литературе Геродотом (2.150) и, кажется, он весьма детально описывался Ктесием (FGrHist #688 F1 = Diodorus Siculus 2.23-28). Однако, у греков Сарданапалл предстаёт в образе последнего легендарного царя Ассирии, покончившего жизнь самоубийством во время осады Ниневии мидийцами, не как ассирийского царя в Вавилоне. Он характеризуется как человек крайне невоздержанный (см. Гелланик, FGrHist #687a F2). Вероятнее всего, Сарданапалл не тождественен Ашшурбанипалу, последнему великому царю Ассирии, который с помощью большой удачи возродил коллапсирующую Ассирийскую империю. Конец Ашшурбанипала неизвестен, хотя есть указания на то, что его изгнали двое сыновей, когда сражались за власть над погибающей Ассирией.

38. Трудно поверить в это сообщение, если, конечно, Полигистор точно передал текст Беросса. Беросс (через Полигистора) утверждает, что Астиаг был мидийским царём, когда мидийцы с помощью вавилонян под командованием Набопалассара разгромили Ассирийскую империю. На самом деле, тогда царём мидийцев был Киаксар, а не Астиаг, и Набопалассар (Набу-апал-усур) прибыл в 614 г. до н.э. на решающую битву, закончившуюся разграблением Ашшура, слишком поздно; см. Grayson Assyrian and Babylonian Chronicles, 93, Хроника 3 = BM 21901; и Luckenbill, Ancient Records of Assyria and Babylonia, 2:419. Геродот (1.103) также описывает мидийцев как единственных победителей ассирийцев. Но Набопалассар (Набу-апал-усур) был с Киаксаром двумя годами позже, в 612 г., когда мидийцы и вавилоняне разграбили Ниневию; см. также Grayson, 94 и Luckenbill, 2:419.
     Кир покончил с правлением мидийцев в 550 г. до н.э., когда сверг Астиага; см. также Grayson, 106, Хроника 7, Хроника Набонида = BM 35382, и Геродот, 1.130. Беросс — единственный автор, который говорит, что Амухидин была дочерью Астиага и её выдали замуж за Набукодроссора (Небушаднеззара II). Ктесий (FGrHist #688 F9), тоже говорит, что она была дочерью Астиага, но вначале женой Спитамы, а уж затем Кира Персидского. Не верится ни в то, чьей женой названа Амухидин, ни в то, если, конечно, Беросс здесь пишет о падении Ассирийской империи, что Астиаг был царём мидийцев, когда мидийцы её разгромили. Беросс, должно быть, не знал верного сопоставления событий мидийской и вавилонской историй. Согласно Геродоту, мидийскими царями были:
Дейок 53 года (1.102)
Фраорт 22 года (1.102)
Киаксар 40 лет (1.106) 624-585
Астиаг 35 лет (1.130) 584-550

39. О продолжительности Вавилонского пленения см. прим. 9 к T7.

40. Фараон Нехо II (609-594 до н.э.) из Саитской династии самостоятельно правил Египтом в последней декаде VI в. до н.э. Он не был сатрапом (персидское слово для обозначения правителя провинции) Халдейской империи, но её единственным соперником в борьбе за восточное Средиземноморье. Халдеи пришли, чтобы установить контроль над этим регионом, но не завоевали Египет. Келесирия — неточный географический термин, так как только в III в. до н.э. он начал использоваться для обозначения страны между восточным побережьем Средиземного моря и Евфратом, за исключением Финикии. Если говорить, используя современные географические названия, эта территория включала в себя Сирию, Иорданию и Израиль, за исключением Ливана.

41. "Висячие сады" Вавилона были одним из семи чудес света Древнего мира. Кроме "висячих содов" к ним принадлежали: Колосс родосский, маяк в Александрии, египетские пирамиды, гробница Мавзола в Галикарнассе, храм Артемиды в Эфесе и статуя Зевса в Олимпии. Клинописные надписи о них не упоминают. О жене Набукодроссора (Небушаднеззара II) Амухидин см. F8b.

42. Впервые об этом сообщает Ктесий, сохранённый Диодором Сицилийским (2.7.2-11).

43. Мегасфен был этнографом, который ок. 300 г. до н.э. написал сочинение об Индии. Вполне вероятно, что его история была достаточно фантастичной, если, согласно ему, вавилонский царь завоёвывает Испанию. О Филострате, которого здесь упоминает Иосиф, мы практически ничего не знаем.

44. О продолжительности Вавилонского пленения см. прим. 9 к T7.

45. Кармания находилась в центре южного Ирана, в регионе, который сейчас называется Керман.

46. Однако, согласно Хронике Набонида (Grayson, Assyrian and Babylonian Chronicles, 110, line 16 = BM 35382), Набоннид (Набонид) был захвачен в Вавилоне, что противоречит Ксенофонту, который в своей "Киропедии" ("Воспитание Кира") сообщает, что царь Вавилона был убит, когда персы взяли город (7.5.29-30). Об отдельных царях Вавилона см. следующую литературу: о царствовании Небушаднеззара II — D.J. Wisemen, Nebuchadressor and Babylon (Oxford, 1983); о царствовании Набонида — Paul-Alain Beaulieu, The Reign of Nabonidus, King of Babylon 556-539 B.C. 3d ed. (New Haven, 1989).

47. См. сообщение Геродота (1.214) о гибели Кира, пытавшегося простереть границы Персидской империи за Аракс. Согласно Геродоту (1.202), Аракс был другим названием Окса (современная Аму-Дарья), впадающего в Аральское море, но, кажется, в античности он имел приток, который тёк в Каспийское море.

48. О продолжительности Вавилонского пленения см. прим. 9 к T7.

49. Согласно Геродоту (1.140), который по данному вопросу является нашим единственным источником, маги изначально были субгруппой или племенем мидийцев. Один из таких мидийцев пытался узурпировать персидский престол (Геродот, 3.61-87). То ли из той же самой группы, то ли просто носящие одинаковое с ней название, маги стали кастой священников для верующих, исповедующих иранскую религию, но среди греков они ошибочно отождествлялись с искусными практиками магии, как говорит Ориген в contra Celsum (6.80).

50. Климент здесь ошибается, так как Артаксеркс III Ох был сыном не Дарея (Дария), а Артаксеркса II Мемнона, сына Дария II.

51. Персидская богиня Анаитида (в "Авесте", священной поэме древнеиранской религии, — Анаита) иногда отождествлялась ещё и с девственной греческой богиней Артемидой (Plutarch Artaxerxes 27.3). Они обе были богинями рождаемости, но так как частью культа Анаитиды был храм проституток, её идентификация как Афродиты понятна.

52. Время жизни Зороастра — вопрос дискуссионный, но что точно известно, так это то, что он был пророком и поклонником культа Ахура-Мазды. Род магов был священническим классом культа Ахура-Мазды.

53. Об Анаитиде см. прим. 52 к F11. Санд — другое имя Геракла, но Нонн в своей поэме Dionysiaca говорит, что Санд был киликийским богом.

54. Более об этих двух историках, Атенокле и Симаке, ничего не известно.

55. Сарахеро появляется только в греческой литературе и не имеет аналогов в шумерской и вавилонской литературе или религии.

56. Эпиген из Византия был астрологом II в. до н.э.

57. Иосиф подтверждает библейские данные о долгой жизни патриархов, приведенные в Бытии, ссылаясь на многочисленных историков, придерживавшихся позиции, что такая продолжительная жизнь возможна. Иосиф приводит имена трёх финикийски писателей:
Мохоса или Лаита, жившего до I в. до н.э.;
Гестиея, жившего до 90 г. н.э. и
Иеронима Египтянина (см. T6).
     Очень немногое известно о них. Не сохранилось никаких фрагментов их трудов, которые могли бы подтвердить суждения Иосифа об их взгляде на долгую жизнь.
     Гесиод был греческим поэтом, жившим между VIII и VII вв. до н.э. Гекатей, Гелланик и Акузилай были ранними греческими историками, мифографами и географами. Эфор был греческим историком, жившим в IV в. до н.э. О Николае Дамасском см. F4b.
     Вероятнее всего, что все эти историки совсем не были согласны с тем, о чём писал Иосиф, но названы им, чтобы просто добавить его аргументам авторитетности.

58. Они оба, Анаксимандр Милетский и Ксенофан Колофонский, были ранними греческими натурфилософами VI в. до н.э.

59. Культ Бела (Мардука) в действительности не был связан с пророчествами, и, возможно, Сенека фальсифицирует информацию, которую передаёт. См. W.G. Lambert, "Berossus and Babilonian Eschatology", Iraq 38 (1976): 171-172.

60. Стоики, такие, как Сенека, верили в периодические катаклизмы. А по этому месту, думается, Беросс счтатал, что произойдёт единственный великий каталклизм, который уничтожит мир, но нет клинописных текстов, которые объясняли бы такую убеждённость. См. Lambert, "Berossus and Babilonian Eschatology", 172-173.

61. Об Эпигене см. F15a-b.

62. Об обяъснении этого заглавия см. главу 1, называющуюся "Беросс и его книга".

63. Упоминающийся здесь Птолемей — это знаменитый Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э. и написавший многочисленные математические, астрономичесикие и астрологические труды.

64. И Аполлоний, и Артемидор, ближе неизвестны.

 

Беросс. ВАВИЛОНСКАЯ ИСТОРИЯ.

Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!