Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Беросс
ИЗВЕСТИЯ ДРЕВНИХ О БЕРОССЕ

Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.

T1a T1b T1c T2 T3a T3b T4 T5 T6 T7 T8 T9 T10 T11a T11b T11c T12




        T1a

Витрувий De Architectura (Об архитектуре) 9.6.2: Остальные сведения из астрологии, касающиеся воздействия двенадцати знаков, пяти планет, солнца и луны на человеческую жизнь, следует предоставить вычислениям халдеев, так как всё это относится к области генетлиалогии1, которой они занимаются с целью иметь возможность объяснить, на основании вычислений по звёздам, прошедшее и будущее. Открытие же их переданы нам теми, кто обладает большим искусством и проницательностью в этой области и сами происходили из племени халдеев. Во-первых, это был Берос, поселившийся на острове и в городе Косе и обучавший там своей науке; во вторых — занимавшийся ею Антипатр; затем — Атенодор2, оставивший подробные правила генетлиалогии, исходя не от рождения, но от зачатия младенца.




        T1b

Витрувий De Architectura (Об архитектуре) 9.2.1: Берос, происходивший из города или из племени халдеев и распространивший халдейскую науку в Азии, учил так… (Продолжается в F16.)




        T1c

Витрувий De Architectura (Об архитектуре) 9.8.1: Полукружие, выдолбленное в призме и срезанное по высоте полюса, изобретено, говорят, халдеем Беросом…




        T2

Сенека Naturales Questiones (Естественнонаучные вопросы) 3.29.1: Бероз, толкователь Бела, говорит… (Продолжается в F19.)




        T3a

Плиний Naturales Historia (Естественная история) 1.7: Мои исследования (по содержанию книги 7)3 основываются на следующих авторах… Беросс…




        T3b

Плиний Naturales Historia (Естественная история) 7.123: В знании различных наук выделилось несчётное множество людей. Тем не менее, мне должно выделить лучших. В астрологии это Беросс, в честь которого за божественное происхождение афиняне установили на гимназии его статую с золотым языком. В грамматике это Аполлодор4 (FGrHist #244 T19)…




        T4

Иосиф contra Apionem (Против Апиона) 1.128-131: Теперь же изложу то, что о нас писали и передавали халдеи, повествования которых и в других отношениях согласуются с нашими книгами. (129) Свидетелем я приведу Беросса, мужа халдейского происхождения, известного, впрочем, всем интересующимся литературой, так как он обработал для греков сочинения халдеев об астрономии и философии. (130) Этот же Беросс рассказывает, со слов древнейших памятников, о потопе, о вызванной им всеобщей гибели людей, о ковчеге, в котором был спаcён Ной, праотец нашего рода, и о том, как ковчег был занесён на вершины армянских гор5, то же самое, что Моисей.6 (131) Затем он перечисляет потомков Ноя, прибавляя к каждому из них время его жизни и доходя до Набопаласара, царя Вавилонии и халдеев. (Продолжается в F9a.)




        T5

Павсаний Graeciae Descriptio (Описание Эллады) 10.12.9: Позднее, чем Демó, в среде евреев, обитавших в стране севернее Палестины, жила пророчица по имени Сабба. Говорят, что отцом её был Бероз, а матерью Эриманфа. Одни считают её вавилонянкой, другие же называют египетской Сивиллой.7




        T6

Тертуллиан Apologeticum (Апология) 19.4-6: Другие пророки хотя жили после Моисея, однако самые последние из них были не позднее первых наших мудрецов, законодателей и историков. (5) Доказать это не трудно, но уклонило бы в сторону от главной цели и потребовало бы очень много времени… Для этого должно было бы открыть архивы древнейших народов — египтян, халдеев, финикиян; (6) для этого должно было бы обратиться к их гражданам, писавшим об этом, а именно: к Манефону египтянину, Берозу халдею, Гиерому (FGrHist #794 F5c) финикиянину, царю тирскому, и к последователям их самих: Птолемею мендесскому (FGrHist #611 T2), Менандру эфесскому (FGrHist #783 T2), Деметрию фалерийскому (FGrHist #643 T2), царю Юбе (FGrHist #275), Аппиону (FGrHist #616 T12), Фаллу (FGrHist #256 T3)8 и к тому, кто или подтверждает, или опровергает этих писателей, именно: к Иосифу иудейскому, отечественному защитнику иудейских древностей.




        T7

Татиан Oratio ad Graecos (Речь против эллинов) 36 (= Климент Александрийский Stromata [Строматы] 1.122.1; Евсевий Praeperatio Evangelica [Приготовление к Евангелию] 10.11.8-9): Бероз вавилонянин, жрец вавилонского Бела, современник Александра, написавший для Антиоха, третьего царя после Александра, историю халдеев в трех книгах и изложивший подвиги царей, говорит об одном из них, по имени Навуходоносор, который предпринял поход против финикиян и иудеев. Мы знаем, что эта война была предсказана нашими пророками и случилась гораздо позднее Моисея, за семьдесят лет до владычества персов.9 Бероз весьма достоверный писатель: это доказывается тем, что Юба (FGrHist #275 F4), писавший об ассириянах, говорит, что он узнал историю у Бероза…




        T8

Псевдо-Юстин ad Gentes (К язычникам) 37: О древней Сивилле … говорят, что её родил Беросс и она была дочерью человека, написавшего историю халдеев. Я не знаю, как она смогла попасть в Кампанию, чтобы распространять свои пророчества.10




        T9

Expositio Totius Mundi et Gentium (Описание всего мира и всех народов) 2 (Riese (Geographi Latini Minores p. 104):: После Моисея, порядок областей и сезонов был описан Бероссом, учёным халдеем, чьи труды были продолжены египетским пророком Манефоном, а также учёным египтянином Аполлонием11




        T10

Моисей Хоренский Historia Armeniae (История Армении) 1.1: …Птолемей (II), он же Братолюб12, счел полезным перевести книги и сказания всех народов на греческий язык, но и многие именитые и посвятившие себя науке мужи из греческого мира пеклись о том, чтобы ввести в греческую словесность не только записи из царских и храмовых архивов других народов,— таковым нам представляется лицо, побудившее к этому Бероса, халдейского мудреца, искушенного во всех науках…




        T11a

Синкелл Ecloga Chronographica (Избранная хронография) 25-27: Беросс, передавший основные предания халдеев, был современником Александра Македонского, как говорит он сам. Он отыскал много государственных архивов, которые, находясь в Вавилонии, бережно сохранялись. Эти записи охватывают немногим более 150 мириад лет13, и он в хвастливой манере передаёт халдейские рассказы о небе, о земле и о море, и древней истории царей и об их деяниях, о местоположении Вавилонии и о её плодородии, о существах, появившихся из Персидского залива и с видом, не имеющим подобия нигде в природе, а также о других сказочных созданиях. Чтобы придать написанному Бероссом логический смысл, нужно упомянуть, что все они представляли различные силы природы. Я всё же думаю, что не будет лишним датировать события бероссовой истории и перечислить их, начиная с года сотворения мира, т.е. 1059 года14, как уверяют Беросс и те, кто следовали ему, — Александр Полигистор (FGrHist #273 F79) и Абиден (FGrHist #685), желавшие доказать и продемонстрировать, что халдейский народ — старейший из всех. Но всё же разумнее было бы обратиться к Священному Писанию, трудам наших предков, а также делать выводы, исходя из естественного порядка вещей. Ведь все земли, которые мы сейчас населяем, включая страну вавилонян и Египет, были необитаемыми до Великого Потопа. (26) Писание говорит (Бытие 3.24): "И изгнал Бог Адама, и стали они жить на другой стороне райского сада". Вавилония и все другие страны, в которых мы живём, располагаются дальше от Эдена, на востоке, где, как говорят, находится рай… (27) … Я думаю, что для тех, кто верит в Бога, достаточно доказательств, что те, кто жили до Великого Потопа, населяли землю между океаном и раем и что Вавилонии ещё не существовало, также не было ещё царства в Вавилонии, как считают находящиеся в прямом противоречии со Священным Писанием Беросс и те кто следовали ему, ещё также не было египетских династий, как пишет лжец и хвастун Манефон в своих работах о египетских делах.




        T11b

Синкелл Ecloga Chronographica (Избранная хронография) 29-30: Совершенно ясно, что халдейская империя началась с Неврода15, а раз так, значит, то, что Манефон Себеннит написал о египетских династиях Птолемею (II) Филадельфу полно лжи, а писал он, подражая Бероссу, где-то в то же время, что и Беросс или немного позднее. Кроме того, всё написанное этими людьми — бесполезно, даже несмотря на то, что многие историки составляют свои хронологические списки, основываясь на их работах. … (30) Если кто-либо внимательно просмотрит основные хронологические списки произошедших событий, то он удостоверится, что замыслы их обоих, Беросса и Манефона, потерпели неудачу, так как они хотели, как я уже говорил выше, прославить свои народы: Беросс — халдеев, Менефон — египтян. Можно только подивиться, как только они не постыдились начать работать над своими не внушающими доверия трудами в один и тот же год.16




        T11c

Синкелл Ecloga Chronographica (Избранная хронография) 32: Манефон Себеннит … родился позднее Беросса, во времена Птолемея (II) Филадельфа, написал такую же работу для этого же Птолемея, как и Беросс, наполнив ложью…




        T12

Suda (Твердыня знаний) s.v. "Дельфийская Сивилла": Отцом халдейской Сивиллы называли Беросса, а матерью — Эриманфу.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробности пластиковые окна у нас на сайте.