ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Диогеном Лаэртским Евнапий пренебрегает. Сотион, философ-перипатетик конца III века до н.э., написал сочинение, в котором рассказывает о последовательном преемстве глав философских школ; им пользовался Диоген Лаэртский.

2. Об этой метафоре см. Филострат. Аристид, 585.

3. О Евфрате см. Филострат. Жизни софистов, 488.

4. То есть, «Златоустом».

5. В IV в. н.э. представители других философских школ, особенно неоплатоники, недолюбливали и презирали киников, отчасти за их образ жизни, который в чем-то походил на христианский. Этот Карнеад по другим источникам неизвестен; некоторые отождествляют его с Карнеем (Кинулцием) в «Дейпнософистах» Афинея.

6. Имеется в виду философов.

7. Евнапий, кажется, подразделяет философов на три группы: тех, кто жил до Платона, тех, кто жил после Платона, и тех, кто жил со времени Клавдия I (41—54 гг.) до времени Септимия Севера (193—211 гг.). Он не упоминает ни об одном из них и свое собственное сочинение начинает с Плотина, который родился незадолго до смерти Септимия Севера.

8. Для обозначения титула «император» Евнапий в основном использует слово «василевс», реже — «автократор» (самодержец).

9. То есть Евнапий привязывает жизнеописания философов к правлениям императоров.

10. Буквально «Плотин был философ из Египта». Однако по-русски сюда привносится дополнительный смысл. Трудно сказать, предполагает ли греческий текст какую-либо «египетскость» его как философа. В любом случае речь здесь в первую очередь идет о происхождении Плотина.

11. Русский перевод см.: Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2 изд. М.: Мысль, 1986. С. 427—440.

12. Царь по-сирийски malka.

13. То есть, пурпур. Порфирий описал этот случай в «Жизни Плотина», 17.

14. Ср. Фукидид. История, 4.21. Имеется в виду Мессинский пролив.

15. Илиада, 6.202. (Здесь и далее перевод Н. Гнедича).

16. Илиада, 10.515.

17. Лоренцианская рукопись имеет здесь лакуну примерно в 12 букв.

18. Евнапий не совсем точно описывает данный случай, о котором сам Порфирий рассказывает в своей «Жизни Плотина», 11.

19. Такого текста в дошедших до нас сочинениях Плотина (отредактированных Порфирием) не существует. Евнапий, возможно, имеет в виду совет не поддаваться несчастью, который Плотин дает в «Эннеадах» 3.2. Может быть, источником Евпалия были несохранившиеся комментарии к «Эннеадам» самого Порфирия.

20. Ср. Юлиан. Речи, V. 170, VII. 217.

21. Ср. Илиада, 8.19. Золотая цепь символизировала для неоплатоников преемственность близких им по духу философов, как об этом пишет Марин в сочинении «Прокл, или О счастье», 26.

22. Дж.А. Бартон считает, что Кавсата — это сирийское Kenestha, что одновременно означает и «очищающий», и «грязный». Вот почему, этот случай, скорее всего, произошел в Сирии, а не в Риме.

23. В «Жизни Плотина», 16 Порфирий вовсе не называет Аквилина своим учеником, но говорит, что он был христианским гностиком, который своими учениями сбивал других с истинного пути. Упомянутый здесь Ориген и знаменитый христианский учитель Ориген — разные лица.

24. У Марцеллы было пять дочерей и два сына.

25. От «Всеобщей истории» Дексиппа сохранилось лишь несколько фрагментов. История заканчивалась правлением Проба (269 г.) и была продолжена Евнапием. Дексипп также известен как полководец, который в 267 году, во время захвата Афин готами, собрал небольшую армию и нанес готам ряд поражений.

26. Равнинной, Низменной или Дальней Сирией называлась территория между горами Ливан и Антиливан.

27. Ср. Диоген Лаэртский, 4.6.

28. Поразумевается обычная в античности манера чтения, когда слушатели, в данном случае ученики философской школы, слушали читаемый одним из них какой-нибудь текст в присутствии наставника.

29. Это Сопатр Старший, который был казнен Константином; его сын, носивший то же имя, переписывался с Ливанием и был другом императора Юлиана.

30. Феодор Аксинский, автор комментария на «Тимей» Платона. Возможно, это тот Феодор, о котором Юлиан в одном из своих писем говорит, что он критиковал учение Ямвлиха.

31. В соответствии с пифагорейской традицией, ученики называются «друзьями».

32. Ср. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, 3.15, где похожая способность левитации приписывается индийским брахманам.

33. Ср. Платон. Федон, 64b.

34. Ср. Плутарх. О гении Сократа, 580.

35. Согласно пифагорейскому учению, похороны оскверняют тех, кто в них участвует.

36. Излюбленное в платонизме сравнение.

37. Ср. Гораций. Послания, 1.1.85: «Нет уголка на земле милей, чем прелестные Байи» (пер. Н.С. Гинцбурга).

38. Это, несомненно, магическая формула. Об Эросе и Антэросе см. Фемистия, 304d.

39. Глагол drao регулярно использовался для описания магических ритуалов.

40. В «Тимее», 36 Платон говорит, что в Мировой Душе заключено тело космоса.

41. Ср. Платон. Пир, 194b.

42. Справедливость считалась в неоплатонизме одной из важнейших добродетелей.

43. Похожую историю рассказывает об одном юноше, имени которого он не называет, Элиан (фрагм. 1038).

44. Языческих.

45. Евнапий намекает на комедию Аристофана «Облака».

46. Демосфен. О венке, 87 говорит о зависимости Афин от поставок хлеба из Византия.

47. То есть не было нужного ветра, и корабли с продовольствием не могли прийти в Константинополь.

48. Ср. Одиссея, 10.20.

49. Евнапий использует греческий титул «эпарх двора».

50. Mathema обозначала искусство составления гороскопов.

51. Рим.

52. То есть Константинополь.

53. Илиада, 5.83. Пурпурная смерть, то есть смерть кровавая. Вместе с тем пурпур — цвет императорских одежд. Этот стих «Илиады» цитировал Юлиан, когда его провозгласили цезарем, имея в виду ту же игру смысла: он опасался, что Констанций расправится с ним (Аммиан Марцеллин. XV. 8).

54. Обычная процедура после подобного видения: см. Аристофан. Лягушки, 137; Эсхил. Персы, 201.

55. Провинция.

56. Константин отправил Евстафия с посольством в Персию, о чем рассказано ниже. Однако описанные здесь события в Антиохии на самом деле произошли гораздо раньше, в правление Галлиена, около 258 года нашей эры (Аммиан Марцеллин. XXIII. 5).

57. Евнапий дает греческое название должности — стратопедарх.

58. Риторическое общее место. Ср. Юлиан. 33a, 426b.

59. Сапор — греческая форма персидского Шапур (Sahpuri), имя ряда царей династии Сасанидов. Здесь речь идет о Шапуре II (309—380 гг.).

60. Грубый плащ считался непременным артибутом философа.

61. Маги — жрецы зороастрийской религии.

62. Это посольство также описывает Аммиан Марцеллин. XVII. 5.

63. Ср. Платон. Федр, 247a: «…зависть — вне сонма богов». Высказывание имеет характер риторического общего места.

64. Форма выражения согласия.

65. Буквально «прикусив язык».

66. Управляющий домом, хозяйством.

67. Учение, изложенное главным образом в сочинении «Халдейские оракулы». См.: Oracles chaldaiques. Texte etabli et traduit par Edouard des Places. Paris, 1971.

68. Одиссея, 17.485—486 (здесь и далее пер. В.А. Жуковского).

69. Западный океан (гомеровский dzophos, «мрак Запада») всегда считался местом, посвященным умершим героям и сверхъестественным силам вообще.

70. Луна считалась местом обитания благих демонов, героев и т.п. Удел Сосипатры выше, то есть сфера Солнца.

71. Антонин умер около 390 года; Серапеум был разрушен в 391 году.

72. Утраченная поэма Гесиода, в которой каждая тема начиналась словами е oie «Или подобна она…» Во мн. ч. e oie — e oiai.

73. «Евтифрон». Царский портик — место, где заседал архонт-басилевс.

74. О преследовании тех, кто подозревался в колдовстве см. Аммиан Марцеллин. XXVIII. 1.

75. Феофил был епископом Александрии. См. Зосим, V. 28; Феодорит, 5.22.

76. Одиссея, 7.59.

77. Евнапий дает греческое название должности: «архонт политической (гражданской) власти».

78. Созомен, 7.15 дает христианскую версию обращения Серапеума в церковь.

79. Ср. Ливаний. О храмах, 474.

80. Ср. Платон. Федон, 81d; Юлиан. Мисопогон, 344a, Против галилеян, 335c. Христианские церкви часто строились на могилах мучеников.

81. Ср. Платон. Горгий, 524e.

82. Ср. Юлиан. Речи, VII. 228c.

83. То есть как изречение оракула.

84. Общее место. См. прим. 58.

85. Некоторые исследователи полагают, что этот Клавдиан был отцом латинского поэта Клавдиана (ок. 400 г. н.э.), однако для этого нет достаточно ясных свидетельств.

86. Имеется в виду из мужчин. Ливаний. Письма, 606 весьма хвалит Максима за то влияние, которое он оказывал на Юлиана.

87. У Констанция II и Юлиана был общий дед, Констанций I Хлор, но разные бабки — Елена и Феодора соответственно. Константин I — отец Констанция II, и Констанций, отец Юлиана, были братьями по отцу.

88. Сам Юлиан (Послание к афинянам, 273b) говорит о материальных средствах, которыми он тогда располагал, прямо противоположное.

89. Телохранители.

90. Укус этой змеи вызывал нестерпимую жажду. На это указывает ее греческое название «дипсада», то есть «сухая», «иссушающая», «вызывающая жажду». Описанные события происходили, скорее всего, в 350 году.

91. Ср. со знаменитым высказыванием Порфирия о Плотине: «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике» (Жизнь Плотина, 1), а также с тем, что сам Евнапий пишет о Порфирии.

92. О Приске см. ниже, а также Аммиан Марцеллин. XXV. 3 и Юлиан, письма. После смерти Юлиана в походе против персов Приск возвратился в Антиохию и осенью 363 года находился в этом городе. К моменту нашествия Алариха Приск был еще жив; он скончался в 395 году в возрасте примерно девяноста лет. Приск состоял в переписке с Ливанием. Из переписки императора Юлиана известно, что жену Приска звали Гиппия и у них было несколько детей.

93. Буквально «друзей».

94. Деметра и Персефона, с которыми связаны Элевсинские мистерии.

95. Лукиан (Lexiphanes, 10) упоминает о том, что разглашение имен иерофанта и факелоносцев мистерий считалось преступлением.

96. Наследственные жрецы культа Деметры в Элевсине.

97. То есть был жрецом Митры; буквально «был отцом».

98. То есть христианских монахов. Об этом вторжении готов в 395 году н.э. упоминается также ниже в жизнеописании Приска.

99. Об этом сам Юлиан пишет в «Послании к афинянам».

100. Об Орибасии см. ниже.

101. Констанций умер в ноябре 361 года, Юлиан с триумфом вошел в Константинополь в декабре того же года.

102. «Плавать» Кобе добавляет, опираясь на Платона. Законы. 689d.

103. Илиада, 1.218.

104. Ни одно из этих писем Юлиана не сохранилось.

105. Илиада, 9.184.

106. См. Юлиан. Письмо к Ливанию (55), написанное в Антиохии вначале 363 года, где Юлиан жалуется на то, что Приск медлит со своим приездом.

107. Они оба были свидетелями смерти Юлиана (Аммиан Марцеллин. XXV. 3).

108. После смерти Юлиана в Персии в июне 363 года полководец Иовиан был провозглашен армией императором.

109. Иовиан умер в 364 году.

110. Евнапий имеет в виду, что Юлиан стал богом.

111. Валентиниан I (364—375), Валент II (364—378).

112. Подробно эта казнь описана у Плутарха, Артаксеркс. 16: подвергавшегося наказанию сажали в корыто и выставляли на солнце до тех пор, пока он не умирал.

113. Страбон. 3. С. 147 со слов Посидония сообщает о том, что женщины племени артабров в Лузитании добывают золото при помощи мотыгообразных лопат. Цец. Хилиада, 10.885 опирается на этот фрагмент Евнапия. В 3. С. 165 Страбон повествует о том, что женщины многих иберийских племен рожают на поле и после этого не покидают полевых работ.

114. Клеарх был префектом Константинополя (398—402). Он состоял в переписке с Ливанием.

115. В 364 году Валентиниан отбыл в Медиолан (совр. Милан) согласно договоренности между императорами, к которой они пришли во время встречи в Нэссе (совр. Ниш в Сербии) весной того же года.

116. В 365 году на востоке империи вспыхнул мятеж Прокопия, претендовавшего на престол на основании того, что он доводился родственником Юлиану.

117. «Эпарх двора» в передаче Евнапия.

118. Ему, когда он был префектом Галлии, Юлиан адресовал свои 4 и 8 речи. В греческом тексте его имя читается как «Салютий», часто употреблявшееся вместо Саллюстий. Его официальное имя, судя по надписям — Секунд. После смерти Юлиана ему предложили трон, но он отказался. После смерти Иовиана в 364 году трон предложили уже ему и его сыну, и Саллюстий опять отказался. В 365 году он был префектом Востока, но вынужден был уйти в отставку из-за вражды с Клеархом, проконсулом Азии.

119. Никий — афинский полководец, который во время Пелопонесской войны проводил политику «бдительного выжидания».

120. Возможно, Евнапий имеет в виду вторжение готов около 398 года или восстание в Антиохии в 387 году.

121. Зосим, IV. 10.

122. Текст сильно испорчен и его значение не совсем понятно. «И… снискал себе славу» утрачено. Многие вместо «заняться безвредным видом теургии» читают «вернуться к применению своих теургических способностей».

123. Валент. О казни Максима в Ефесе в 371 году см. Аммиан Марцеллин. XXIX. 1; Зосим. IV. 15.

124. О Фесте см. Аммиан Марцеллин. XXIX. 2.

125. Аммиан Марцеллин. XXIX. 2: nec postea repertus est usquam. Речь идет о битве при Адрианополе в 378 году с готами. Позднеантичные авторы часто называют их скифами.

126. Даймон.

127. Под именем Немезиды в Азии были известны две богини, особенно почитаемые в Смирне.

128. Готы в 395 году.

129. Этот конфликт между городом и учащимися, возможно, усиливали религиозные различия между ними, поскольку большинство горожан были христианами, а большинство риторов и их учеников — язычниками. Юлиан Каппадокийский родился примерно в 275 году в Кесарии Каппадокийской. Около 330 года он блистал в Афинах как учитель риторики. Умер Юлиан Каппадокийский приблизительно в 340 году в Афинах.

130. О междоусобных войнах между софистами и их учениками часто упоминает Ливаний. См. также Гимерий. Речи, IV. 9, XIX, где он обращается к тем ученикам, которые так увлечены этой борьбой, что ради нее пренебрегают его занятиями. Случай, который Евнапий описывает здесь с таким живым интересом, произошел за семьдесят лет до того, как он написал свои «Жизни».

131. «Спартанская рука», Laconica manus, — поговорка, выражающая насильственные действия. В данном случае она указывает еще на происхождение Апсина.

132. Антипат.

133. Тускиан, должно быть, уже очень старый, когда с ним общался Евнапий, состоял в переписке с Ливанием. Он занимал ряд должностей на Востоке и одно время вместе с Анатолием управлял Иллириком.

134. Евнапий употребляет греческое слово «тебеннос» для обозначения римской тоги или трабеи. О таком поведении как жесте одобрения см. Филострат. Жизни софистов, 626 (Гелиодор).

135. Ср. предсмертные слова Александра Македонского, ставшие крылатыми; Диодор Сицилийский. XVII. 117, Арриан. VII. 26, Плутарх. Изречения царей и полководцев, 181e: «Вижу: великие будут жертвы над моею могилою!» (Пер. М.Л. Гаспарова).

136. Ученики софистов вербовали новых учеников для своих учителей, ожидая у входа в порт их прибытия. В данном случае сам капитан оказался вербовщиком учеников для Проересия.

137. То есть солнце уже прошло точку осеннего равноденствия.

138. «Ночная охота»: возможно, Евнапий имеет в виду, что за ними будут охотиться вербовщики разных школ. Но слово nyntereia может означать и просто «ночлег», тогда предложение будет иметь тот смысл, что они не заночевали в гостинице в Пирее, а пошли в Афины.

139. Таков был обычай встречи новичков старыми учениками. См. Григорий Назианзин. Речи, XIX, 328b.

140. То есть, по-видимому, делать вскрытие и расчленение.

141. Евнапий употребляет слово высокого стиля из Илиады, 1.313.

142. Буквально «дрожите за него».

143. Платон. Законы, 730b. Эти слова цитирует Юлиан. Речи. VI. 188b.

144. Софист, живший во времена Константина. Не имеет ничего общего со знаменитым юристом конца II — начала III века н.э. Ульпианом (ум. 228 г. н.э.).

145. Трибоний — грубый плащ, который носили философы.

146. Месапотамия и Сирия.

147. Тиран Афин, дважды изгонялся. Даты жизни: 605—527 гг. до н.э.

148. Пословица, ведущая происхождение от игры остракинда, в которой подбрасывали черепки и смотрели, какой стороной они упадут. Соотв. русскому «орел стал решкой». Здесь Евнапий также намекает на процедуру остракизма, существовавшую в древних Афинах.

149. Эти слова Аристида приводит Филострат. Жизни софистов, 583. Они стали пословицей.

150. Гермоген. Об изобретении, 3.13 дает пять видов определения (horos). Аргументация, относящаяся к каждому виду определения, была тщательно и искусно разработана и представляла собой часть экспозиции. См. Квинтилиан, 7.3.

151. Евнапий называет их hoi taheos graphontes. Обычное же название tahugraphoi.

152. То есть это скорописцы, работающие в суде. Фемида — богиня правосудия.

153. Последнее определение впервые использовал Аристид для характеристики Демосфена. Оно стало риторическим общим местом. Ср. Юлиан. Речи, VII. 237c.

154. Этому Анатолию, когда он был префектом Иллирика, Гимерий адресовал свою 32 эклогу. Афины Анатолий посетил примерно в 345 г. н.э. Берит — совр. Бейрут. Анатолий состоял в переписке с Ливанием; он был префектом Египта, а затем с 356 года — Иллирика. Скончался Анатолий приблизительно в 360 году.

155. Что данное слово означает, ни один источник не объясняет. Это прозвище в IV столетии встречается очень часто. Его употребляли вплоть до VI века, когда оно из отрицательного превратилось в довольно нейтральное.

156. Берит, современный Бейрут, по описанию Ливания, был знаменит своей школой римского права. Берит по-гречески женского рода.

157. «Проблема» в риторике — предложенная для обсуждения тема, лат. quaestio.

158. Мужество состояло в том, что империей управляли христианские императоры, Констанций и Констант.

159. «Разделения» — diaireseis, лат. partitiones: разделение речи на части и озаглавливание каждой из них.

160. Постановка темы — стасис; лат. status, constitutio. Точное определение «стасиса» как риторического термина было в среде риторов предметом постоянного обсуждения. Много места определению стасиса уделяет Гермоген («Об идеях, или О видах слога», «Об изобретении», «О постановке основного вопроса»). Квинтилиан, 3.6 говорит, что эквивалентом «стасиса» являются латинские qiaestio, constitutio или status. «Стасис» — это процедура постановки и определения темы оратором. Выше Евнапий употребляет примерно в том же смысле термин «катастасис».

161. Здесь Евнапий, кажется, стремится подражать Филострату. Жизнь Адриана, 589. Филострат описывает похожую реакцию людей, не знавших греческого языка.

162. Это напоминает платоновский рассказ о Сократе в «Пире», 220a, b: «Точно так же и зимний холод — а зимы там жестокие — он переносил удивительно стойко, и однажды, когда стояла страшная стужа и другие либо вообще не выходили наружу, либо выходили, напялив на себя невесть сколько одежды и обуви, обмотав ноги войлоком и овчинами, он выходил в такую погоду в обычном своем плаще и босиком шагал по льду легче, чем другие обувшись» (Пер. С.К. Апта).

163. Ливаний, письмо 278, упоминает об этой статуе, находившейся в Риме, а также о другой такой же, которая была в Афинах.

164. Эта должность, изначально военная, в IV веке стала обозначать контролера продовольствия. См. Юлиан. Речи, 1.8c, где Юлиан говорит о том, что император Константин не побрезговал занять эту должность. В 345 году Анатолий из Берита, префект претория, приехал в Афины, где утвердил Проересия в должности контролера продовольствия (стратопедарха).

165. Фраза, имеющая характер пословицы. Ее часто употребляют Лукиан и Юлиан. См. также Платон. Теэтет, 183d: «Вызывать Сократа на разговор — это все равно, что звать ездока в чистое поле» (Пер. Т.В. Васильевой).

166. О Милесии см. выше.

167. По мнению Райта, слово «эллины», возможно, указывает здесь на приверженцев язычества.

168. Райт полагает, что имеется в виду общение Проересия с иерофантом Элевсинских мистерий.

169. См. выше. Проересий скончался в 367 году. Его эпитафия была написана Григорием Назианзином.

170. То есть Проересий часто использовал темы персидских войн в качестве общих мест.

171. Парнасий упоминается выше. По другим источникам он неизвестен.

172. В 336 г. н.э.

173. Ливаний прибыл в Константинополь в 340 году, а покинул его в 343.

174. Сам Ливаний пишет, что провел в Никомедии пять лет, которые были счастливейшими в его жизни.

175. Евнапий ничего не говорит о втором визите Ливания в Константинополь.

176. Приспособляемость полипа к любым условиям была излюбленным общим местом. См. Филострат. Жизни софистов, 487; Лукиан. Морские разговоры, 4: «К какой бы скале полип ни приблизился и ни приладил к ней, присосавшись, чашечек своих щупальцев, он становится подобен ей и меняет свою кожу, делая ее похожей на цвет камня; таким образом полип укрывается от рыбаков…» Пер. С. Лукьянова.

177. В свете того, что Ливаний считался величайшим оратором своего времени, эта критика со школьных позиций выглядит не совсем состоятельной.

178. Евнапий пытается несправедливо обвинить Ливания в пристрастии к псевдо-аттикизированию, которое в свое время высмеял Лукиан, Lexiphanes.

179. Аристофан, Птицы. 1569. У Фукидида, 8.86, Лесподий — афинский военачальник. И Лесподия, и Дамасия комические поэты высмеивали за их длинные ноги. Плутарх в «Застольных беседах», 712A говорит, что для того, чтобы сделать понятным этот фрагмент Евполида, необходим искушенный грамматик.

180. Здесь: император Юлиан.

181. Евнапий называет это несохранившееся сочинение Ливания Peri eyphyias. Акакий из Кесарии состоял в переписке с Ливанием, и письма последнего сообщают об этом человеке сведения, о которых Евнапий не упоминает. Акакий был старше Ливания и происходил из семьи потомственных риторов. Сначала он преподавал в своей родной Финикии, а затем — в Антиохии, после — в Палестине. Ливаний был не столь дружественно настроен по отношению к Акакию, как о том пишет Евнапий: в Антиохии они были соперниками; в 361 году Ливаний одержал над ним верх, и Акакий покинул Антиохию; с этого времени и началась их переписка. Вскоре они пришли к примирению. Со сведениями их писем трудно согласуется сообщение Евнапия о том, что Акакий скончался молодым.

182. Об этом софисте другие источники ничего не сообщают.

183. См. Филострат. Жизнь Антипатра, 607.

184. Проагон — предварительная аргументация при риторическом доказательстве. Мелета — декламация, также упражнение в декламации, или речь на вымышленную тему.

185. Магн предоставлял возможность своим пациентам самим выбирать, что для них благо, а что — зло, следуя Аристотелю, Никомахова этика. 3.1110b—1111a. Ливаний упоминает о Магне в письме, написанном в 364 году. На смерть Магна Палладий написал известную эпиграмму, содержащуюся в «палатинской антологии», 11.281: «Когда Магн сошел в Аид, Эдоней задрожал от страха и молвил: „Вот пришел тот, кто может излечить даже мертвого“».

О Магне упоминает Филосторгий, 8.10. В 388 году, когда Ливаний написал ему письмо (763), Магн был еще жив.

186. Ср. Плутарх, Перикл. 8. Евнапий, несмотря на то, что хорошо знал Плутарха, рассказывая этот известный анекдот, отступает от первоисточника.

187. Асклепий. См. Лукиан. Икароменипп, 24.

188. См. выше.

189. Симонид, фрагм. 68.

190. Неясно, какая именно Галатия имеется в виду — малоазийская или Галлия, которая по-гречески тоже Галатия. По версии У. Райта — Галлия.

191. В качестве врача.

192. См. выше.

193. Вероятно, имеется в виду система тетрархии, введенная при Диоклетиане.

194. Платон. Федр, 246e.

195. О фессалийском насилии см.: Филострат. Жизнь Крития. Данное выражение стало пословицей, см. Юлиан, 34d, 274c.

196. См. выше.

197. У Евнапия «архонт».

198. Провинция.

199. Буквально «предводитель этого народа» (toy ethnoys).

200. Платон. Федр, 246b.

201. Ср. жизнеописание Ямвлиха и прим. 27.

 

Евнапий. ЖИЗНИ ФИЛОСОФОВ И СОФИСТОВ.

Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!