ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Курсивом дан перевод повреждённой и частично реконструированной части текста. В квадратные скобки взяты дополнительные слова, облегчающие понимание текста.

2. Кекроп — первый царь Афин, древнее хтоническое божество — сын Земли, зачастую изображавшийся в виде человекозмея (реже змея).

3. Девкалион — сын Прометея и Пандоры. По имени Девкалиона назван последний (и наиболее известный) из трёх всемирных потопов, о которых рассказывает греческая мифология. Традиция зачастую называет Девкалиона отцом Эллина — эпонима греческого народа, сыновья которого Эол, Дор и Ксуф (отец Ахея и Иона) стали эпонимами — родоначальниками основных племенных групп древних греков.

4. Парнас — горный массив в центральной Греции, место культа Аполлона и Муз.

5. Галиррофий — сын Посейдона, согласно одной из легенд убитый Аресом за то, что обесчестил дочь Ареса Алкиппу.

6. Аресов холм — Ареопаг, скала недалеко от главного входа в Афинский акрополь, бывшая местом заседаний Совета старейшин, откуда этот политический институт Афинского государства и получил своё название.

7. Кранай — преемник Кекропа. Генеалогическая связь между двумя этими царями неясна. Жители Аттики иногда назывались по имени Краная "кранаями", а сама эта область якобы получила своё название от дочери Краная Аттики (или Аттиды). Кранай был изгнан из Афин Амфиктионом, сыном Девкалиона.

8. Недостаточно ясно, отождествляет ли "Паросский мрамор" Амфиктиона, афинского царя, при котором в Афинах был введён культ Диониса, с Амфиктионом, сыном Девкалиона и Пирры, мифическим основателем священного союза племён, обитавших в районе святилища Аполлона Дельфийского. Фермопилы ("Тёплые ворота") — горный проход, соединяющий Северную и Среднюю Грецию.

9. "Паросский мрамор" даёт третье в хронологической последовательности упоминание этнонима "граики" (ранее — Гесиод, фрагменты 3, 5 по изданию Р. Меркельбаха — М. Уэста; и Аристотель. "Метеорология", I, 14), выступающего в совершенно ином историческом контексте. Примечательно, что этот памятник отождествляет имя небольшого племени — "граиков", которое впервые стало употребляться в качестве названия всего народа лишь у римлян и никогда не было воспринято греческим языком, с этнонимом "эллины", являющимся самоназванием греков примерно с эпохи греко-персидских войн и вплоть до настоящего времени. Первоначально "эллинами" называлось племя, обитавшее во Фтии (вероятно, другое её название — Эллада) — одном из четырёх основных районов (тетрад) Фессалии, находившемся под властью гомеровского Ахилла ("Илиада", II, 683-684; IX, 478-479; "Одиссея", XI, 496; Страбон, IX, 431, 32).

10. Название этих состязаний-празднеств неизвестно. Предлагавшаяся в более раннем издании "Паросского мрамора" конъектура "Панэллении" ("Всеэллинские [празднества]") была затем отвергнута.

11. Согласно предлагавшейся ранее конъектуре, речь могла идти о правлении в Лаконике (или Лаконии) царей Лакедемона (второе название Спарты) и Эврота, т.е. эпонимов центра области и её главной реки.

12. Пентеконтера — дословно "пятидесятивёсельный [корабль]". Во время составления "Паросского мрамора" корабли этого типа воспринимались как реалия глубокой древности.

13. Линд — один из трёх основных центров древнего Родоса, ставший после переселения дорийцев фактически главным городом всего острова (см. ниже — Диодор, IV, 58 [в данной публикация "ниже" не приводится]). Культ Афины Линдии, возникновение которого относиться, возможно, ещё ко времени до дорийского переселения, получил на Родосе особое распространение (Афина считалась покровительницей острова), а легенда о Данаидах, содержащаяся также и у других авторов, указывает на связь Родоса с Арголидой.

14. Эрихтоний — одна из наиболее колоритный фигур древнейших аттических сказаний. Миф о происхождении Эрихтония, имеющий большое число версий ("землеродный", сын Афины, сын Афины и Гефеста, различные генеалогические связи с Кекропом, Кранаем, Амфиктионом и др.), указывает на глубокую архаичность этого образа. Традиция приписывает Эрихтонию столь важное культурное достижение, как освоение лошади. (Согласно одному астральному мифу, в честь Эрихтония названо созвездие Возничего.)

15. Панафинеи ("Всеафинские [празднества]") — главный праздник Афинского государства, название которого согласно античной традиции отражает объединение отдельных общин Аттики в единое государство. В рамках этой традиции следует понимать указание "Паросского мрамора" на то, что жители Аттики получили "имя афинян". Другая, не менее известная версия, приписывает объединение Аттики (так называемый "синойкизм") Тесею. "Паросский мрамор" даёт контаминацию двух этих традиций.

16. Мать Богов — матриархальное божество (почитавшееся в античной мире также под именем Великой Матери), культ которого получил особо широкое распространение в эллинистическую и римскую эпохи. Обычно в этом божестве усматривают фригийскую богиню Кибелу (или Кибебу), имя которой якобы является производной от Кибел — нагорья во Фригии.

17. Гиагнис — согласно одному из мифов, изобретатель флейты (простой и двойной). "Паросский мрамор" приписывает Гиагнису введение культа Великой Матери, Диониса и Пана, очевидно считая их фригийскими. К Фригии относится и топоним, содержащийся в повреждённой части текста памятника, — К… (согласно более ранней конъектуре — город Келены). Фригийский лад — один из основных ладов (наряду с дорийским и лидийским) в античной музыке.

18. Минос I — упоминание о двух критских царях, носивших имя Минос, кроме "Паросского мрамора" (ср. эп. 19) содержится также у Диодора (IV, 60), Страбона (X, 4, 8) и Плутарха ("Тесей", 20).

19. Аполлония — широко распространённое название городов в различных частях Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского и Ионического морей (в том числе два города на Крите), в Сицилии, на сиро-палестинском и африканском побережьях. Предложенная конъектура этой части "Паросского мрамора" может истолковываться в различных контекстах. Более ранняя конъектура — Кидония, крупнейший город западного Крита в античную эпоху.

20. Ида — гора в центральной части Крита. С Идой чаще всего связывают легенду о божествах-кузнецах Дактилях. Иногда Дактили отождествлялись с Куретами — божественными стратами Зевса-младенца. Относительно числа Дактилей существуют различные версии. Наиболее известная версия называет трёх Дактилей — Акмона, Келмия и Дамнаменея.

21. Пандион — герой, занимающий видное место в ряду афинских царей, эпоним одной из фил (административных родовых, а затем территориальных единиц) Аттики. В V в. до н.э. в связи с реконструкцией древнейшей афинской генеалогической системы, целью которой являлось согласование аттических сказаний с общегреческими, традиция стала различать двух Кекропов, двух Пандионов, а также Эрихтония и Эрихтея — по-видимому, расчленение первоначально единого образа. Пандион I был сыном Эрихтония и отцом Эрихтея, а также Бута — родоначальника жреческого рода Бутадов.

22. Триптолем — герой, которому приписывалось введение землевладения в Аттике. Традиция связывает Триптолема с Элевсином — центром основного земледельческого района Аттики и центром культа богини Деметры. В честь Деметры, её дочери — владычицы подземного царства Парсефоны-Коры и Триптолема в Элевсине справлялись знаменитые Элевсинские мистерии. Келей и Неера — царь и царица Элевсина, родители Триптолема.

23. Эрихтей — легендарный афинский царь, сын Пандиона I. В его имени иногда усматривают сокращённую форму имени Эрихтоний (см. примеч. 43 [в данной публикации примеч. 21]). В царствование Эрихтея Афины якобы завоевали и присоединили к своей территории Элевсин. Имя Эрихтея носит знаменитый храм на Афинском акрополе.

24. Рария — равнина вблизи Элевсина.

25. Орфей — краткое изложение легенды об Орфее см.: Диодор, IV, 25.

26. Кора (Персефона) была похищена Аидом — владыкой подземного царства — и стала его супругой.

27. Эвмолп — согласно одному из сказаний, сын Посейдона и Хионы, внучки Эрихтея, один из самых знаменитых легендарных певцов. Происхождение Эвмолпа связывали с Эфиопией, а также с Фракией (отсюда и версия "Паросского мрамора", называющего Эвмолпа сыном Мусея — см. ниже). Наряду с Триптолемом Эвмолп был посвящён в Элевсинские мистерии Деметрой. Во время покорения Элевсина Афинами Эвмолп погиб от руки Эрихтея.

28. Мусей — легендарный певец, сын (или ученик) Орфея.

29. Более ранняя конъектура усматривает здесь очищение Геракла (ср.: Диодор, IV, 25).

30. Речь идёт о Пандионе II и Кекропе II.

31. Гимнические (т.е. музыкально-поэтические) состязания являлись важной частью всех крупнейших греческих празднеств-состязаний.

32. Ликаон — легендарный царь Аркадии, сын Пеласга, отец ряда героев — эпонимов-родоначальников знатных аркадских родов. Известный миф рассказывает об угощении Ликаоном Зевса яством из тела ребёнка, что стало основой более ранней конъектуры текста этой "эпохи". С упомянутым мифом связано учреждение Ликей (Лекейских празднеств) — якобы древнейшего (после Элевсинских мистерий) греческого праздника, устраивавшегося в честь Зевса на горе Ликее в Аркадии, неподалёку от Олимпии. Ликеи состояли из двух частей — жертвоприношения (в том числе человеческого) и атлетических состязаний.

33. Существующие конъектуры этой части текста значительно отличаются друг от друга.

34. Эгей — царь Афин, сын Пандиона II и отец Тесея. Его именем названо Эгейское море.

35. Минос — возможно, имеется в виду Минос II (см. примеч. 40 [в данной публикации примеч. 18]). Согласно мифу, в Аттике был убит сын Миноса Андрогей, за что афиняне должны были ежегодно посылать на Крит семь юношей и семь девушек на растерзание Минотавру.

36. Тесей — самый прославленный из афинских царей, которому, в частности, приписывалось объединение отдельных общин Аттики в единое Афинское государство (см. примеч. 37 [в данной публикации примеч. 15]).

37. Синид — разбойник, подвизавшийся на Истме (Коринфский перешеек). Истмийские игры — одно из наиболее значимых празднеств-состязаний в Древней Греции, справлявшееся в честь Посейдона — "божественного отца" Тесея и покровителя Истма.

38. О походе амазонок в Аттику см. ниже — Диодор, IV, 28 [в данной публикация "ниже" не приводится].

39. Немея — город в Арголиде. Во время похода Адраста сын царя Немеи младенец Офельт был задушен змеем. Семь вождей устроили торжественные похороны Офельта, переименованного в Архемора ("Начавшего погибель"), которые положили начало Немейским играм — одному из четырёх наиболее значительных празднеств-состязаний античной Греции. По другой версии, Немейские игры были учреждены Гераклом в честь его победы над Немейским львом (см.: Диодор, III, 11).

40. Менесфей — один из потомков Эрихтея, захвативших царскую власть в Афинах во время отсутствия Тесея. Менесфей возглавлял афинян в Троянской войне, во время которой погиб.

41. Фаргелион — один из месяцев афинского календаря, соответствующий современному маю-июню. Таким образом, согласно "Паросскому мрамору", "точная дата" надения Трои приходится на первую половину июня 1209 (1208) г. до н.э.

42. Демофонт — сын Тесея, участник Троянской войны, воцарившийся в Афинах после смерти Менесфея.

43. Тевкр — сын Теламона и Гесионы, дочери Лаомедонта (см.: Диодор, IV, 32), участвовавший в Троянской войне вместе со своим сводным братом Аяксом — царём острова Саламин, одним из главных героев "Илиады". Саламин (Кипрский) - один из крупнейших городов Кипра античной эпохи.

44. Нелей — сын афинского царя Кодра из рода Писистратидов, называющегося так по имени Писистрата — внука Нестора, изгнанного из Пилоса Гераклидами и поселившегося в Афинах.

45. Панионии ("Всеионийские [празднества]") в честь Посейдона; справлялись на мысе Микале представителями перечисленного здесь ионийского "двенадцатиградья", включавшего центральную часть западного побережья полуострова и прилегающие острова.

46. Медонт — сын царя Кодра, старший брат Нелея. Он был первым афинским архонтом. Конъектра Ф. Якоби называет здесь Менесфея.

47. Диогнет, сын Мегакла, — шестой (или седьмой) архонт-эпоним Афин.

48. Федон — царь (или тиран) Аргоса, которому традиция приписывает создание системы мер и весов. Во времена Федона остров Эгина входил в состав Аргосского государства как наследное владение Гераклидов. Другие источники относят правление Федона ко второй половине VII в. до н.э.

49. Фереклей — неизвестная личность.

 

"ПАРОССКИЙ МРАМОР"