Холст, масло.
102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.Инв. № ГЭ 5350.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Венера уговаривает Елену любить Париса.
Холст, масло.
102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Картина написана по заказу Н.Б. Юсупова, первоначально находилась во дворце на Фонтанке, Санкт-Петербург;
после 1810 года перевезена в усадьбу Архангельское под Москвой;
в 1831 году отправлена в Московский дом;
с 1837 — во дворце на Мойке, Санкт-Петербург;
В 1919—
Венера (в греческой мифологии Афродита) обещала Парису прекраснейшую на свете женщину, если он присудит ей золотое яблоко в споре с Герой и Афиной за право считаться самой красивой среди богинь. На полотне запечатлен момент, когда божественная сводня с помощью амура выполняет свое обещание. Она убеждает нерешительную Елену своими речами и завораживающим взглядом, а нетерпеливый Купидон торопит замершего от восхищения Париса. Немецкая исследовательница Беттина Баумгертель (1999) отмечает ряд символических моментов, поясняющих смысл изображенного: пара колонн и пара воркующих голубков, два скрещенных дерева на заднем плане и две скрещенных стрелы в луке амура.
Композиция картины восходит к античным образцам. Она является свободным повторением античных рельефов со сценами «уговаривания» (эллинистический рельеф «Афродита, склоняющая Елену любить Александра» I века до н. э., Национальный музей, Неаполь; рельеф, являющийся репликой предшествующего, I век до н. э., Бельведерская галерея, Ватикан; рельеф на Вазе Дженкинса, привезенной в 1776 году из Италии в составе собрания Смита в Марбари Холл, Чешир). Фигура крылатого Купидона с луком, тянущего Париса за плащ, заимствована из помпеянской стенной фрески «Вакх, обнаруживающий спящую Ариадну» I века н. э. В качестве еще одного примера обращения художницы к тем же источникам Б. Баумгертель приводит гравюру Томаса Берка по «Автопортрету в виде Рисования, вдохновляемого музой Поэзии» А. Кауфман (1782, Дюссельдорф, частное собрание). Существует одноименный рисунок А. Кауфман около 1790 года, находящийся в Британском музее в Лондоне, композиция которого, за исключением мелких деталей, сохранена на полотне. В книгу заказов Кауфман записала картину в Риме в апреле 1790 года: «Для его Превосходительства князя Юсупова из России, картина 6 пядей 9 дюймов на 4 пяди 8 дюймов, с фигурами около 3 пядей, представляющими Венеру, уговаривающую Елену любить Париса, которого ведет к Елене Амур, 100 римских цехинов заплатил м-р Дженкинс 8 мая 1790 г., картина отослана 10 июля». Эрмитажное полотно очевидно следует считать парным к картине (записанной А. Кауфман в книге заказов в Неаполе в октябре 1785 года как заказ Н.Б. Юсупова), изображавшей умирающего Овидия на Понтийском побережье, такого же размера (не сохранилась). В Каталоге собрания Юсупова 1839 года обе вещи помещены рядом (№ 58 и 59).
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.