Венера уговаривает Елену любить Париса
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790
Инв. № ГЭ 5350.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Венера уговаривает Елену любить Париса.

Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790
Инв. № ГЭ 5350.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1925, из двор­ца-музея кня­зей Юсу­по­вых, Ленин­град.
Кар­ти­на напи­са­на по зака­зу Н.Б. Юсу­по­ва, пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лась во двор­це на Фон­тан­ке, Санкт-Петер­бург;
после 1810 года пере­ве­зе­на в усадь­бу Архан­гель­ское под Моск­вой;
в 1831 году отправ­ле­на в Мос­ков­ский дом;
с 1837 — во двор­це на Мой­ке, Санкт-Петер­бург;
В 1919—1924 годах — во двор­це-музее Юсу­по­вых.

Описание:
А. Кауф­ман не впер­вые обра­ща­ет­ся к сюже­ту, заим­ст­во­ван­но­му из «Или­а­ды» Гоме­ра (III, 390—394). Кар­ти­на 1773 года с тем же наз­ва­ни­ем, но совер­шен­но ина­че решен­ная, нахо­дит­ся в Кол­дст­ри­ме, Бер­вик­шир (Англия).

Вене­ра (в гре­че­ской мифо­ло­гии Афро­ди­та) обе­ща­ла Пари­су пре­крас­ней­шую на све­те жен­щи­ну, если он при­судит ей золо­тое ябло­ко в спо­ре с Герой и Афи­ной за пра­во счи­тать­ся самой кра­си­вой сре­ди богинь. На полотне запе­чат­лен момент, когда боже­ст­вен­ная свод­ня с помо­щью аму­ра выпол­ня­ет свое обе­ща­ние. Она убеж­да­ет нере­ши­тель­ную Еле­ну сво­и­ми реча­ми и заво­ра­жи­ваю­щим взглядом, а нетер­пе­ли­вый Купидон торо­пит замер­ше­го от вос­хи­ще­ния Пари­са. Немец­кая иссле­до­ва­тель­ни­ца Бет­ти­на Баум­гер­тель (1999) отме­ча­ет ряд сим­во­ли­че­ских момен­тов, пояс­ня­ю­щих смысл изо­бра­жен­но­го: пара колонн и пара вор­ку­ю­щих голуб­ков, два скре­щен­ных дере­ва на зад­нем плане и две скре­щен­ных стре­лы в луке аму­ра.

Ком­по­зи­ция кар­ти­ны вос­хо­дит к антич­ным образ­цам. Она явля­ет­ся сво­бод­ным повто­ре­ни­ем антич­ных релье­фов со сце­на­ми «уго­ва­ри­ва­ния» (элли­ни­сти­че­ский рельеф «Афро­ди­та, скло­ня­ю­щая Еле­ну любить Алек­санд­ра» I века до н. э., Нацио­наль­ный музей, Неа­поль; рельеф, явля­ю­щий­ся реп­ли­кой пред­ше­ст­ву­ю­ще­го, I век до н. э., Бель­ведер­ская гале­рея, Вати­кан; рельеф на Вазе Джен­кин­са, при­ве­зен­ной в 1776 году из Ита­лии в соста­ве собра­ния Сми­та в Мар­ба­ри Холл, Чешир). Фигу­ра кры­ла­то­го Купидо­на с луком, тяну­ще­го Пари­са за плащ, заим­ст­во­ва­на из пом­пе­ян­ской стен­ной фрес­ки «Вакх, обна­ру­жи­ваю­щий спя­щую Ари­ад­ну» I века н. э. В каче­стве еще одно­го при­ме­ра обра­ще­ния худож­ни­цы к тем же источ­ни­кам Б. Баум­гер­тель при­во­дит гра­вю­ру Тома­са Бер­ка по «Авто­порт­ре­ту в виде Рисо­ва­ния, вдох­нов­ля­е­мо­го музой Поэ­зии» А. Кауф­ман (1782, Дюс­сель­дорф, част­ное собра­ние). Суще­ст­ву­ет одно­имен­ный рису­нок А. Кауф­ман око­ло 1790 года, нахо­дя­щий­ся в Бри­тан­ском музее в Лон­доне, ком­по­зи­ция кото­ро­го, за иск­лю­че­ни­ем мел­ких дета­лей, сох­ра­не­на на полотне. В кни­гу зака­зов Кауф­ман запи­са­ла кар­ти­ну в Риме в апре­ле 1790 года: «Для его Пре­вос­хо­ди­тель­ства кня­зя Юсу­по­ва из Рос­сии, кар­ти­на 6 пядей 9 дюй­мов на 4 пяди 8 дюй­мов, с фигу­ра­ми око­ло 3 пядей, пред­став­ля­ю­щи­ми Вене­ру, уго­ва­ри­ваю­щую Еле­ну любить Пари­са, кото­ро­го ведет к Елене Амур, 100 рим­ских цехи­нов запла­тил м-р Джен­кинс 8 мая 1790 г., кар­ти­на ото­сла­на 10 июля». Эрми­таж­ное полот­но оче­вид­но сле­ду­ет счи­тать пар­ным к кар­тине (запи­сан­ной А. Кауф­ман в кни­ге зака­зов в Неа­по­ле в октяб­ре 1785 года как заказ Н.Б. Юсу­по­ва), изо­бра­жав­шей уми­раю­ще­го Овидия на Пон­тий­ском побе­ре­жье, тако­го же раз­ме­ра (не сох­ра­ни­лась). В Ката­ло­ге собра­ния Юсу­по­ва 1839 года обе вещи поме­ще­ны рядом (№ 58 и 59).

Гар­ло­ва М. П.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 78 кат. № 67.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: Венера уговаривает Елену любить Париса Анжелика Кауфман холст масло подпись и дата Angelica Kauffmann pinx 1790 Елена Прекрасная Елена Троянская Парис троянская война Афродита эрот эроты Эрос амур амуры Купидон лук стрелы голубок голубки голубь голуби сандалии Инв № ГЭ 5350 ГЭ5350