Венера уговаривает Елену любить Париса
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло.
102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.
Инв. № ГЭ 5350.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Венера уговаривает Елену любить Париса.

Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло.
102 × 127,5 см.
В центре, на плинтусе колонны, подпись и дата — Angelica Kauffmann pinx. 1790.
Инв. № ГЭ 5350.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1925, из двор­ца-музея кня­зей Юсу­по­вых, Ленин­град.
Кар­ти­на напи­са­на по зака­зу Н.Б. Юсу­по­ва, пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лась во двор­це на Фон­тан­ке, Санкт-Петер­бург;
после 1810 года пере­ве­зе­на в усадь­бу Архан­гель­ское под Моск­вой;
в 1831 году отправ­ле­на в Мос­ков­ский дом;
с 1837 — во двор­це на Мой­ке, Санкт-Петер­бург;
В 1919—1924 годах — во двор­це-музее Юсу­по­вых.

Описание:
А. Кауф­ман не впер­вые обра­ща­ет­ся к сюже­ту, заим­ст­во­ван­но­му из «Или­а­ды» Гоме­ра (III, 390—394). Кар­ти­на 1773 года с тем же наз­ва­ни­ем, но совер­шен­но ина­че решен­ная, нахо­дит­ся в Кол­дст­ри­ме, Бер­вик­шир (Англия).

Вене­ра (в гре­че­ской мифо­ло­гии Афро­ди­та) обе­ща­ла Пари­су пре­крас­ней­шую на све­те жен­щи­ну, если он при­судит ей золо­тое ябло­ко в спо­ре с Герой и Афи­ной за пра­во счи­тать­ся самой кра­си­вой сре­ди богинь. На полотне запе­чат­лен момент, когда боже­ст­вен­ная свод­ня с помо­щью аму­ра выпол­ня­ет свое обе­ща­ние. Она убеж­да­ет нере­ши­тель­ную Еле­ну сво­и­ми реча­ми и заво­ра­жи­ваю­щим взглядом, а нетер­пе­ли­вый Купидон торо­пит замер­ше­го от вос­хи­ще­ния Пари­са. Немец­кая иссле­до­ва­тель­ни­ца Бет­ти­на Баум­гер­тель (1999) отме­ча­ет ряд сим­во­ли­че­ских момен­тов, пояс­ня­ю­щих смысл изо­бра­жен­но­го: пара колонн и пара вор­ку­ю­щих голуб­ков, два скре­щен­ных дере­ва на зад­нем плане и две скре­щен­ных стре­лы в луке аму­ра.

Ком­по­зи­ция кар­ти­ны вос­хо­дит к антич­ным образ­цам. Она явля­ет­ся сво­бод­ным повто­ре­ни­ем антич­ных релье­фов со сце­на­ми «уго­ва­ри­ва­ния» (элли­ни­сти­че­ский рельеф «Афро­ди­та, скло­ня­ю­щая Еле­ну любить Алек­санд­ра» I века до н. э., Нацио­наль­ный музей, Неа­поль; рельеф, явля­ю­щий­ся реп­ли­кой пред­ше­ст­ву­ю­ще­го, I век до н. э., Бель­ведер­ская гале­рея, Вати­кан; рельеф на Вазе Джен­кин­са, при­ве­зен­ной в 1776 году из Ита­лии в соста­ве собра­ния Сми­та в Мар­ба­ри Холл, Чешир). Фигу­ра кры­ла­то­го Купидо­на с луком, тяну­ще­го Пари­са за плащ, заим­ст­во­ва­на из пом­пе­ян­ской стен­ной фрес­ки «Вакх, обна­ру­жи­ваю­щий спя­щую Ари­ад­ну» I века н. э. В каче­стве еще одно­го при­ме­ра обра­ще­ния худож­ни­цы к тем же источ­ни­кам Б. Баум­гер­тель при­во­дит гра­вю­ру Тома­са Бер­ка по «Авто­порт­ре­ту в виде Рисо­ва­ния, вдох­нов­ля­е­мо­го музой Поэ­зии» А. Кауф­ман (1782, Дюс­сель­дорф, част­ное собра­ние). Суще­ст­ву­ет одно­имен­ный рису­нок А. Кауф­ман око­ло 1790 года, нахо­дя­щий­ся в Бри­тан­ском музее в Лон­доне, ком­по­зи­ция кото­ро­го, за иск­лю­че­ни­ем мел­ких дета­лей, сох­ра­не­на на полотне. В кни­гу зака­зов Кауф­ман запи­са­ла кар­ти­ну в Риме в апре­ле 1790 года: «Для его Пре­вос­хо­ди­тель­ства кня­зя Юсу­по­ва из Рос­сии, кар­ти­на 6 пядей 9 дюй­мов на 4 пяди 8 дюй­мов, с фигу­ра­ми око­ло 3 пядей, пред­став­ля­ю­щи­ми Вене­ру, уго­ва­ри­ваю­щую Еле­ну любить Пари­са, кото­ро­го ведет к Елене Амур, 100 рим­ских цехи­нов запла­тил м-р Джен­кинс 8 мая 1790 г., кар­ти­на ото­сла­на 10 июля». Эрми­таж­ное полот­но оче­вид­но сле­ду­ет счи­тать пар­ным к кар­тине (запи­сан­ной А. Кауф­ман в кни­ге зака­зов в Неа­по­ле в октяб­ре 1785 года как заказ Н.Б. Юсу­по­ва), изо­бра­жав­шей уми­раю­ще­го Овидия на Пон­тий­ском побе­ре­жье, тако­го же раз­ме­ра (не сох­ра­ни­лась). В Ката­ло­ге собра­ния Юсу­по­ва 1839 года обе вещи поме­ще­ны рядом (№ 58 и 59).

Гар­ло­ва М. П.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 78 кат. № 67.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник греческая мифология mythologia graeca римская romana афродита aphrodite парис париса paris эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor венера venus елена троянская прекрасная елены троянской прекрасной helena уговаривает елену любить анжелика кауфман холст масло подпись и дата angelica kauffmann pinx 1790 война лук стрелы голубок голубки голубь голуби сандалии инв № гэ 5350