Атлет
Бронза. 1-я четв. V до н. э. Этрусская работа.
Высота 9 см.
Частная коллекция, Женева.

Атлет.

Бронза. 1-я четв. V до н. э. Этрусская работа.
Высота 9 см.

Частная коллекция, Женева.

Происхождение:
Не ука­за­но.

Описание:
Моно­лит­ная ста­ту­эт­ка, сде­лан­ная путём исполь­зо­ва­ния мето­да вытап­ли­ва­ния вос­ка, осто­рож­но обо­жжён­ная, а затем охлаж­дён­ная.

Состо­я­ние: пати­на чёр­но-зелё­но­го цве­та на сто­ро­нах, где поверх­ность всё ещё очень глад­кая, но боль­шая её часть несколь­ко неров­ная, с крас­ны­ми пят­на­ми куп­ри­та, зелё­ны­ми хло­рида меди и кор­кой из твер­дых мине­ра­лов, в осо­бен­но­сти у лица. Часть левой руки до лок­тя отсут­ст­ву­ет.

Ста­ту­эт­ка была завер­шаю­щей деко­ра­тив­ной частью, укра­шав­шей вер­ши­ну кан­де­ляб­ра. Кан­де­лябр состо­ял из тре­нож­ни­ка, на кото­ром нахо­дил­ся длин­ный вер­ти­каль­но сто­я­щий стер­жень, к кон­цу кото­ро­го при­креп­лял­ся вет­ве­об­раз­ный эле­мент с четырь­мя ост­ри­я­ми1, увен­чан­ны­ми таки­ми ста­ту­эт­ка­ми, как наша, рас­по­ла­гав­ши­ми­ся в про­филь.

У этой полой боч­ко­об­раз­ной дета­ли, укра­шен­ной свер­ху рядом жем­чу­жин, по цен­тру нахо­ди­лось про­свер­лен­ное круг­лое отвер­стие, начи­наю­ще­е­ся с одной сто­ро­ны и почти дохо­дя­щее до про­ти­во­по­лож­ной. Это поз­во­ля­ло ост­рию при­кре­пить нашу фигу­ру на вер­шине стерж­ня. Сход­ство этой работы со ста­ту­эт­кой из Джо­слин­ско­го музея искусств2 (Joslyn Art Museum) такое близ­кое в каж­дой дета­ли, как буд­то это дела­лось даже не в одной мастер­ской, а одним и тем же чело­ве­ком. Самое непри­ят­ное — то, что нель­зя обна­ру­жить следы про­ис­хож­де­ния ста­ту­эт­ки, и реги­он, где она была изготов­ле­на, неиз­ве­стен.

Вуль­чи были самым глав­ным и наи­бо­лее важ­ным этрус­ским цен­тром про­из­вод­ства брон­зо­вых изде­лий, дей­ст­во­вав­шим более 300 лет. Осо­бен­но про­цве­та­ло здесь мас­со­вое про­из­вод­ство бога­то укра­шен­ной посуды и утва­ри: тре­нож­ни­ков, при­спо­соб­ле­ний для вос­ку­ре­ния фимиа­ма, кан­де­лябров, лар­цов с кра­си­вей­ши­ми нож­ка­ми и т.д. Объ­ё­мы про­из­вод­ства и пре­стиж этой про­дук­ции были таки­ми, что, оче­вид­но, суще­ст­во­ва­ло несколь­ко мастер­ских и, мы счи­та­ем, на при­мы­каю­щей к это­му горо­ду терри­то­рии так­же было несколь­ко мастер­ских, стиль кото­рых нахо­дил­ся под вли­я­ни­ем Вуль­чи. Хотя боль­шое коли­че­ство брон­зо­вых изде­лий может быть с уве­рен­но­стью при­пи­са­но Вуль­чи (см., напри­мер, кат. № 57), мы не уве­ре­ны в точ­ной атри­бу­ции наше­го “kouros” (ста­туя, изо­бра­жаю­щая моло­до­го чело­ве­ка, созда­вав­ша­я­ся для пере­да­чи общей идеи «моло­до­сти»).

Хотя исхо­дя­щие от ста­ту­эт­ки ионий­ское вли­я­ние и назна­че­ние для укра­ше­ния кан­де­ляб­ра, соот­вет­ст­ву­ют тра­ди­ци­ям Вуль­чи, не гово­ря уже о гла­зах, выра­же­нии лица и при­чес­ки, одна­ко для Вуль­чи она необыч­но тон­ко и точ­но гра­ви­ро­ва­на. Авто­ру ста­тьи инте­рес­но, не про­ис­хо­дят ли из мастер­ской Кью­зи этот атлет и его «брат» из Джо­слин­ско­го музея искусств. Ведь Кью­зи так­же были извест­ны про­из­вод­ст­вом утва­ри и ожив­лен­ной тор­гов­лей, веду­щей­ся тран­зи­том через Вуль­чи.

————————
1 Ост­рия ради­аль­но рас­хо­дят­ся под пря­мым углом друг к дру­гу. Центр это­го состо­я­ще­го из трёх частей эле­мен­та сде­лан длин­нее, чтобы поз­во­лить на его кон­це зак­ре­пить све­чу. Как иллю­ст­ра­цию к это­му мы име­ем настен­ную живо­пись: Golini tomb Il in Orvieto (M. del Chiaro, Re-exhumed Etruscan bronzes, Santa Barbara 1981, p. 23, fig. B).

2 Omaha, Nebraska (USA): M. del Chiaro op. cit. no. 20, pp. 24—5, ill. 20 pp. 46—47. Срав­не­ния, дан­ные в этом ката­ло­ге не вполне умест­ны: в них в основ­ном схо­жие дета­ли вме­сто таких спе­ци­фи­че­ских черт, кото­рые поз­во­ли­ли бы отне­сти их к опре­де­лён­но­му реги­о­ну.

G. Ortiz

Литература:
Exhibited and Published: Le Sport dans la Grèce Antique. Du Jeu à la Compétition, Palais des Beaux-Arts, Brussels, 23 January — 19 April 1992 (catalogues in French and Flemish); El deporte en la Grecia Antigua. La génesis del olimpismo, Centre Cultural of the Fundació “la Caixa”, Barcelona, 13 May — 9 August 1992 (catalogues in Spanish and Catalan); cat. no. 106 pp. 242—243.

Источники:
© 1993 г. Фото, текст: Olympism in antiquity. Olympic Museum Lausanne. Bertelsmann UFA. Industria Gráfica S. A. Barcelona, 1993, p. 81 cat. no. 24.
© Фото — P. Goetelen (Geneva).
© 1993 — Comité International Olympique.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria бронза статуэтка атлет атлет спорт спортсмен