Пьяная старуха
Мрамор.Мюнхен, Глиптотека

Пьяная старуха.

Мрамор.

Мюнхен, Глиптотека.

Описание:
Мы идем враз­рез с мне­ни­ем всех запад­но­ев­ро­пей­ских иссле­до­ва­те­лей, ото­жествляя тип, пред­став­лен­ный ста­ту­я­ми в Капи­то­лий­ском музее в Риме и в Мюн­хен­ской глип­то­те­ке (рис. 9) с изо­бра­же­ни­ем пья­ной ста­ру­хи работы Миро­на, сто­яв­шей в Смирне, имен­но раз­би­рае­мо­го нами худож­ни­ка V в., а не одно­имен­но­го масте­ра позд­ней­ше­го «Элли­ни­сти­че­ско­го» пери­о­да, о кото­ром мы упо­мя­ну­ли. Подроб­ная моти­ви­ров­ка пред­ло­же­на в спе­ци­аль­ной ста­тье, поме­щен­ной в Еже­год­ни­ке Росс. Инсти­ту­та исто­рии искусств. Но так как дан­ный тип в выс­шей сте­пе­ни важен для пони­ма­ния вели­ко­го масте­ра, мы не можем отка­зать­ся от вклю­че­ния его в спи­сок про­из­веде­ний пред­ло­жен­ный в этой свя­зи. Ста­ру­ха изо­бра­же­на сидя­щей на зем­ле и обни­маю­щей обе­и­ми рука­ми боль­шой сосуд с вином; в вос­хи­ще­нии она смот­рит вверх, рот открыт, как буд­то она гром­ко взды­ха­ет от вос­тор­га и наслаж­де­ния. Пра­вая грудь обна­же­на, и стар­че­ское тело с его высох­ши­ми фор­ма­ми и высту­паю­щи­ми костя­ми бес­по­щад­но оха­рак­те­ри­зо­ва­но. С таким же нату­ра­лиз­мом выра­бота­но лицо, хотя с мет­кой харак­те­ри­сти­кой ниж­ней части его как-то не сог­ла­со­ва­на трак­тов­ка лба и бро­вей с их про­сты­ми глад­ки­ми фор­ма­ми и волос с их вол­но­об­раз­ны­ми иде­аль­ны­ми лини­я­ми. По сво­ей ком­по­зи­ции ста­туя очень про­ста. Линия, обра­зу­е­мая кистя­ми рук и точ­кой сопри­кос­но­ве­ния ступ­ней ног, сов­па­да­ет со сред­ней лини­ей тела; при этом все линии, как под­ни­маю­щих­ся сни­зу вверх ног, так спус­каю­щих­ся свер­ху вниз рук, сос­ре­дото­че­ны вокруг одно­го цен­тра — вазы. Кон­цен­тра­ция форм в одном фоку­се выра­же­на, сле­до­ва­тель­но, с той же энер­ги­ей, как и на Дис­ко­бо­ле. Плащ из тол­стой мате­рии испол­нен про­сты­ми гру­бо­ва­ты­ми лини­я­ми, в трак­тов­ке края ниж­ней одеж­ды, спа­даю­ще­го на зем­лю, худож­ник увлек­ся изви­ли­стым рисун­ком, кото­рый в это вре­мя начал вхо­дить в моду. На ста­туе ста­ру­хи, сле­до­ва­тель­но, нату­ра­лизм соче­та­ет­ся со стро­гой ком­по­зи­ци­ей форм и с бога­той сти­ли­за­ци­ей отдель­ных линий.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 9.
Из Brunn. Denkm. griech.-röm. Sculpt.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae мрамор пьяная старуха маронида maronis вино сосуд lagynos лагинос лагин пьянство