Аполлон Бельведерский.

Мрамор. Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Инв. № 1015.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.

Описание:
КАБИНЕТ АПОЛЛОНА

Апол­лон Бель­ведер­ский, рим­ская мра­мор­ная копия (ок. 130—140 гг.) гре­че­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла (ок. 330—320 гг. до н. э.), веро­ят­но работы Лео­ха­ра, кото­рый когда-то сто­ял на афин­ской аго­ре (Пав­са­ний, I, 3, 4). Юлий II пере­нес эту ста­тую, кото­рая была извест­на еще в XIV в., из сво­е­го двор­ца око­ло Сан-Пьет­ро в Вин­чо­ли на Бель­ведер­ский двор ста­туй. Руки, уда­лен­ные в 1924 г., были изва­я­ны Джо­ван­ни Андже­ло да Мон­тор­со­ли (Giovanni Angelo da Montorsoli) в 1532 г. Бог, «пора­жаю­щий изда­ле­ка», дер­жит лук в левой руке, как сим­вол сво­ей роли мсти­те­ля. В пра­вой руке, воз­мож­но, он дер­жал стре­лу, выну­тую из кол­ча­на. Плащ, дра­пи­ро­ван­ный на его пле­чах и левой руке, под­чер­ки­ва­ет его сия­ю­щую, юную фигу­ру, пре­дель­но под­чер­ки­вая вели­чие и чистоту Апол­ло­но­вой пло­ти. «Боги суди­ли все­силь­ные нам, чело­ве­кам несчаст­ным, / Жить на зем­ле в огор­че­ни­ях: боги одни бес­пе­чаль­ны» (Гомер, Или­а­да, 24, 525, пер. Гнеди­ча). Хёль­дер­лин заме­ча­ет об этой ста­туе: «...гла­за наблюда­ют с тихим, веч­ным све­том». Иоганн Иоахим Вин­кель­ман писал: «Из всех работ древ­но­сти, избе­жав­ших уни­что­же­ния, ста­туя Апол­ло­на пред­став­ля­ет высо­чай­ший иде­ал искус­ства».


Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1986 г. Текст: Guide to the Vatican: Museums and City. Pontifical Monuments, Museums and Galleries. Tipografia Vaticana, p. 41.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя Аполлона Бельведерского Аполлон Бельведерский Феб скульптор Леохар лук колчан Инв № 1015 APO 2
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА