Надгробная стела мужчины.

Паросский мрамор. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 149 см.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Най­де­на в Кари­сте на Эвбее.

Описание:
Гре­че­ский рельеф воз­ник как бы из двух про­ти­во­по­лож­ных источ­ни­ков. С одной сто­ро­ны, из рисун­ка, бле­стя­ще про­явив­ше­го себя в вазо­пи­си, с дру­гой — из круг­лой ста­туи. Плос­кий рельеф, вышед­ший из рисун­ка, полу­чил рас­про­стра­не­ние глав­ным обра­зом в укра­ше­нии над­гроб­ных стел. Гре­че­ский скуль­п­тор сна­ча­ла рисо­вал на камен­ной пли­те кон­ту­ры буду­ще­го рельеф­но­го изо­бра­же­ния; затем глуб­же вре­зал­ся в кон­тур, выде­лял силу­эт фигу­ры и, посте­пен­но углуб­ля­ясь в фон, отни­мал от него столь­ко, сколь­ко нуж­но для закруг­ле­ния форм. Путем углуб­ле­ния рисун­ка пере­д­няя плос­кость оста­ва­лась непри­кос­но­вен­ной, что при­да­ва­ло релье­фу уди­ви­тель­ную закон­чен­ность.
В этой сох­ра­нив­шей­ся лишь в сво­ей верх­ней части сте­ле боро­да­то­го муж­чи­ны мы встре­ча­ем­ся с памят­ни­ком ионий­ско­го сти­ля (сте­ла была най­де­на в Кари­сте на Эвбее). Рельеф не име­ет боко­во­го обрам­ле­ния и ввер­ху над глад­ким кар­ни­зом увен­чан паль­мет­той-акро­те­ри­ем. Фигу­ра усоп­ше­го, изо­бра­жен­но­го в про­филь, реше­на зна­чи­тель­но сво­бод­нее, чем изва­ян­ная несколь­ко рань­ше фигу­ра девуш­ки в сте­ле Джу­сти­ни­а­ни. Состо­я­ние задум­чи­во­сти и пол­ной отре­шен­но­сти под­чер­ки­ва­ет­ся дви­же­ни­ем пра­вой руки, едва касаю­щей­ся под­бо­род­ка. Несмот­ря на то, что сте­ла цели­ком не дошла до нас, в ней мож­но увидеть луч­шие каче­ства релье­фа стро­го­го сти­ля — про­стоту и кра­соту рит­ми­че­ских пово­ротов, певу­честь линий и силу­этов, а глав­ное, то осо­бое наст­ро­е­ние невы­ска­зан­ной гру­сти, кото­рое харак­тер­но для луч­ших гре­че­ских над­гро­бий середи­ны V века до н. э.
Созда­ние прав­ди­во­го и глу­бо­ко зна­чи­тель­но­го обра­за чело­ве­ка как нор­мы и образ­ца для каж­до­го гре­че­ско­го граж­да­ни­на име­ло в пери­од клас­си­ки боль­шее зна­че­ние, чем рас­кры­тие инди­виду­аль­но­го чело­ве­че­ско­го харак­те­ра, поэто­му даже в над­гро­би­ях нет порт­рет­но­го сход­ства, а душев­ное состо­я­ние усоп­ше­го носит воз­вы­шен­ный, обоб­щен­ный харак­тер.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 57.
Фотограф Г. Мурза.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: паросский мрамор рельеф надгробная стела мужчины надгробие бородатый мужчина борода пальметта
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА