Надгробная стела мужчины
Паросский мрамор. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 149 см.
Берлин, Государственные музеи.

Надгробная стела мужчины.

Паросский мрамор. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 149 см.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Най­де­на в Кари­сте на Эвбее.

Описание:
Гре­че­ский рельеф воз­ник как бы из двух про­ти­во­по­лож­ных источ­ни­ков. С одной сто­ро­ны, из рисун­ка, бле­стя­ще про­явив­ше­го себя в вазо­пи­си, с дру­гой — из круг­лой ста­туи. Плос­кий рельеф, вышед­ший из рисун­ка, полу­чил рас­про­стра­не­ние глав­ным обра­зом в укра­ше­нии над­гроб­ных стел. Гре­че­ский скуль­п­тор сна­ча­ла рисо­вал на камен­ной пли­те кон­ту­ры буду­ще­го рельеф­но­го изо­бра­же­ния; затем глуб­же вре­зал­ся в кон­тур, выде­лял силу­эт фигу­ры и, посте­пен­но углуб­ля­ясь в фон, отни­мал от него столь­ко, сколь­ко нуж­но для закруг­ле­ния форм. Путем углуб­ле­ния рисун­ка пере­д­няя плос­кость оста­ва­лась непри­кос­но­вен­ной, что при­да­ва­ло релье­фу уди­ви­тель­ную закон­чен­ность.
В этой сох­ра­нив­шей­ся лишь в сво­ей верх­ней части сте­ле боро­да­то­го муж­чи­ны мы встре­ча­ем­ся с памят­ни­ком ионий­ско­го сти­ля (сте­ла была най­де­на в Кари­сте на Эвбее). Рельеф не име­ет боко­во­го обрам­ле­ния и ввер­ху над глад­ким кар­ни­зом увен­чан паль­мет­той-акро­те­ри­ем. Фигу­ра усоп­ше­го, изо­бра­жен­но­го в про­филь, реше­на зна­чи­тель­но сво­бод­нее, чем изва­ян­ная несколь­ко рань­ше фигу­ра девуш­ки в сте­ле Джу­сти­ни­а­ни. Состо­я­ние задум­чи­во­сти и пол­ной отре­шен­но­сти под­чер­ки­ва­ет­ся дви­же­ни­ем пра­вой руки, едва касаю­щей­ся под­бо­род­ка. Несмот­ря на то, что сте­ла цели­ком не дошла до нас, в ней мож­но увидеть луч­шие каче­ства релье­фа стро­го­го сти­ля — про­стоту и кра­соту рит­ми­че­ских пово­ротов, певу­честь линий и силу­этов, а глав­ное, то осо­бое наст­ро­е­ние невы­ска­зан­ной гру­сти, кото­рое харак­тер­но для луч­ших гре­че­ских над­гро­бий середи­ны V века до н. э.
Созда­ние прав­ди­во­го и глу­бо­ко зна­чи­тель­но­го обра­за чело­ве­ка как нор­мы и образ­ца для каж­до­го гре­че­ско­го граж­да­ни­на име­ло в пери­од клас­си­ки боль­шее зна­че­ние, чем рас­кры­тие инди­виду­аль­но­го чело­ве­че­ско­го харак­те­ра, поэто­му даже в над­гро­би­ях нет порт­рет­но­го сход­ства, а душев­ное состо­я­ние усоп­ше­го носит воз­вы­шен­ный, обоб­щен­ный харак­тер.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 57.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: паросский мрамор рельеф надгробная стела мужчины надгробие бородатый мужчина борода пальметта