Статуя юноши.

Крупнозернистый мрамор. Ок. 525 г. до н. э.
Высота 166 см.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Из милет­ско­го свя­ти­ли­ща Апол­ло­на в Диди­мах.

Описание:
К наи­бо­лее зна­чи­тель­ным про­из­веде­ни­ям гре­че­ско­го искус­ства при­над­ле­жит ста­туя обна­жен­ной муж­ской фигу­ры, так назы­ва­е­мый курос. Под вли­я­ни­ем еги­пет­ской мону­мен­таль­ной скульп­ту­ры в кон­це VII века и в тече­ние VI века до н. э. появи­лись в Гре­ции, в Малой Азии и на гре­че­ских ост­ро­вах зна­ме­ни­тые мра­мор­ные ста­туи юно­шей. Скульп­ту­ра из милет­ско­го свя­ти­ли­ща Апол­ло­на в Диди­мах обна­ру­жи­ва­ет чер­ты ионий­ско­го сти­ля с его обте­ка­е­мы­ми мяг­ки­ми фор­ма­ми и живо­пис­ной трак­тов­кой поверх­но­сти. Вир­ту­оз­ная обра­бот­ка мра­мо­ра слов­но окру­жа­ет все фор­мы воздуш­ным мер­ца­ни­ем. Воло­сы круп­ны­ми прядя­ми отки­ну­ты со лба назад и пада­ют на пле­чи, обрам­ляя лицо с мин­дале­вид­ным раз­ре­зом глаз; гла­за, едва наме­чен­ные, полу­за­кры­ты, и за полу­опу­щен­ны­ми века­ми ощу­ща­ет­ся тре­пет­ное про­буж­де­ние жиз­ни. Эта оду­хотво­рен­ность еще боль­ше про­сту­па­ет в лег­кой «арха­и­че­ской» улыб­ке. Как мож­но дога­дать­ся по неко­то­рым дета­лям, юно­ша дер­жал перед гру­дью жерт­вен­ный дар, веро­ят­но, какое-нибудь живот­ное. Фигур­ка живот­но­го, кото­рая обыч­но дела­лась отдель­но и толь­ко затем при­креп­ля­лась к ста­туе, не сох­ра­ни­лась. Пер­во­на­чаль­но ста­туя дости­га­ла высоты более двух мет­ров и пред­став­ля­ла широ­ко рас­про­стра­нен­ный в кон­це VI века до н. э. тип иду­ще­го юно­ши, пол­но­го жиз­нен­ных сил и оба­я­ния моло­до­сти. При мяг­кой обра­бот­ке мра­мо­ра древ­не­гре­че­ский скуль­п­тор стре­мил­ся под­черк­нуть харак­тер­ные при­зна­ки атле­ти­че­ски раз­ви­то­го тела — широ­кие пле­чи и узкую талию. Тело его, кажу­ще­е­ся непо­движ­ным, про­ни­за­но посту­па­тель­ной готов­но­стью к дви­же­нию.
Ста­тую юно­ши из Миле­та мож­но отне­сти к луч­шим дости­же­ни­ям гре­че­ской пла­сти­ки доклас­си­че­ско­го пери­о­да. Живая трак­тов­ка форм при­да­ет фрон­таль­ной ста­туе внут­рен­нюю подвиж­ность. Веро­ят­но, ста­туя эта высо­ко цени­лась совре­мен­ни­ка­ми. Она выпол­не­на из осо­бо цен­ной поро­ды круп­но­зер­ни­сто­го мра­мо­ра.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 52.
Фотограф Г. Мурза.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: статуя юноши крупнозернистый мрамор курос юноша атлет милетское святилище храм Аполлона в Дидимах
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА