Статуя юноши
Крупнозернистый мрамор. Ок. 525 г. до н. э.
Высота 166 см.
Берлин, Государственные музеи.

Статуя юноши.

Крупнозернистый мрамор. Ок. 525 г. до н. э.
Высота 166 см.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Из милет­ско­го свя­ти­ли­ща Апол­ло­на в Диди­мах.

Описание:
К наи­бо­лее зна­чи­тель­ным про­из­веде­ни­ям гре­че­ско­го искус­ства при­над­ле­жит ста­туя обна­жен­ной муж­ской фигу­ры, так назы­вае­мый курос. Под вли­я­ни­ем еги­пет­ской мону­мен­таль­ной скульп­ту­ры в кон­це VII века и в тече­ние VI века до н. э. появи­лись в Гре­ции, в Малой Азии и на гре­че­ских ост­ро­вах зна­ме­ни­тые мра­мор­ные ста­туи юно­шей. Скульп­ту­ра из милет­ско­го свя­ти­ли­ща Апол­ло­на в Диди­мах обна­ру­жи­ва­ет чер­ты ионий­ско­го сти­ля с его обте­ка­е­мы­ми мяг­ки­ми фор­ма­ми и живо­пис­ной трак­тов­кой поверх­но­сти. Вир­ту­оз­ная обра­бот­ка мра­мо­ра слов­но окру­жа­ет все фор­мы воздуш­ным мер­ца­ни­ем. Воло­сы круп­ны­ми прядя­ми отки­ну­ты со лба назад и пада­ют на пле­чи, обрам­ляя лицо с мин­дале­вид­ным раз­ре­зом глаз; гла­за, едва наме­чен­ные, полу­за­кры­ты, и за полу­опу­щен­ны­ми века­ми ощу­ща­ет­ся тре­пет­ное про­буж­де­ние жиз­ни. Эта оду­хотво­рен­ность еще боль­ше про­сту­па­ет в лег­кой «арха­и­че­ской» улыб­ке. Как мож­но дога­дать­ся по неко­то­рым дета­лям, юно­ша дер­жал перед гру­дью жерт­вен­ный дар, веро­ят­но, какое-нибудь живот­ное. Фигур­ка живот­но­го, кото­рая обыч­но дела­лась отдель­но и толь­ко затем при­креп­ля­лась к ста­туе, не сох­ра­ни­лась. Пер­во­на­чаль­но ста­туя дости­га­ла высоты более двух мет­ров и пред­став­ля­ла широ­ко рас­про­стра­нен­ный в кон­це VI века до н. э. тип иду­ще­го юно­ши, пол­но­го жиз­нен­ных сил и оба­я­ния моло­до­сти. При мяг­кой обра­бот­ке мра­мо­ра древ­не­гре­че­ский скуль­п­тор стре­мил­ся под­черк­нуть харак­тер­ные при­зна­ки атле­ти­че­ски раз­ви­то­го тела — широ­кие пле­чи и узкую талию. Тело его, кажу­ще­е­ся непо­движ­ным, про­ни­за­но посту­па­тель­ной готов­но­стью к дви­же­нию.
Ста­тую юно­ши из Миле­та мож­но отне­сти к луч­шим дости­же­ни­ям гре­че­ской пла­сти­ки доклас­си­че­ско­го пери­о­да. Живая трак­тов­ка форм при­да­ет фрон­таль­ной ста­туе внут­рен­нюю подвиж­ность. Веро­ят­но, ста­туя эта высо­ко цени­лась совре­мен­ни­ка­ми. Она выпол­не­на из осо­бо цен­ной поро­ды круп­но­зер­ни­сто­го мра­мо­ра.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 52.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: статуя юноши крупнозернистый мрамор курос юноша атлет милетское святилище храм Аполлона в Дидимах