Портрет, ранее отождествляемый с Цицероном
Мелкозернистый серый мрамор.
Общая высота 0,74 м, высота головы 0,33 м.
Инв. № 1359.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XI. 12. Фото: С. И. Сосновский

Портрет, ранее отождествляемый с Цицероном.

Мелкозернистый серый мрамор.
Общая высота 0,74 м, высота головы 0,33 м.
Инв. № 1359.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XI. 12.

Происхождение:
Из Ста­ро­го Рима (Roma Vecchia) на Аппи­е­вой доро­ге (вил­ла Квин­ти­ли­ев).

Описание:
698. Бюст рим­ля­ни­на (илл. 85).

Общая высота 0,74 м, высота голо­вы 0,33 м. Мел­ко­зер­ни­стый серый мра­мор.

Допол­не­ны: ниж­няя часть носа, пра­вое ухо, кром­ка и моч­ка лево­го уха, шея с бюстом и под­став­ка.

На обна­жен­ном бюсте совре­мен­ной работы нак­ло­нен­ная вниз голо­ва пожи­ло­го муж­чи­ны. Широ­кий высо­кий череп; упи­тан­ное, хотя и мор­щи­ни­стое лицо; округ­лый под­бо­ро­док; слег­ка приот­кры­тый рот с пол­ны­ми губа­ми; пря­мой, тон­кий нос; глу­бо­ко сидя­щие гла­за; высо­кий лоб; не очень длин­ные, слег­ка вью­щи­е­ся воло­сы с про­бо­ром спра­ва; при­вет­ли­вое, иро­нич­но-наблюда­тель­ное выра­же­ние лица.

Счи­та­ет­ся, что бюст изо­бра­жа­ет Цице­ро­на, из-за его сход­ства с дву­мя бюста­ми, — одно­го в Мад­риде, дру­го­го в Лон­доне, — на кото­рых есть над­пи­си с име­нем Цице­ро­на; одна­ко сход­ство с лон­дон­ским бюстом есть толь­ко в общих чер­тах (ср. то, что пишет о нем Фурт­вен­глер в «Antike Gemmen» III, стр. 351 при­меч. 3); голо­ва мад­рид­ско­го экзем­пля­ра, веро­ят­но, совре­мен­ной работы, во вся­ком слу­чае, она не отно­сит­ся к бюсту (Bernoulli, там же, стр. 135 след.). Но все же не иск­лю­че­но, что рим­ская голо­ва была изва­я­на при жиз­ни ора­то­ра. Бро­ви наме­че­ны штри­ха­ми, зрач­ки лишь слег­ка углуб­ле­ны, губы окайм­ле­ны. Мно­го­чис­лен­ные остат­ки крас­но­ва­то-корич­не­вой с. 788 крас­ки на белой грун­тов­ке поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что голо­ва была пол­но­стью окра­ше­на для ими­та­ции брон­зы. Хоро­шая работа.

Най­ден в Рома-Век­кья (Roma-Vecchia) на Аппи­е­вой доро­ге (Via Appia).

Gerhard-Platner S. 84 Nr. 696; Braun Ruinen und Museen Roms S. 282 Nr. 39; Bernoulli Röm. Ikonographie I S. 137 Taf. XI; там же II 1 Пред­и­сло­вие S. VI; Arndt-Bruckmann Griech. und röm. Porträts Taf. 257/8; Helbig Nr. 125.

Фото­гра­фии: Alinari 6534; Anderson 1339; Moscioni 3050; 3053; Rocca 876; 401 D (cab.).

W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanishen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 787—788.
© 2007 Пере­вод с нем. С. И. Сос­нов­ско­го, под ред. Г. Ран­ге.


XI. 12. Порт­рет, ранее отож­деств­ля­е­мый с Цице­ро­ном.

Бюст совре­мен­ный. Из Ста­ро­го Рима (Roma Vecchia), Аппи­е­ва доро­га (вил­ла Квин­ти­ли­ев).

Ста­рая иссле­до­ва­тель­ская тра­ди­ция отож­деств­ля­ла порт­рет с Цице­ро­ном, зна­ме­ни­тым государ­ст­вен­ным дея­те­лем, писа­те­лем и адво­ка­том кон­ца рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи; пер­со­на, изо­бра­жен­ная здесь, извест­на по дру­гим мно­го­чис­лен­ным реп­ли­кам. В дей­ст­ви­тель­но­сти от этой гипо­те­зы необ­хо­ди­мо отка­зать­ся, посколь­ку она бази­ру­ет­ся в основ­ном на под­пи­си Cicero, нахо­дя­щей­ся на осно­ва­нии порт­ре­та это­го типа, хра­ня­ще­го­ся в Лон­доне, кото­рая явля­ет­ся под­дел­кой XVI века. Воз­мож­но, что это, нао­бо­рот, пер­со­наж эпо­хи Авгу­ста в реп­ли­ке II в. н. э.

W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Berlin 1903, I p. 787, no. 698, tav. 85; W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Samlungen Klassischer Altertümer in Rom, I, IV ed., Tübingen 1963, 319; H. R. Goette, Zum Bildnis des «Cicero», RM 92, 1985, pp. 291—318; L. Giuliani, Bildnis und Botschaft, 1986, pp. 230 ss.

P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider. P. 31.

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 787—788.
© 1989 г. Текст: P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider. P. 31.
© 2007 г. Перевод с нем., итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские неизвестный неизвестная неизвестного римлянин мужчина мужчины мужской портрет портрет портреты портретный портретная римский мелкозернистый серый мрамор портрет бюст цицерона марк туллий цицерон туллии roma vecchia via appia инв № 1359