Общая высота 0,74 м, высота головы 0,33 м.Инв. № 1359.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XI. 12 Фото: С. И. Сосновский
Портрет, ранее отождествляемый с Цицероном.
Общая высота 0,74 м, высота головы 0,33 м.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XI. 12.
698. Бюст римлянина (илл. 85).
Общая высота 0,74 м, высота головы 0,33 м. Мелкозернистый серый мрамор.
Дополнены: нижняя часть носа, правое ухо, кромка и мочка левого уха, шея с бюстом и подставка.
На обнаженном бюсте современной работы наклоненная вниз голова пожилого мужчины. Широкий высокий череп; упитанное, хотя и морщинистое лицо; округлый подбородок; слегка приоткрытый рот с полными губами; прямой, тонкий нос; глубоко сидящие глаза; высокий лоб; не очень длинные, слегка вьющиеся волосы с пробором справа; приветливое, иронично-наблюдательное выражение лица.
Считается, что бюст изображает Цицерона, из-за его сходства с двумя бюстами, — одного в Мадриде, другого в Лондоне, — на которых есть надписи с именем Цицерона; однако сходство с лондонским бюстом есть только в общих чертах (ср. то, что пишет о нем Фуртвенглер в «Antike Gemmen» III, стр. 351 примеч. 3); голова мадридского экземпляра, вероятно, современной работы, во всяком случае, она не относится к бюсту (Bernoulli, там же, стр. 135 след.). Но все же не исключено, что римская голова была изваяна при жизни оратора. Брови намечены штрихами, зрачки лишь слегка углублены, губы окаймлены. Многочисленные остатки красновато-коричневой
Найден в Рома-Веккья (Roma-Vecchia) на Аппиевой дороге (Via Appia).
Gerhard-Platner S. 84 Nr. 696; Braun Ruinen und Museen Roms S. 282 Nr. 39; Bernoulli Röm. Ikonographie I S. 137 Taf. XI; там же II 1 Предисловие S. VI; Arndt-Bruckmann Griech. und röm. Porträts Taf. 257/8; Helbig Nr. 125.
Фотографии: Alinari 6534; Anderson 1339; Moscioni 3050; 3053; Rocca 876; 401 D (cab.).
XI. 12. Портрет, ранее отождествляемый с Цицероном.
Бюст современный. Из Старого Рима (Roma Vecchia), Аппиева дорога (вилла Квинтилиев).
Старая исследовательская традиция отождествляла портрет с Цицероном, знаменитым государственным деятелем, писателем и адвокатом конца республиканской эпохи; персона, изображенная здесь, известна по другим многочисленным репликам. В действительности от этой гипотезы необходимо отказаться, поскольку она базируется в основном на подписи Cicero, находящейся на основании портрета этого типа, хранящегося в Лондоне, которая является подделкой XVI века. Возможно, что это, наоборот, персонаж эпохи Августа в реплике II в. н. э.
W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Berlin 1903, I p. 787, no. 698, tav. 85; W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Samlungen Klassischer Altertümer in Rom, I, IV ed., Tübingen 1963, 319; H. R. Goette, Zum Bildnis des «Cicero», RM 92, 1985, pp. 291—
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 787—788.
© 1989 г. Текст: P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider. P. 31.
© 2007 г. Перевод с нем. (под ред. Г. Ранге), итал.: С. И. Сосновский.