Портрет, ранее отождествляемый с Цицероном.

Мелкозернистый серый мрамор.
Общая высота 0,74 м, высота головы 0,33 м.
Инв. № 1359.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XI. 12.

Происхождение:
Из Ста­ро­го Рима (Roma Vecchia) на Аппи­е­вой доро­ге (вил­ла Квин­ти­ли­ев).

Описание:
698. Бюст рим­ля­ни­на (илл. 85).

Общая высота 0,74 м, высота голо­вы 0,33 м. Мел­ко­зер­ни­стый серый мра­мор.

Допол­не­ны: ниж­няя часть носа, пра­вое ухо, кром­ка и моч­ка лево­го уха, шея с бюстом и под­став­ка.

На обна­жен­ном бюсте совре­мен­ной работы нак­ло­нен­ная вниз голо­ва пожи­ло­го муж­чи­ны. Широ­кий высо­кий череп; упи­тан­ное, хотя и мор­щи­ни­стое лицо; округ­лый под­бо­ро­док; слег­ка приот­кры­тый рот с пол­ны­ми губа­ми; пря­мой, тон­кий нос; глу­бо­ко сидя­щие гла­за; высо­кий лоб; не очень длин­ные, слег­ка вью­щи­е­ся воло­сы с про­бо­ром спра­ва; при­вет­ли­вое, иро­нич­но-наблюда­тель­ное выра­же­ние лица.

Счи­та­ет­ся, что бюст изо­бра­жа­ет Цице­ро­на, из-за его сход­ства с дву­мя бюста­ми, — одно­го в Мад­риде, дру­го­го в Лон­доне, — на кото­рых есть над­пи­си с име­нем Цице­ро­на; одна­ко сход­ство с лон­дон­ским бюстом есть толь­ко в общих чер­тах (ср. то, что пишет о нем Фурт­вен­глер в «Antike Gemmen» III, стр. 351 при­меч. 3); голо­ва мад­рид­ско­го экзем­пля­ра, веро­ят­но, совре­мен­ной работы, во вся­ком слу­чае, она не отно­сит­ся к бюсту (Bernoulli, там же, стр. 135 след.). Но все же не иск­лю­че­но, что рим­ская голо­ва была изва­я­на при жиз­ни ора­то­ра. Бро­ви наме­че­ны штри­ха­ми, зрач­ки лишь слег­ка углуб­ле­ны, губы окайм­ле­ны. Мно­го­чис­лен­ные остат­ки крас­но­ва­то-корич­не­вой с.788 крас­ки на белой грун­тов­ке поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что голо­ва была пол­но­стью окра­ше­на для ими­та­ции брон­зы. Хоро­шая работа.

Най­ден в Рома-Век­кья (Roma-Vecchia) на Аппи­е­вой доро­ге (Via Appia).

Gerhard-Platner S. 84 Nr. 696; Braun Ruinen und Museen Roms S. 282 Nr. 39; Bernoulli Röm. Ikonographie I S. 137 Taf. XI; там же II 1 Пред­и­сло­вие S. VI; Arndt-Bruckmann Griech. und röm. Porträts Taf. 257/8; Helbig Nr. 125.

Фото­гра­фии: Alinari 6534; Anderson 1339; Moscioni 3050; 3053; Rocca 876; 401 D (cab.).

W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanishen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 787—788.
© 2007 Пере­вод с нем. С. И. Сос­нов­ско­го, под ред. Г. Ран­ге.


XI. 12. Порт­рет, ранее отож­деств­ля­е­мый с Цице­ро­ном.

Бюст совре­мен­ный. Из Ста­ро­го Рима (Roma Vecchia), Аппи­е­ва доро­га (вил­ла Квин­ти­ли­ев).

Ста­рая иссле­до­ва­тель­ская тра­ди­ция отож­деств­ля­ла порт­рет с Цице­ро­ном, зна­ме­ни­тым государ­ст­вен­ным дея­те­лем, писа­те­лем и адво­ка­том кон­ца рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи; пер­со­на, изо­бра­жен­ная здесь, извест­на по дру­гим мно­го­чис­лен­ным реп­ли­кам. В дей­ст­ви­тель­но­сти от этой гипо­те­зы необ­хо­ди­мо отка­зать­ся, посколь­ку она бази­ру­ет­ся в основ­ном на под­пи­си Cicero, нахо­дя­щей­ся на осно­ва­нии порт­ре­та это­го типа, хра­ня­ще­го­ся в Лон­доне, кото­рая явля­ет­ся под­дел­кой XVI века. Воз­мож­но, что это, нао­бо­рот, пер­со­наж эпо­хи Авгу­ста в реп­ли­ке II в. н. э.

W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Berlin 1903, I p. 787, no. 698, tav. 85; W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Samlungen Klassischer Altertümer in Rom, I, IV ed., Tübingen 1963, 319; H. R. Goette, Zum Bildnis des «Cicero», RM 92, 1985, pp. 291—318; L. Giuliani, Bildnis und Botschaft, 1986, pp. 230 ss.

P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider. P. 31.

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1903 г. Текст описания: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 787—788.
© 1989 г. Текст: P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider. P. 31.
© 2007 г. Перевод с нем., итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: мелкозернистый серый мрамор портрет бюст Цицерона Марк Туллий Цицерон Туллии Roma Vecchia via Appia Инв № 1359 XI 12