Апоксиомен
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 1185.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42. Фото: С. И. Сосновский

Апоксиомен.

Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 1185.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.

Происхождение:
Из Тра­сте­ве­ре, vicolo dell’Atleta, 1849 г.

Описание:

67. Ста­туя Апок­сио­ме­на по Лисип­пу

Высота 2,05 м. Мел­ко­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор с несколь­ки­ми серы­ми встав­ка­ми (напр., под­бо­ро­док).

Допол­не­ны: ниж­няя часть носа, часть верх­не­го века, левое ухо, отдель­ные куд­ри навер­ху и сле­ва, почти цели­ком под­пор­ка левой руки, конец руко­ят­ки стри­ги­ля и ее изгиб с кон­чи­ком боль­шо­го паль­ца, все паль­цы пра­вой руки (были допол­не­ны уже в антич­ное вре­мя, как сле­ду­ет из сох­ра­нив­ших­ся штиф­тов) с играль­ной костью, кон­чик боль­шо­го паль­ца ноги и зна­чи­тель­ные части осталь­ных паль­цев на обе­их ногах, края базы с частью ство­ла вни­зу. Были отби­ты: левое пле­чо с рукой, левая рука в запястье, пра­вое пле­чо в середине, пра­вая рука выше запя­стья и опо­ры, левая нога сра­зу под яго­ди­цей, пра­вая нога под коле­ном и над лодыж­кой. Силь­но зачи­ще­но и пок­ра­ше­но белым.

Юно­ша сто­ит пря­мо, опер­шись на левую ногу. Пра­вая ступ­ня с при­под­ня­той пят­кой отстав­ле­на в сто­ро­ну. За левой ногой ствол. Пра­вая рука гори­зон­таль­но вытя­ну­та впе­ред. Левая рука, под­ня­тая попе­рек груди, дер­жит стри­гиль, изгиб кото­ро­го каса­ет­ся пра­во­го пред­пле­чья перед самым лок­тем. Голо­ва с куд­ря­вы­ми воло­са­ми и пуш­ком на щеках слег­ка повер­ну­та и нак­ло­не­на к пра­во­му пле­чу. Под­пор­ка свя­зы­ва­ет левое запястье с гру­дью (оста­ток на груди — антич­ный); боль­шая под­пор­ка свя­зы­ва­ла пра­вое бед­ро с пра­вым запястьем (сох­ра­ни­лись остат­ки с обе­их сто­рон; под­пор­ка нахо­ди­лась на най­ден­ной ста­туе, но затем была уда­ле­на, кро­ме сох­ра­нив­ших­ся остат­ков, из-за того, что меша­ла обще­му впе­чат­ле­нию). На плин­те меж­ду ступ­ня­ми рас­по­ло­же­ны два желоб­ка для скоб, меж­ду ними пря­мо­уголь­ное отвер­стие, за ним канав­ка, а за ство­лом — отвер­стие; несо­мнен­но, все это слу­жи­ло для креп­ле­ния ста­туи на исход­ной базе.

Воз­гла­вив­ший рестав­ра­цию скульп­ту­ры Тене­ра­ни исхо­дил из сведе­ний Кани­ны (Bullettino d. I. 1851 S. 91f.) и невер­но вос­ста­но­вил пра­вую руку: играль­ная кость здесь совер­шен­но бес­смыс­лен­на (из-за непра­виль­но поня­то­го тек­ста Пли­ния (N. H. XXXIV 55) Кани­на хотел тем самым пре­вра­тить фигу­ру в копию ста­туи Поли­кле­та «Юно­ша, дер­жа­щий кость» (nudus talo incessens), кото­рую он счи­тал той же фигу­рой, что и «Соскаб­ли­ваю­щий с себя» (destringens se), того же авто­ра); мизи­нец дол­жен был касать­ся осно­ва­ния боль­шо­го паль­ца, где сох­ра­ни­лось место его при­креп­ле­ния.

с. 87 Вско­ре фигу­ра была опо­зна­на как пре­вос­ход­но выпол­нен­ная копия брон­зо­вой ста­туи Апок­сио­ме­на работы Лисип­па; этот вывод, кото­рый до сих пор бази­ро­вал­ся на сюже­те и сти­ле работы, теперь мож­но под­твер­дить срав­не­ни­ем с остат­ка­ми посвя­ти­тель­но­го дара в Дель­фах — выпол­нен­ной в мра­мо­ре гре­че­ской копии боль­шой груп­пы брон­зо­вых ста­туй, в кото­рой Лисипп изо­бра­зил семью Дао­ха из Фар­са­ла в Фес­са­лии (см. E. Preuner. «Ein delphisches Weihgeschenk»). В част­но­сти, сох­ра­нив­ша­я­ся с голо­вой фигу­ра Агия, ори­ги­нал кото­рой, соглас­но над­пи­си, был сде­лан самим Лисип­пом, пред­став­ля­ет­ся самой отчет­ли­вой сти­ли­сти­че­ской ана­ло­ги­ей Апок­си­мо­ме­на (см. пуб­ли­ка­цию дель­фий­ской груп­пы: Homolle im Bulletin de corr. hell. 1900 S. 421ff. Taf. IX—XII, XXIV—XXVI).

Ста­туя най­де­на под руко­вод­ст­вом Кани­ны в сен­тяб­ре 1849 г. в Тра­сте­ве­ре на улоч­ке Vicolo delle Palme (ныне Vicolo dell’ atleta; см. Lanciani, «Pianta di Roma», Taf. 28) перед домом, кото­рый мож­но узнать и сей­час по сох­ра­нив­шей­ся наруж­ной лест­ни­це и остат­кам сред­не­ве­ко­во­го пор­ти­ка, на глу­бине око­ло 36 пальм (= 8 м) сре­ди руин боль­шо­го зда­ния позд­не­им­пе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни (веро­ят­но, терм), вме­сте с брон­зо­вой лоша­дью Двор­ца кон­сер­ва­то­ров (Helbig Nr. 635). Копия отно­сит­ся к луч­шим вре­ме­нам; как дока­зы­ва­ет текст Пли­ния (N. H. XXXIV 19), ори­ги­нал нахо­дил­ся в Риме со вре­мен Агрип­пы и был осо­бен­но популя­рен. Ста­туя сра­зу же была при­об­ре­те­на Вати­ка­ном и уста­нов­ле­на на ее нынеш­нем месте.

Точ­ная реп­ли­ка до сих пор не обна­ру­же­на; торс фигу­ры с подоб­ным сюже­том, но с ина­че постав­лен­ной опор­ной ногой, есть в Афи­нах (Köhler Athen. Mitth. 1877 S. 57 Taf. IV; v. Sybel Katalog der Skulpturen zu Athen Nr. 4787; Arndt-Amelung Einzel-Aufnahmen Nr. 722).

Canina Bullett. d. I. 1849 S. 161ff.; Braun Annali. d. I. 1850 S. 223ff.; Mon. d. I. V Taf. XIII; Clarac 848B 2168A; Braun Ruinen und Museen Rom’s S. 239 Nr. 7; Brunn Geschichte der gr. Künstler2 I S. 256 u. 261f.; Murray History of greek sculpture II S. 342f. Taf. XXXI; Lucy с. 88 Mitchell Hist. of anc. sculpt. S. 516ff. Fig. 219; Rayet Monum. de l’art ant. II Taf. 47 (Text von Collignon); Küppers Der Apoxyomenos des Lys. u. die griech. Palästra; Kekulé Gruppe des Künstl. Menelaos S. 34ff.; Treu Hermes mit dem Dionysosknaben S. 12; Kekulé Über d. Kopf des praxit. Hermes S. 25ff.; Friederichs-Wolters Bausteine Nr. 1264; Baumeister Denkm. d. klass. Altert. II S.843 Fig.925; Löwy Lysipp und seine Stellung in d. gr. Plastik S. 7 Fig. 2; Paris La sculpture ant. S. 294 Fig. 150; Overbeck Geschichte d. gr. Plastik4 II 3 S. 157ff. Fig. 182; Brunn-Bruckmann 281 u. 487; Kopp 52. Berliner Winckelmanns-Progr. S. 10f. Taf. I 1; Kalkmann 53. Berliner Winckelmanns-Progr. S. 41; S. 91 u. 103 Nr. 46; S. 97 u. 108 Nr. 100; Collignon Histoire de la sculpt. gr. II S. 415ff. Fig. 218; Zimmermann Allgemeine Kunstgeschichte I S. 230 Abb. 179; S. Reinach Répertoire de la statuaire II S. 546, 2; Helbig Nr. 32; Petersen Vom alten Rom S. 122f. Abb. 105; Kekule Sitzungsber. der Berl. Akad. 1899 S. 287; B. Graef Strena Helbigiana S. 108f.; Winter Kunstgeschichte in Bildern I Taf. LXIII; Springer-Michaelis Handbuch der Kunstgeschichte S. 254 Fig. 450; Reber-Bayersdorfer Skulpturenschatz Taf. 85; Luckenbach Abbildungen zur alt. Geschichte S. 45 Fig. 96.

Photographie Alinari 6510 (4); 11824 (Album u. Extra); 11825; 6511 (Kopf); Anderson 1315 (4); 4026 u. 5300 (Kopf); Moscioni 2249; 2249A; 2251; Rocca 781; 781A; 2047 (fol.); 400 (cab.); 1921 (Kopf).

Валь­тер Аме­лунг (1903)

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
2006 г. Текст: музейная табличка.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 86—88.
© 2008 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.
Наконец-то нашел хорошую станцию кузовного ремонта в Уфе: http://lero-auto.ru/.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae обнаженная стоящая мрамор атлет атлета athleta лисипп лисиппа lysippus lysippos стригиль скребок strigilis молодой молодого обнаженный мужчина апоксиомен апоксиомена apoxyomenos apoxyomenus ga 42 инв № 1185