Апоксиомен.

Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Инв. № 1185.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.

Происхождение:
Из Тра­сте­ве­ре, vicolo dell’Atleta, 1849 г.

Описание:
67. Ста­туя Апок­сио­ме­на по Лисип­пу (табл. XI).

Высота 2,05 м. Мел­ко­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор с несколь­ки­ми серы­ми встав­ка­ми (напр., под­бо­ро­док).

Допол­не­ны: ниж­няя часть носа, часть верх­не­го века, левое ухо, отдель­ные куд­ри навер­ху и сле­ва, почти цели­ком под­пор­ка левой руки, конец руко­ят­ки стри­ги­ля и ее изгиб с кон­чи­ком боль­шо­го паль­ца, все паль­цы пра­вой руки (были допол­не­ны уже в антич­ное вре­мя, как сле­ду­ет из сох­ра­нив­ших­ся штиф­тов) с играль­ной костью, кон­чик боль­шо­го паль­ца ноги и зна­чи­тель­ные части осталь­ных паль­цев на обе­их ногах, края базы с частью ство­ла вни­зу. Были отби­ты: левое пле­чо с рукой, левая рука в запястье, пра­вое пле­чо в середине, пра­вая рука выше запя­стья и опо­ры, левая нога сра­зу под яго­ди­цей, пра­вая нога под коле­ном и над лодыж­кой. Силь­но зачи­ще­но и пок­ра­ше­но белым.

Юно­ша сто­ит пря­мо, опер­шись на левую ногу. Пра­вая ступ­ня с при­под­ня­той пят­кой отстав­ле­на в сто­ро­ну. За левой ногой ствол. Пра­вая рука гори­зон­таль­но вытя­ну­та впе­ред. Левая рука, под­ня­тая попе­рек груди, дер­жит стри­гиль, изгиб кото­ро­го каса­ет­ся пра­во­го пред­пле­чья перед самым лок­тем. Голо­ва с куд­ря­вы­ми воло­са­ми и пуш­ком на щеках слег­ка повер­ну­та и нак­ло­не­на к пра­во­му пле­чу. Под­пор­ка свя­зы­ва­ет левое запястье с гру­дью (оста­ток на груди — антич­ный); боль­шая под­пор­ка свя­зы­ва­ла пра­вое бед­ро с пра­вым запястьем (сох­ра­ни­лись остат­ки с обе­их сто­рон; под­пор­ка нахо­ди­лась на най­ден­ной ста­туе, но затем была уда­ле­на, кро­ме сох­ра­нив­ших­ся остат­ков, из-за того, что меша­ла обще­му впе­чат­ле­нию). На плин­те меж­ду ступ­ня­ми рас­по­ло­же­ны два желоб­ка для скоб, меж­ду ними пря­мо­уголь­ное отвер­стие, за ним канав­ка, а за ство­лом — отвер­стие; несо­мнен­но, все это слу­жи­ло для креп­ле­ния ста­туи на исход­ной базе.

Воз­гла­вив­ший рестав­ра­цию скульп­ту­ры Тене­ра­ни исхо­дил из сведе­ний Кани­ны (Bullettino d. I. 1851 S. 91f.) и невер­но вос­ста­но­вил пра­вую руку: играль­ная кость здесь совер­шен­но бес­смыс­лен­на (из-за непра­виль­но поня­то­го тек­ста Пли­ния (N. H. XXXIV 55) Кани­на хотел тем самым пре­вра­тить фигу­ру в копию ста­туи Поли­кле­та «Юно­ша, дер­жа­щий кость» (nudus talo incessens), кото­рую он счи­тал той же фигу­рой, что и «Соскаб­ли­ваю­щий с себя» (destringens se), того же авто­ра); мизи­нец дол­жен был касать­ся осно­ва­ния боль­шо­го паль­ца, где сох­ра­ни­лось место его при­креп­ле­ния.

с.87 Вско­ре фигу­ра была опо­зна­на как пре­вос­ход­но выпол­нен­ная копия брон­зо­вой ста­туи Апок­сио­ме­на работы Лисип­па; этот вывод, кото­рый до сих пор бази­ро­вал­ся на сюже­те и сти­ле работы, теперь мож­но под­твер­дить срав­не­ни­ем с остат­ка­ми посвя­ти­тель­но­го дара в Дель­фах — выпол­нен­ной в мра­мо­ре гре­че­ской копии боль­шой груп­пы брон­зо­вых ста­туй, в кото­рой Лисипп изо­бра­зил семью Дао­ха из Фар­са­ла в Фес­са­лии (см. E. Preuner. «Ein delphisches Weihgeschenk»). В част­но­сти, сох­ра­нив­ша­я­ся с голо­вой фигу­ра Агия, ори­ги­нал кото­рой, соглас­но над­пи­си, был сде­лан самим Лисип­пом, пред­став­ля­ет­ся самой отчет­ли­вой сти­ли­сти­че­ской ана­ло­ги­ей Апок­си­мо­ме­на (см. пуб­ли­ка­цию дель­фий­ской груп­пы: Homolle im Bulletin de corr. hell. 1900 S. 421ff. Taf. IX—XII, XXIV—XXVI).

Ста­туя най­де­на под руко­вод­ст­вом Кани­ны в сен­тяб­ре 1849 г. в Тра­сте­ве­ре на улоч­ке Vicolo delle Palme (ныне Vicolo dell’ atleta; см. Lanciani, «Pianta di Roma», Taf. 28) перед домом, кото­рый мож­но узнать и сей­час по сох­ра­нив­шей­ся наруж­ной лест­ни­це и остат­кам сред­не­ве­ко­во­го пор­ти­ка, на глу­бине око­ло 36 пальм (= 8 м) сре­ди руин боль­шо­го зда­ния позд­не­им­пе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни (веро­ят­но, терм), вме­сте с брон­зо­вой лоша­дью Двор­ца кон­сер­ва­то­ров (Helbig Nr. 635). Копия отно­сит­ся к луч­шим вре­ме­нам; как дока­зы­ва­ет текст Пли­ния (N. H. XXXIV 19), ори­ги­нал нахо­дил­ся в Риме со вре­мен Агрип­пы и был осо­бен­но популя­рен. Ста­туя сра­зу же была при­об­ре­те­на Вати­ка­ном и уста­нов­ле­на на ее нынеш­нем месте.

Точ­ная реп­ли­ка до сих пор не обна­ру­же­на; торс фигу­ры с подоб­ным сюже­том, но с ина­че постав­лен­ной опор­ной ногой, есть в Афи­нах (Köhler Athen. Mitth. 1877 S. 57 Taf. IV; v. Sybel Katalog der Skulpturen zu Athen Nr. 4787; Arndt-Amelung Einzel-Aufnahmen Nr. 722).

Canina Bullett. d. I. 1849 S. 161ff.; Braun Annali. d. I. 1850 S. 223ff.; Mon. d. I. V Taf. XIII; Clarac 848B 2168A; Braun Ruinen und Museen Rom’s S. 239 Nr. 7; Brunn Geschichte der gr. Künstler2 I S. 256 u. 261f.; Murray History of greek sculpture II S. 342f. Taf. XXXI; Lucy с.88 Mitchell Hist. of anc. sculpt. S. 516ff. Fig. 219; Rayet Monum. de l’art ant. II Taf. 47 (Text von Collignon); Küppers Der Apoxyomenos des Lys. u. die griech. Palästra; Kekulé Gruppe des Künstl. Menelaos S. 34ff.; Treu Hermes mit dem Dionysosknaben S. 12; Kekulé Über d. Kopf des praxit. Hermes S. 25ff.; Friederichs-Wolters Bausteine Nr. 1264; Baumeister Denkm. d. klass. Altert. II S.843 Fig.925; Löwy Lysipp und seine Stellung in d. gr. Plastik S. 7 Fig. 2; Paris La sculpture ant. S. 294 Fig. 150; Overbeck Geschichte d. gr. Plastik4 II 3 S. 157ff. Fig. 182; Brunn-Bruckmann 281 u. 487; Kopp 52. Berliner Winckelmanns-Progr. S. 10f. Taf. I 1; Kalkmann 53. Berliner Winckelmanns-Progr. S. 41; S. 91 u. 103 Nr. 46; S. 97 u. 108 Nr. 100; Collignon Histoire de la sculpt. gr. II S. 415ff. Fig. 218; Zimmermann Allgemeine Kunstgeschichte I S. 230 Abb. 179; S. Reinach Répertoire de la statuaire II S. 546, 2; Helbig Nr. 32; Petersen Vom alten Rom S. 122f. Abb. 105; Kekule Sitzungsber. der Berl. Akad. 1899 S. 287; B. Graef Strena Helbigiana S. 108f.; Winter Kunstgeschichte in Bildern I Taf. LXIII; Springer-Michaelis Handbuch der Kunstgeschichte S. 254 Fig. 450; Reber-Bayersdorfer Skulpturenschatz Taf. 85; Luckenbach Abbildungen zur alt. Geschichte S. 45 Fig. 96.

Photographie Alinari 6510 (4); 11824 (Album u. Extra); 11825; 6511 (Kopf); Anderson 1315 (4); 4026 u. 5300 (Kopf); Moscioni 2249; 2249A; 2251; Rocca 781; 781A; 2047 (fol.); 400 (cab.); 1921 (Kopf).


Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1903 г. Текст описания: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 86—88.
© 2008 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя римская копия с бронзового оригинала Лисиппа Апоксиомен скульптор Лисипп из Сикиона молодой атлет скребок стригил стригиль strigilis Apoxyomenos Инв № 1185 GA 42
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА