Римская матрона
Мрамор.
31 г. до н. э. — 14 г. н. э.
Высота 42 см.
Инв. № 1282.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

Римская матрона.

Мрамор.
31 г. до н. э. — 14 г. н. э.
Высота 42 см.
Инв. № 1282.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Най­де­на в Чер­ве­те­ри. При­об­ре­те­на в 1895 г. во Фра­с­ка­ти.

Описание:
41. Илл. LXVIII—LXIX.

Окта­вия Млад­шая (?). Мра­мор­ный бюст. Инв. № 1282. При­об­ре­тен в 1895 г. у Фра­с­ка­ти в соста­ве скульп­тур­ной кол­лек­ции. Как сооб­ща­ет­ся, най­ден в Чер­ве­те­ри вме­сте с порт­ре­та­ми Ливии и Клав­дия, №№ 37 и 58.

Высота 40 см. Белый мра­мор с буро-золо­ти­стой пати­ной и серо­ва­ты­ми извест­ко­вы­ми вклю­че­ни­я­ми. Кон­чик носа и верх­няя губа повреж­де­ны. Уши боль­шей частью отби­ты. Ниж­няя часть бюста раз­би­та. К тому же поверх­ность немно­го изно­ше­на.

Судя по кон­тек­сту наход­ки, речь идет об осо­бе из импе­ра­тор­ской дина­стии Авгу­ста, что под­твер­жда­ет­ся при­сут­ст­ви­ем той же самой дамы в серии из Безье, хра­ня­щей­ся в музее Тулу­зы. Ее счи­та­ли Юли­ей, доче­рью Авгу­ста, что иск­лю­че­но, так как эта серия порт­ре­тов явно отно­сит­ся к прав­ле­нию Тибе­рия, а та, что най­де­на в Чер­ве­те­ри, по всей веро­ят­но­сти — к прав­ле­нию Клав­дия. В обо­их слу­ча­ях про­шло уже мно­го вре­ме­ни с тех пор, как Юлия была изгна­на из сво­ей семьи, и, веро­ят­но, речь идет о ее тет­ке Окта­вии, почтить память кото­рой име­лись осно­ва­ния: в част­но­сти, она была мате­рью Анто­нии Млад­шей, кото­рая заслу­жи­ла бла­го­дар­ность сво­его деве­ря Тибе­рия за раз­об­ла­че­ние заго­во­ра Сея­на, и баб­кой импе­ра­то­ра Клав­дия. Эти два порт­ре­та, а так­же пре­крас­ная круг­лая голо­ва с Кри­та (Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 22), веро­ят­но, пред­став­ля­ют эту знат­ную даму в послед­ние годы жиз­ни, когда она выглядит мат­ро­ной. Ее же в цве­те юно­сти изо­бра­жа­ет чудес­ный порт­рет из Велитр, хра­ня­щий­ся в Музее Терм (Marella, «Ottavia», Mem. R. Acc. d’Italia Cl. sc. mor. st. 7, 3, 2, 1942. Felletti Maj Ritr. № 80), и очень похо­жие голо­вы в Афи­нах (См. M. H. Weber), Брокль­с­би Пар­ке (Einzelaufnahmen 3012—3015. См. M. Bartels) и Лате­ране (Guiliano, № по кат. 34, илл. 13. Gnomon 32, 1960, с. 156). Меж­ду эти­ми дву­мя край­ни­ми точ­ка­ми нахо­дят­ся вели­ко­леп­ные голо­вы из Севи­льи (Garcia y Bellido No. 32) и Гла­ну­ма (H. Rolland, Fouilles de Glanum 1947—1956, илл. 16). Извест­на еще одна дама из этой семьи, порт­ре­ты кото­рой нахо­дят­ся в Вероне (Fr. Poulsen, Porträtstudien с. 72 № 4) и Бостоне (Caskey, кат. № 118). Воз­мож­но, это стар­шая свод­ная сест­ра Окта­вии, носив­шая то же имя.


Литература:
Cat. 619. Billedtavler L. Steininger, Haartrachten с. 16. Röm. Mitt. 29, 1914, с. 59; 33, 1918, с. 23; 54, 1939, с. 77. Frederik Poulsen, Ikon. Misc. с. 55. Schweitzer, Antiken in ostpreussischem Privatbesitz с. 25. Goethert, Zur Kunst der röm. Rep. с. 69, 151. West, Röm. Porträt-Plastik I с. 133, илл. 33, 140. Acta Arch. 17, 1946, с. 15. Bull. Beschav. 31, 1956, с. 13. Giuliano, Ritr. Rom. Lat. с. 24.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 41—42, cat. no. 41.
© 2011 г. Перевод с франц. Любимовой О. В.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii неизвестная женщина женский портрет неизвестной женщины октавия младшая g128 октавии младшей octavia minor thurina junior iunior re96 портрет портреты портретный портретная римский мрамор женский портрет бюст римская матрона октавия младшая g128 женская прическа стола из черветери инв № 1282