Портрет Юлии, дочери Августа. Тип «Безье — Копенгаген».
Белый мелкозернистый мрамор. 12 г. до н. э.
Общая высота 37,3 см, высота головы 20,7 см.
Инв. № 30. 004.Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Портрет Юлии, дочери Августа. Тип «Безье — Копенгаген».

Белый мелкозернистый мрамор. 12 г. до н. э.
Общая высота 37,3 см, высота головы 20,7 см.
Инв. № 30. 004.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

122. ПОРТРЕТ ЮЛИИ.

Тип «Безье — Копен­га­ген»: 12 г. до н. э.
Илл. 96

Тулу­за, Музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 004.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.
Най­де­на в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 37,3 см, высота голо­вы 20,7 см.
Рестав­ра­ция носа уда­ле­на.
Vidi.

с. 344 Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, I, 528. 1; J.-M. Roddaz, 1984, с. 620—621, рис. 18—21; J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, № 2 с. 54—59, рис. 19 с. 25, рис. 44—47 с. 55, рис. 48 с. 56, рис. 51 с. 57; J.-Ch. Balty // RR, № 138 с. 195, рис.; Ch. Br. Rose, 1997, с. 126—128, рис. 159 (Юлия); D. Cazes, 1999, с. 51—52 (Юлия); S. Wood, 1999, илл. 18—19 (Юлия); D. Boschung, 2002, № 13. 7 с. 58, 60, илл. 402—4 (Окта­вия, тип «Безье — Копен­га­ген», обра­зу­ю­щий груп­пу с порт­ре­том Окта­вия).

Сохран­ность: порт­рет в удо­вле­тво­ри­тель­ном состо­я­нии, отсут­ст­ву­ет толь­ко кон­чик носа, край лево­го уха выщерб­лен. Но левое глаз­ное ябло­ко и левый висок поца­ра­па­ны. Воло­сы не повреж­де­ны, как и соеди­ни­тель­ная встав­ка.

Опи­са­ние: голо­ва немно­го повер­ну­та впра­во. При­чес­ка состо­ит из не слиш­ком объ­ем­но­го ноду­са надо лбом, кото­рый пере­хо­дит в плос­кую косу сза­ди; она соеди­ня­ет­ся с пуч­ком из скру­чен­ных кос; с двух сто­рон от ноду­са голо­ву окру­жа­ют две мяг­кие, заче­сан­ные наверх пряди, кото­рые пол­но­стью откры­ва­ют уши, а сза­ди вклю­че­ны в пучок.

Лицо широ­кое и слег­ка одут­ло­ва­тое; в про­филь осо­бен­но хоро­шо заме­тен двой­ной под­бо­ро­док; боль­шие гла­за под­черк­ну­ты двой­ным кон­ту­ром и доволь­но замет­ной слез­ной точ­кой. Верх­няя губа немно­го выда­ет­ся впе­ред.

При­чес­ка про­ра­бота­на до мель­чай­ших дета­лей, в том чис­ле сза­ди; осо­бен­но тща­тель­ная работа наблюда­ет­ся на участ­ках вокруг лица; моде­ли­ро­ва­ние очень пла­стич­но, как и на бюсте Агрип­пы; таким обра­зом, порт­рет изготов­лен в пре­вос­ход­ной мастер­ской.

Ком­мен­та­рий: Иден­ти­фи­ка­ция это­го порт­ре­та пред­став­ля­ет серь­ез­ные труд­но­сти, кото­рые под­чер­ки­ва­ют огра­ни­че­ния Kopienkritik (кри­ти­че­ско­го иссле­до­ва­ния реплик): до сих пор, несмот­ря на бес­чис­лен­ные сопо­став­ле­ния с дру­ги­ми порт­ре­та­ми импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, ни одна работа не может счи­тать­ся дей­ст­ви­тель­но точ­ной копи­ей тулуз­ско­го экзем­пля­ра.

с. 345 Как при­чес­кой, так и чер­та­ми лица это изо­бра­же­ние боль­ше все­го похо­же на порт­рет, най­ден­ный в Чер­ве­те­ри и хра­ня­щий­ся в Копен­га­гене349; на нем обна­ру­жи­ва­ет­ся ряд физио­но­ми­че­ских черт: малень­кий и круг­лый под­бо­ро­док, неболь­шой двой­ной под­бо­ро­док, несколь­ко выгну­тый нос, и осо­бен­но слег­ка при­под­ня­тая верх­няя губа, — а так­же боль­шое сход­ство при­чес­ки: не слиш­ком объ­ем­ный нодус, пучок на затыл­ке из двой­ной косы, боко­вые пряди, кото­рые хоро­шо отг­ра­ни­че­ны, заче­са­ны вверх и пол­но­стью откры­ва­ют уши. Одна­ко столь же замет­ны и неко­то­рые незна­чи­тель­ные раз­ли­чия: так, напри­мер, как отме­тил Ж. Ш. Бал­ти350, на копен­га­ген­ском экзем­пля­ре пучок несколь­ко выше; кро­ме того, пряди, отхо­дя­щие от ноду­са и заче­сан­ные на заты­лок к пуч­ку, не втя­ги­ва­ют­ся посте­пен­но в одну тон­кую косу, как на тулуз­ском порт­ре­те, а обра­зу­ют укра­ше­ние на макуш­ке, где сно­ва рас­ши­ря­ют­ся, повто­ряя изгиб ноду­са; и, глав­ное, шея длин­нее, тонь­ше и не име­ет «оже­ре­лья Вене­ры», то есть, скла­док, кото­рые ука­зы­ва­ют на пол­ноту и наблюда­ют­ся на тулуз­ском порт­ре­те; в целом, копен­га­ген­ский порт­рет выглядит моло­же, но в обо­их слу­ча­ях речь идет об одной и той же осо­бе. Она изо­бра­же­на и на дру­гом порт­ре­те, кото­рый про­ис­хо­дит из Ита­ли­ки; чер­ты лица вполне иден­тич­ны, но при­чес­ка, в кото­рой воло­сы не так силь­но при­ле­га­ют к голо­ве, несколь­ко отли­ча­ет­ся.

Иден­ти­фи­ка­ция затруд­не­на отсут­ст­ви­ем дру­гих убеди­тель­ных парал­ле­лей; при­чес­ка здесь не может слу­жить решаю­щим кри­те­ри­ем, так как нодус был в моде с середи­ны I в. до н. э. до кон­ца прав­ле­ния Авгу­ста. В этих усло­ви­ях помочь иссле­до­ва­нию может толь­ко кон­текст обна­ру­же­ния.

Чаще все­го назы­ва­ют имя Окта­вии, сест­ры Авгу­ста, кото­рая была женой Мар­ка Анто­ния, на осно­ва­нии срав­не­ния с монет­ны­ми порт­ре­та­ми, кото­рое, одна­ко, неубеди­тель­но, и, таким обра­зом, эту иден­ти­фи­ка­цию сле­ду­ет отк­ло­нить.

По сча­стью, порт­рет из Безье вхо­дит в целост­ную груп­пу изо­бра­же­ний чле­нов семей­ства Юли­ев-Клав­ди­ев, и это может помочь иден­ти­фи­ка­ции на осно­ва­нии внут­рен­них пере­груп­пи­ро­вок; пер­вое хро­но­ло­ги­че­ское ука­за­ние дает при­чес­ка с ноду­сом, иск­лю­чаю­щая вся­кое сопо­став­ле­ние с порт­ре­та­ми, кото­рые в этой груп­пе отно­сят­ся к прав­ле­нию Тибе­рия или Клав­дия. С дру­гой сто­ро­ны, по мане­ре испол­не­ния порт­рет явно име­ет сход­ство с порт­ре­том Агрип­пы (кат. № 121); поэто­му логич­но пред­по­ло­жить, что они обра­зу­ют груп­пу351 и что, сле­до­ва­тель­но, жен­ский порт­рет изо­бра­жа­ет Юлию, дочь Авгу­ста, на кото­рой он женил­ся в 21 г. до н. э.352. Тогда тулуз­ский порт­рет был изготов­лен в пери­од меж­ду этим годом и 12 г. до н. э., когда после смер­ти Агрип­пы Юлия вышла замуж за Тибе­рия; одна­ко эту дати­ров­ку, види­мо, мож­но еще уточ­нить, пото­му что такие же осо­бен­но­сти мане­ры испол­не­ния наблюда­ют­ся и на порт­ре­те ребен­ка из груп­пы Безье.

Этот при­мер еще раз пока­зы­ва­ет важ­ность изу­че­ния скульп­тур­ных групп при иссле­до­ва­ния ико­но­гра­фии импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, как для иден­ти­фи­ка­ции изо­бра­жен­ных, так и для дати­ров­ки типов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

349Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка, инв. № IN 1282 = F. Poulsen, 1951, № 619; нако­нец, см. F. Johansen, 1995, 1, № 42 с. 108—109, рис. (Окта­вия Млад­шая).

350J.-C. Balty — D. Cazes, 1995, с. 56.

351Об осо­бен­но­стях этой сход­ной тех­ни­ки см. там же, с. 58: «оди­на­ко­во выпол­не­ны склад­ки и поверх­ность губ, оди­на­ко­во изо­бра­же­но глаз­ное ябло­ко […], оди­на­ко­во тон­кий рельеф тела».

352D. Kienast, 1996, с. 72.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 343—345, кат. № 122, илл. 96.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii октавия младшая g128 октавии младшей octavia minor thurina junior iunior re96 портрет портреты портретный портретная римский белый мелкозернистый мрамор женский портрет портретная голова юлия старшая g139 октавия младшая g128 женская прическа узел nodus нодус из безье g138 тип безье-копенгаген инв № 30. 004