Венера и орел
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
2,8 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Венера и орел.

Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
2,8 × 2,4 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея явля­ет­ся рим­ской пере­ра­бот­кой темы, встре­чен­ной нами сре­ди работ алек­сан­дрий­ской мастер­ской Сост­ра­та (№ 35). Поли­хром­ную, бога­тую нюан­са­ми живо­пис­ную кар­ти­ну рим­ский мастер пре­вра­тил в лако­нич­ную, почти гра­фи­че­скую, двух­цвет­ную схе­му. Он при­ба­вил ей ясно­сти, но лишил мажор­ной поли­хро­мии. Осо­бая роль Вене­ры в Риме как пра­ро­ди­тель­ни­цы рим­лян при­да­ва­ла обра­зу боги­ни люб­ви в рим­ском искус­стве государ­ст­вен­ное, офи­ци­аль­ное зву­ча­ние.
Замет­ны следы рету­ши эрми­таж­ной камеи: ниж­няя часть тела боги­ни люб­ви была зад­ра­пи­ро­ва­на одеж­дой точ­но так же, как это было у Сост­ра­та. Но поз­же (может быть, еще в древ­но­сти?) в этих частях изо­бра­же­ние было под­верг­ну­то пере­ра­бот­ке. Ныне Вене­ра пол­но­стью обна­же­на, лишь малень­кий оста­ток дра­пи­ров­ки остал­ся у пра­вой ноги.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 218—219, № 97.

комм.
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Венера и орел Афродита птица