Полководец Публий Корнелий Сципион Африканский?
Оригинал из гробницы Сципионов в Риме?
Мрамор. Конец II в. до н. э.
Высота 0,47 см.
Инв. № 1575.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

Полководец Публий Корнелий Сципион Африканский?

Оригинал из гробницы Сципионов в Риме?
Мрамор. Конец II в. до н. э.
Высота 0,47 см.
Инв. № 1575.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:

№ 122 (илл. CXCVI—CXCVII) (в разде­ле «Под­дел­ки или сомни­тель­ные про­из­веде­ния»)

«Сул­ла». Мра­мор­ный бюст. Инв. № 1575. Куп­лен в 1897 г. и при­ве­зен в Рим Бор­ги при посред­ни­че­стве Хель­би­га. Этот бюст, ранее нахо­див­ший­ся во вла­де­нии семьи из Неа­по­ля в каче­стве при­да­но­го семьи Бар­бе­ри­ни, нахо­дил­ся у тор­гов­ца пред­ме­та­ми искус­ства.

Выс. 0,84 м. Мра­мор­ные белые голо­ва и шея с корич­не­вой жел­то­ва­той пати­ной, кото­рой еще боль­ше на воло­сах, были поме­ще­ны на мра­мор­ный бюст, к кото­ро­му не при­над­ле­жа­ли изна­чаль­но. Нос и уши вос­ста­нов­ле­ны в мра­мо­ре.

Этот порт­рет точ­но соот­вет­ст­ву­ет голо­ве из пор­фи­ра, хра­ня­щей­ся в Гале­рее Уффи­ци, кото­рая обыч­но рас­смат­ри­ва­ет­ся как про­из­веде­ние пери­о­да Ренес­сан­са (Delbrueck, Porphyrwerke опубл. 52); выше­упо­мя­ну­тое про­из­веде­ние ранее назы­ва­лось «Цице­рон», что вполне понят­но, посколь­ку оно име­ло сход­ство с порт­ре­том, извест­ным как Цице­рон. Два таких же мра­мор­ных бюста, хра­ня­щи­е­ся в Пари­же и Ленин­гра­де, рас­смат­ри­ва­ют­ся как сомни­тель­ные.

Эду­ард Шмидт в 1944 г. дока­зал, что бюст из глип­то­те­ки в XVIII в. нахо­дил­ся в Палац­цо Бар­бе­ри­ни в каче­стве допол­не­ния к зна­ме­ни­то­му «Марию», кото­рый в нынеш­нее вре­мя при­над­ле­жит мюн­хен­ской глип­то­те­ке, где у него в допол­не­ние есть дру­гой «Сул­ла». Одна­ко оба мюн­хен­ских бюста, соот­вет­ст­ву­ю­щих порт­ре­там, нахо­дя­щим­ся в Музее Кья­ра­мон­ти в Вати­кане, оче­вид­но, явля­ют­ся совре­мен­ны­ми работа­ми, и было бы пред­по­чти­тель­нее наш весь­ма пате­ти­че­ский порт­рет так­же отне­сти к XVII в.

Одна­ко тех­ни­че­ская обра­бот­ка и физи­че­ское состо­я­ние волос свиде­тель­ст­ву­ют про­тив такой дати­ров­ки, и обра­зо­вав­ший­ся извест­ня­ко­вый слой на затыл­ке ука­зы­ва­ет на воз­раст более 300 лет. С дру­гой сто­ро­ны, лицо очень глад­кое и на нем замет­ны следы инстру­мен­тов скуль­п­то­ра, что озна­ча­ет, что эта важ­ная часть порт­ре­та под­верг­лась в совре­мен­ное вре­мя жест­кой обра­бот­ке.

Стиль волос дока­зы­ва­ет, что это про­из­веде­ние не может быть древ­нее эпо­хи Адри­а­на, и как раз Вил­ла Адри­а­на или Тиво­ли ука­зы­ва­ет­ся как место наход­ки неко­то­рых порт­ре­тов «Рес­пуб­ли­кан­цев», осо­бен­но боль­шо­го фор­ма­та, чья под­лин­ность не может быть оспо­ре­на без оспа­ри­ва­ния под­лин­но­сти дру­гих скульп­тур (Lippold, Vat. Kat. III, 1, pl. 58, 572. Am. Journ. Arch. 60, 1956, pl. 109).

В. Поул­сен

Литература:
Cat. 589.
Billedtavler XXXXVII.
De La Chausse, Museum Romanum I, 2, 1746, pl. 56.
E. Q. Visconti, Icon. Rom. I, 1818, p. 126, 2.
Bernoulli, Röm. Ikon. I p. 90.
Röm. Mitt. 33, 1918, p. 13, 2.
Lippold, Ant. Skulpt. d. Glyp. N. C. p. 29, fig. 36.
Münch. Jahrb. 12, 1937-38, p. 176.
Dragma M. P. Nilsson p. 416.
Ed. Schmidt, 103.
Berl. Winckelmannsprogr. p. 3, 12, fig. 8.
Schweitzer, Bildniskunst p. 113, fig. 169/74.
Buschor, Hell. Bildn. p. 42.
Gnomon 22, 1950, p. 332; 24, 1952, p. 249.
Hesperia 20, 1951, p. 41, pl. 20 c-d.
Arch. Anz. 1955 p. 45.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 138—139, cat. no. 122. (ISBN 8774520121).
© 2008 г. Перевод с франц.: Таривердиева С. Э.

комм.
Ключевые слова: мрамор колоссальный портрет колоссальная голова полководец публий корнелий сципион старший африканский publius cornelius scipio africanus senior луций корнелий сулла феликс lucius cornelius sulla felix корнелии cornelia гробница сципионов инв № 1575 589