Голова Медузы, т. н. «Медуза Ронданини»
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу Фидия ок. 440 г. до н. э., находившемуся на щите Афины Парфенос.
Высота 36 см.
Инв. № 252.Мюнхен, Глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

Голова Медузы, т. н. «Медуза Ронданини».

Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу Фидия ок. 440 г. до н. э., находившемуся на щите Афины Парфенос.
Высота 36 см.
Инв. № 252.

Мюнхен, Глиптотека.

Происхождение:
Рим, палац­цо Рон­да­ни­ни. При­об­ре­те­на в 1811 г.

Описание:

128. Меду­за Рон­да­ни­ни

Голо­ва в горе­лье­фе. Парос­ский мра­мор. Высота и шири­на пли­ты 0,50 м. Высота голо­вы 0,86 см. Из Двор­ца Рон­да­ни­ни в Риме. Пуб­ли­ка­ции: Guattani Ant. mon. 2 апре­ля 1788; Levezow Gorgonenideal V, 50; von Lützow Münch. Ant. 25; vgl. Brunn in den Verhandl. d. (37.) Philologenversammlung in Dessau S. 72. Допол­не­ны кон­чик носа и край левой нозд­ри, неко­то­рые фраг­мен­ты волос, голо­вы и хво­стов змей, а так­же пол­но­стью пли­та, на кото­рой укреп­ле­на голо­ва.

Здесь, в про­ти­во­по­лож­ность преж­ним урод­ли­вым изо­бра­же­ни­ям, лицо Меду­зы изва­я­но в самых обла­го­ро­жен­ных худо­же­ст­вен­ных фор­мах. Лишь несколь­ко широ­ко­ва­тые щеки напо­ми­на­ют о ста­ром типе. Там все было под­чи­не­но стрем­ле­нию вызвать страх и ужас без­обра­зи­ем мас­ки, исполь­зо­вав­шей­ся как обе­рег от злых чар; здесь же худож­ник попы­тал­ся создать иде­ал кра­соты, хотя и без­упреч­ной и закон­чен­ной по сво­ей фор­ме, но из-за отсут­ст­вия каких-либо эмо­ций и чувств про­из­во­дя­щей впе­чат­ле­ние засты­ваю­щей, даже почти пре­вра­щаю­щей­ся в камень. Толь­ко рот, в кото­ром виден верх­ний ряд зубов, поз­во­ля­ет ощу­тить неко­то­рый намёк на чув­ст­вен­ность; но и здесь, в этих непо­движ­ных приот­кры­тых губах нет ни души, ни чув­ства. В гла­зах, ни в коей мере не уми­раю­щих, а широ­ко откры­тых, мы не видим ника­ко­го про­яв­ле­ния души и теп­ла жиз­ни. Кажет­ся, что кра­си­вые локо­ны густых волос пре­вра­ща­ют­ся в клуб­ки змей, подоб­ных тем, чьи голо­вы вырас­та­ют над вис­ка­ми, тогда как их хво­сты пере­пле­лись под под­бо­род­ком, обрам­ляя щеки. И, нако­нец, бес­силь­но опу­ще­на вырос­шая над зме­я­ми пара кры­льев, заим­ст­во­ван­ная не у гото­во­го вос­па­рить орла, а у пти­цы, бес­шум­но летаю­щей в ноч­ной тьме. Но каким бы совер­шен­ным ни каза­лось зри­те­лю выра­же­ние застыв­ше­го в сво­ей кра­со­те лица, всё же нель­зя забы­вать, что часть это­го воздей­ст­вия осно­вы­ва­ет­ся почти так же силь­но на сти­ли­сти­че­ском под­хо­де, как и на под­чи­не­нии фор­мы духов­но­му нача­лу. Совер­шен­но оче­вид­но, что работа пред­на­зна­ча­лась для исполь­зо­ва­ния в архи­тек­ту­ре, — в каче­стве укра­ше­ния зам­ко­во­го кам­ня сво­да или как-то ина­че, — толь­ко в этом слу­чае ее фор­мы пол­но­стью оправ­да­ны. Ибо, посколь­ку каж­дая деталь опре­де­лен­ным спо­со­бом под­чи­не­на архи­тек­тур­ной мыс­ли и зако­ну, зри­тель вос­при­ни­ма­ет архи­тек­тур­ную ока­ме­не­лость фор­мы и как душев­ное оце­пе­не­ние, в то вре­мя как у отдель­но суще­ст­ву­ю­ще­го про­из­веде­ния послед­нее потре­бо­ва­ло бы и иной фор­мы для сво­его выра­же­ния. Из источ­ни­ков не извест­но, когда имен­но тип Меду­зы пре­об­ра­зил­ся в иде­а­ли­сти­че­ский образ, во вся­ком слу­чае, не рань­ше вре­ме­ни Пра­к­си­те­ля. Эта мра­мор­ная голо­ва, по сво­ей округ­ло­сти и без­уко­риз­нен­ной завер­шен­но­сти похо­жая на пре­крас­но выре­зан­ный дра­го­цен­ный камень, выпол­не­на, веро­ят­но, еще в дорим­ское вре­мя, хотя, напри­мер, тех­ни­че­ская про­ра­бот­ка очень рельеф­ной мас­сы волос уже очень близ­ка к рим­ско­му вре­ме­ни.

Г. Брунн

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Описание: H. Brunn. Beschreibung der Glyptothek König Ludwig’s I. zu München. München, 1887, S. 164—165.
© 2009 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский, под ред. Г. Ранге.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим римская копия греческая мифология mythologia graeca голова горгона горгоны медуса медуза medusa мрамор рельеф голова медуза ронданини медуса медуза горгона римская копия по греческому оригиналу фидия инв № 252