Помпей Великий
Мрамор.Середина I в. н. э.
Высота 37 см.Инв. № 62.Венеция, Национальный археологический музей
Помпей Великий.
Мрамор.
Середина I в. н. э.
Высота 37 см.
Середина I в. н. э.
Высота 37 см.
Инв. № 62.
Венеция, Национальный археологический музей.
Происхождение:
Из коллекции Джованни Гримани.
Описание:
Сравнение с изображениями на монетах, но прежде всего, с головой из Копенгагена, не оставляет сомнений относительно идентификации изображенного персонажа. Речь идет о Гнее Помпее, сулланском полководце, который вместе с Цезарем и Крассом составил первый триумвират (60 г. до н. э.). Главный герой гражданской войны с Цезарем, после своего поражения под Фарсалом он бежал в Египет, где был убит (48 г. до н. э.). Плиний в «Естественной истории» описывает его внушительный вид, тогда как Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» подчеркивает его взъерошенную прядь (anastole), которой он пытался походить на Александра Великого. Относительно самой известной головы из Копенгагена, этот портрет происходит, конечно, от другого прообраза. Более худое лицо, острый подбородок, тонкий рот, лишь слегка обозначенные морщины на лбу, в то время как маленькие глаза и слегка изогнутые брови создают патетическое выражение. Шевелюра состоит из длинных прядей, приглаженных к голове, что уменьшает ее объем, тогда как в центре лба волосы разделены и слегка взъерошены. Такие приемы, как непослушные пряди, поворот шеи, создающие патетический тон и идеализирующий стиль, — подражание, или, лучше сказать, попытка подражания фигуре Александра Великого, — входят в традицию эллинистического барокко. Портреты Помпея создавались, конечно, после 60 г. до н. э.; венецианский экземпляр — копия клавдиевского времени, вероятно, конной статуи, установленной на Римском Форуме.
Лука Тролезе
Источники:
© 2004 Фото, текст: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, p. 107, cat. IV. 8.