Помпей Великий
Мрамор.
Середина I в. н. э.
Высота 37 см.
Инв. № 62.
Венеция, Национальный археологический музей.

Помпей Великий.

Мрамор.
Середина I в. н. э.
Высота 37 см.
Инв. № 62.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из кол­лек­ции Джо­ван­ни Гри­ма­ни.

Описание:
Срав­не­ние с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах, но преж­де все­го, с голо­вой из Копен­га­ге­на, не остав­ля­ет сомне­ний отно­си­тель­но иден­ти­фи­ка­ции изо­бра­жен­но­го пер­со­на­жа. Речь идет о Гнее Пом­пее, сул­лан­ском пол­ко­вод­це, кото­рый вме­сте с Цеза­рем и Крас­сом соста­вил пер­вый три­ум­ви­рат (60 г. до н. э.). Глав­ный герой граж­дан­ской вой­ны с Цеза­рем, после сво­его пора­же­ния под Фар­са­лом он бежал в Еги­пет, где был убит (48 г. до н. э.). Пли­ний в «Есте­ствен­ной исто­рии» опи­сы­ва­ет его вну­ши­тель­ный вид, тогда как Плу­тарх в «Срав­ни­тель­ных жиз­не­опи­са­ни­ях» под­чер­ки­ва­ет его взъеро­шен­ную прядь (anastole), кото­рой он пытал­ся похо­дить на Алек­санд­ра Вели­ко­го. Отно­си­тель­но самой извест­ной голо­вы из Копен­га­ге­на, этот порт­рет про­ис­хо­дит, конеч­но, от дру­го­го про­об­ра­за. Более худое лицо, ост­рый под­бо­ро­док, тон­кий рот, лишь слег­ка обо­зна­чен­ные мор­щи­ны на лбу, в то вре­мя как малень­кие гла­за и слег­ка изо­гну­тые бро­ви созда­ют пате­ти­че­ское выра­же­ние. Шеве­лю­ра состо­ит из длин­ных прядей, при­гла­жен­ных к голо­ве, что умень­ша­ет ее объ­ем, тогда как в цен­тре лба воло­сы разде­ле­ны и слег­ка взъеро­ше­ны. Такие при­е­мы, как непо­слуш­ные пряди, пово­рот шеи, создаю­щие пате­ти­че­ский тон и иде­а­ли­зи­ру­ю­щий стиль, — под­ра­жа­ние, или, луч­ше ска­зать, попыт­ка под­ра­жа­ния фигу­ре Алек­санд­ра Вели­ко­го, — вхо­дят в тра­ди­цию элли­ни­сти­че­ско­го барок­ко. Порт­ре­ты Пом­пея созда­ва­лись, конеч­но, после 60 г. до н. э.; вене­ци­ан­ский экзем­пляр — копия клав­ди­ев­ско­го вре­ме­ни, веро­ят­но, кон­ной ста­туи, уста­нов­лен­ной на Рим­ском Фору­ме.

Лука Тро­ле­зе

Источники:
© 2004 Фото, текст: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, p. 107, cat. IV. 8.

комм.
Ключевые слова: греческий мрамор мужской портрет голова Гней Помпей Магн Великий Gnaeus Pompeius Magnus Cneus Cnaeus g52 коллекция Джованни Гримани Инв № 62