Помпей Великий
Мрамор.
Середина I в. н. э.
Высота 37 см.
Инв. № 62.Венеция, Национальный археологический музей

Помпей Великий.

Мрамор.
Середина I в. н. э.
Высота 37 см.
Инв. № 62.

Венеция, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Гримани.
Происхождение:
Из кол­лек­ции Джо­ван­ни Гри­ма­ни.

Описание:
Срав­не­ние с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах, но преж­де все­го, с голо­вой из Копен­га­ге­на, не остав­ля­ет сомне­ний отно­си­тель­но иден­ти­фи­ка­ции изо­бра­жен­но­го пер­со­на­жа. Речь идет о Гнее Пом­пее, сул­лан­ском пол­ко­вод­це, кото­рый вме­сте с Цеза­рем и Крас­сом соста­вил пер­вый три­ум­ви­рат (60 г. до н. э.). Глав­ный герой граж­дан­ской вой­ны с Цеза­рем, после сво­его пора­же­ния под Фар­са­лом он бежал в Еги­пет, где был убит (48 г. до н. э.). Пли­ний в «Есте­ствен­ной исто­рии» опи­сы­ва­ет его вну­ши­тель­ный вид, тогда как Плу­тарх в «Срав­ни­тель­ных жиз­не­опи­са­ни­ях» под­чер­ки­ва­ет его взъеро­шен­ную прядь (anastole), кото­рой он пытал­ся похо­дить на Алек­санд­ра Вели­ко­го. Отно­си­тель­но самой извест­ной голо­вы из Копен­га­ге­на, этот порт­рет про­ис­хо­дит, конеч­но, от дру­го­го про­об­ра­за. Более худое лицо, ост­рый под­бо­ро­док, тон­кий рот, лишь слег­ка обо­зна­чен­ные мор­щи­ны на лбу, в то вре­мя как малень­кие гла­за и слег­ка изо­гну­тые бро­ви созда­ют пате­ти­че­ское выра­же­ние. Шеве­лю­ра состо­ит из длин­ных прядей, при­гла­жен­ных к голо­ве, что умень­ша­ет ее объ­ем, тогда как в цен­тре лба воло­сы разде­ле­ны и слег­ка взъеро­ше­ны. Такие при­е­мы, как непо­слуш­ные пряди, пово­рот шеи, создаю­щие пате­ти­че­ский тон и иде­а­ли­зи­ру­ю­щий стиль, — под­ра­жа­ние, или, луч­ше ска­зать, попыт­ка под­ра­жа­ния фигу­ре Алек­санд­ра Вели­ко­го, — вхо­дят в тра­ди­цию элли­ни­сти­че­ско­го барок­ко. Порт­ре­ты Пом­пея созда­ва­лись, конеч­но, после 60 г. до н. э.; вене­ци­ан­ский экзем­пляр — копия клав­ди­ев­ско­го вре­ме­ни, веро­ят­но, кон­ной ста­туи, уста­нов­лен­ной на Рим­ском Фору­ме.

Лука Тро­ле­зе

Источники:
© 2004 Фото, текст: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, p. 107, cat. IV. 8.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин гней помпей магн великий гнея помпея великого магна gnaeus pompeius magnus портрет портреты портретный портретная голова греческий мрамор мужской голова гней cneus cnaeus g52 коллекция джованни гримани инв № 62