Крышка погребальной урны
Бронза. IV в. до н. э.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Крышка погребальной урны.

Бронза. IV в. до н. э.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Хра­ня­ща­я­ся в Государ­ст­вен­ном Эрми­та­же брон­зо­вая крыш­ка от погре­баль­ной урны — иск­лю­чи­тель­ный по каче­ству испол­не­ния памят­ник этрус­ско­го искус­ства середи­ны IV века до н. э. (ил. 136). Моло­дой этруск, полу­ле­жа­щий на крыш­ке урны, края кото­рой укра­ше­ны вол­но­об­раз­ным, буд­то веч­но бегу­щим орна­мен­том, застыл в слож­ной позе, уст­ре­мив взор в открыв­ший­ся ему мир. Скуль­п­тор пока­зы­ва­ет его опи­раю­щим­ся на локоть левой руки, ладонь кото­рой он вытя­нул впе­ред, пра­вая рука сво­бод­на и рас­слаб­ле­на. Мастер искус­но обыг­рал здесь кон­тра­сты — торс и голо­ва пока­за­ны почти в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, ноги с. 239 повто­ря­ют гори­зон­таль крыш­ки. Пра­вая рука лег­ко поло­же­на на коле­но, левая опор­ная — напря­же­на. Торс обна­жен, тело ниже поя­са зад­ра­пи­ро­ва­но в кра­си­вые склад­ки одеж­ды, ото­роч­ка кото­рых ожив­ле­на зиг­за­го­об­раз­ным узо­ром. Ступ­ни этрус­ка, вид­не­ю­щи­е­ся из-под одеж­ды, пока­за­ны с обыч­ной для камен­ных сар­ко­фа­гов слож­но­стью: левая, под­вер­ну­тая под пра­вую, лежит гори­зон­таль­но, паль­цы пра­вой тор­чат вверх. В этом брон­зо­вом про­из­веде­нии сов­ме­сти­лись при­е­мы масте­ров, созда­вав­ших камен­ные и тер­ра­ко­то­вые крыш­ки сар­ко­фа­гов с лежа­щи­ми на них этрус­ка­ми. Декор здесь лако­ни­чен и пре­кра­сен. Углы укра­ше­ны объ­ем­но выпол­нен­ны­ми розет­та­ми на вер­ти­каль­ных стерж­нях. На пра­вой руке этрус­ка у лок­тя круп­ный брас­лет, на ладо­ни левой руки — чаша, на шее грив­на. Хотя все испол­не­но сво­бод­но, с клас­си­че­ской непри­нуж­ден­но­стью, сов­ме­ще­ние фрон­таль­но­го поло­же­ния тор­са и про­филь­ных, скры­тых одеж­да­ми ног, а так­же неко­то­рая жест­кость и напря­жен­ность позы застав­ля­ют вспом­нить арха­и­че­ские обра­зы.

с. 240 Моде­ли­ров­ка напря­жен­ных мышц груди и живота моло­до­го этрус­ка без­упреч­на. Пле­чи и клю­чи­цы пока­за­ны с хоро­шим зна­ни­ем ана­то­мии тела. И все же скуль­п­тор дает почув­ст­во­вать, что глав­ное в этом обра­зе — не точ­ное повто­ре­ние кра­си­во­го тор­са, а, ско­рее, пре­крас­ное выра­же­ние с его помо­щью страст­но­го поры­ва к таин­ст­вен­ным фор­мам ожидаю­ще­го чело­ве­ка бытия. Без­воль­но раз­жа­тые губы юно­ши полу­рас­кры­ты, гла­за с при­сталь­но­стью, кото­рая толь­ко уси­ли­ва­ет­ся утра­той неко­гда инк­ру­сти­ро­ван­ных зрач­ков, устрем­ле­ны впе­ред (ил. 137). Потря­саю­щая по глу­бо­кой жиз­нен­но­сти сила про­зре­ния при­об­ре­та­ет в этом лице еще боль­ший накал из-за под­черк­ну­то деко­ра­тив­ных, напо­ми­наю­щих орна­мент, обрам­ля­ю­щих лицо прядей волос.

Этрус­ское искус­ство достиг­ло здесь сво­ей вер­ши­ны в вопло­ще­нии общих, кос­мо­ло­ги­че­ско­го пла­на идей. Мастер выра­зил свое, этрус­ское виде­ние и пони­ма­ние реаль­но­го мира и поту­сто­рон­не­го. Он ост­рее, чем более созер­ца­тель­но и фило­соф­ски наст­ро­ен­ные эллин­ские худож­ни­ки, вос­при­ни­мал и пере­да­вал кон­траст­ность этих состо­я­ний. Отсюда — жиз­нен­ность реаль­ных форм и почти мисти­че­ская, пред­ва­ря­ю­щая ран­не­хри­сти­ан­ские обра­зы сила это­го про­из­веде­ния.


Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 237—240, ил. 136.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria погребальная скульптура бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые погребальная урна погребальные урны для пепла праха пеплохранилище этрусская бронза крышка погребальной урны урна для праха пеплохранилище погребальная урна канопа молодой этруск мужчина возлежащий юноша наплечный браслет торк торквес torque torques torquis ложе подушка покрывало коллекция кампана
free counters