Помпей Великий
Мрамор. 30—50 гг. н. э.
Выс. 25 см.
Инв. № 733.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

Помпей Великий.

Мрамор. 30—50 гг. н. э.
Выс. 25 см.
Инв. № 733.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
Кат. № 1, илл. I—II.

Гней Пом­пей Магн. Голо­ва из мра­мо­ра. Инв. № 733. При­об­ре­те­на в 1887 г. в Пари­же у гра­фа Тыш­ке­ви­ча при посред­ни­че­стве Хель­би­га. Как сооб­ща­ет­ся, обна­ру­же­на в 1885 г. перед Пор­та Пиа (Соля­ны­ми ворота­ми) в Риме, в «гроб­ни­це Лици­ни­ев» вме­сте с рядом дру­гих порт­ре­тов, сар­ко­фа­гов и погре­баль­ных алта­рей с над­пи­ся­ми. Ср. далее с №№ 39, 63, 67—76.

Высота 26 см. Белый мра­мор; на воло­сах име­ет­ся несколь­ко корич­не­вых пятен. Уши ско­лоты на види­мой сто­роне, осо­бен­но пра­вое ухо, но на дру­гом лишь неболь­шие повреж­де­ния на поверх­но­сти. В тече­ние мно­гих лет эта голо­ва нахо­ди­лась на бюсте из совре­мен­но­го мра­мо­ра.

Иден­ти­фи­ка­ция порт­ре­та с Гне­ем Пом­пе­ем Маг­ном (106—48 гг. до н. э.), осу­щест­влен­ная Хель­би­гом спу­стя неко­то­рое вре­мя после откры­тия (Röm. Mitt. I, 1886, p. 37), осно­ва­на на несо­мнен­ном сход­стве с посмерт­ны­ми монет­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми (Vessberg, Studien zur Kunstgesch. d. röm. Rep. p. 136, pl. 5). Эта голо­ва, кото­рая, соглас­но досто­вер­ным ука­за­ни­ям, была обна­ру­же­на в родо­вой гроб­ни­це, явля­ет­ся копи­ей импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, и обсто­я­тель­ства наход­ки пред­став­ля­ют совер­шен­но иск­лю­чи­тель­ную воз­мож­ность дати­ро­вать копию. Там же была сде­ла­на дру­гая наход­ка: погре­баль­ный алтарь того Гнея Пом­пея Маг­на, сына Мар­ка Лици­ния Крас­са Фру­ги, кото­рый в тече­ние несколь­ких лет был зятем импе­ра­то­ра Клав­дия (Altmann, Röm. Grabaltäre p. 38, No. 2). Имен­но гор­дость в свя­зи с при­над­леж­но­стью к семье зна­ме­ни­то­го три­ум­ви­ра и послу­жи­ла при­чи­ной как необыч­но­го для Рима име­ни, так и поме­ще­ния порт­ре­тов Пом­пея в гале­рее родо­вых порт­ре­тов. Этот исто­ри­че­ский аргу­мент в поль­зу дати­ров­ки этой копии эпо­хой Клав­дия под­твер­жда­ет­ся сти­лем бюста. Он не име­ет ниче­го обще­го с тре­мя с. 40 порт­ре­та­ми эпо­хи Анто­ни­нов в гроб­ни­це (N. C. G. 695, 705, 717), хотя тогда как по мето­ду испол­не­ния, он, оче­вид­но, свя­зан с порт­ре­та­ми Лици­ни­ев эпо­хи ран­ней Импе­рии, с кото­ры­ми он рас­хо­дит­ся, лишь учи­ты­вая стиль ори­ги­на­ла.

Извест­но очень мало порт­ре­тов Пом­пея. Бли­же все­го к наше­му порт­ре­ту фраг­мен­тар­ная голо­ва, кото­рая нахо­дит­ся в аме­ри­кан­ском част­ном вла­де­нии (Studies presented to David M. Robinson I p. 761, pl. 96—97). Пре­крас­ная голо­ва из Вене­ции явля­ет­ся отдель­ным типом (Einzelaufnahmen 2637—2638). С дру­гой сто­ро­ны, точ­но не уста­нов­ле­но, что голо­ва из Уффи­ци, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни отре­ста­ври­ро­ван­ная, дей­ст­ви­тель­но изо­бра­жа­ет Пом­пея (Bernoulli, Röm. Ikon. I p. 124. Rev. Arch. 1936, I, p. 27). Иден­ти­фи­ка­ция тер­ра­ко­то­вой голо­вы из Музея Терм (Felletti Maj, Cat. No. 49) мало­убеди­тель­на, так же, как, веро­ят­но, порт­рет эпо­хи Фла­ви­ев с Рим­ско­го Фору­ма (Bull. Com. 72, 1949, p. 195. Buschor, Hell. Bildn. p. 44). Два порт­ре­та Пом­пея в Музее Тор­ло­ния (C. L. Visconti, Cat. Nos. 343, 509) и в Генуе (?) (в 1944 г. в рим­ском худо­же­ст­вен­ном мага­зине), по-види­мо­му, явля­ют­ся совре­мен­ны­ми копи­я­ми.

При жиз­ни Пом­пея было изготов­ле­но мно­же­ство его ста­туй. После его паде­ния сто­рон­ни­ки Цеза­ря ярост­но уни­что­жа­ли порт­ре­ты Пом­пея, но Цезарь заста­вил вос­ста­но­вить несколь­ко ста­туй, сре­ди кото­рых была и ста­туя из курии перед теат­ром Пом­пея на Мар­со­вом поле, у под­но­жия кото­рой дик­та­тор пал под кин­жа­ла­ми убийц 15 мар­та 44 г. до н. э. Нет опре­де­лен­ной воз­мож­но­сти свя­зать меж­ду собой два типа порт­ре­тов, сох­ра­нен­ных в лите­ра­ту­ре, но кажет­ся прав­до­по­доб­ным пред­по­ло­же­ние, что пре­вос­ход­ный порт­рет из глип­то­те­ки явля­ет­ся точ­ной копи­ей голо­вы той зна­ме­ни­той ста­туи. Таким обра­зом, ста­туя неволь­но при­да­ла зна­ме­ни­той сцене убий­ства гро­теск­ный фон. В любом слу­чае, никто не осме­лил­ся бы при­дать памят­ни­ку с. 41 пол­ко­во­д­ца-мсти­те­ля такое выра­же­ние лица, как в «Дон Жуане» Моцар­та.

Ори­ги­нал нашей копии Клав­ди­е­вой эпо­хи, без сомне­ния, был изготов­лен в 50-х гг. послед­не­го века до нашей эры, когда Пом­пей жил в Риме после воен­но­го три­ум­фа на Восто­ке. Он изо­бра­жен в момент апо­гея сво­ей вла­сти в воз­расте око­ло пяти­де­ся­ти лет. Судя по высо­ким худо­же­ст­вен­ным досто­ин­ствам, это работа гре­че­ско­го скуль­п­то­ра, а стиль ука­зы­ва­ет на то, что речь идет об афи­ня­нине. Это одно из кра­си­вей­ших посо­бий в обла­сти позд­не­го элли­ни­сти­че­ско­го порт­рет­но­го искус­ства, порт­рет умно­го и тще­слав­но­го поли­ти­ка, живо­го, тако­го, каким он был, нек­ра­си­во­го, но одно­вре­мен­но живо­го, достой­но­го и сар­ка­стич­но­го. Физио­гно­ми­че­ской моде­лью Пом­пея был Алек­сандр Вели­кий и этот порт­рет хоро­шо пояс­ня­ет сло­ва Плу­тар­ха о том, что гово­ри­ли об их сход­стве, кото­ро­го в дей­ст­ви­тель­но­сти не было. В порт­ре­те Пом­пея мы явля­ем­ся свиде­те­ля­ми окон­ча­тель­но­го пре­вра­ще­ния обра­за геро­и­че­ско­го прин­ца в име­ю­ще­го чело­ве­че­ский харак­тер; там, где гре­че­ский порт­рет стал исто­ри­че­ским и «рим­ским».

Cat. 597. Billedtavler XXXXVIII. Arndt-Bruckmann 523—524. Hekler, Bildniskunst 155 a. Delbrück, Antike Porträts pl. 32. Klein, Vom antiken Rokoko, p. 173. Lippold, Antike Skulpturen der Glypt. N. C. p. 29, fig. 34. Ippel, Röm. Portr. fig. 10. Lawrence, Later Greek Sculpture p. 35, pl. 62 a; Classical Sculpture p. 312, 316. Arch. Jahrb. 45, 1930, p. 14. Die Antike 7, 1931, p. 236. Beazley-Ashmole, Greek Sculpture and Painting p. 95, fig. 206. R. West, Röm. Porträt-Plastik I p. 67, fig. 57. Röm. Mitt. 50, 1935, p. 312. Rev. Arch. 1936, I, p. 35. Krahmer, Hellenistische Köpfe (Nachr. Gött. Altertumswiss. N. F. I, 10, 1936) p. 247. Bull. Mus. Imp. Rom. 9, 1938, p. 29. Technau, Die Kunst d. Römer p. 66. Vessberg, Studien p. 136. Schweitzer, Bildniskunst p. 86, F4. Vagn Poulsen, Romersk Kunst p. 9. Buschor, Hell. Bildn. p. 44. Studies presented to D. M. Robinson I, p. 761, pl. 95. Helga von Heintze, Röm. Porträt-Plastik p. 6, pl. 1.

V. Poulsen

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 39—41, cat. no. 1.
© 2010 г. Перевод с франц. Таривердиевой С. Э.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин портрет портреты портретный портретная римский голова мрамор мужской портрет голова помпея гней помпей магн великий gnaeus pompeius magnus cneus cnaeus g52 из лициниевой гробницы лициниева гробница лициниев инв № 733