Южная процессия. Фрагмент
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Южная процессия. Фрагмент.

Мрамор.
13—9 гг. до н. э.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
Кро­ме Авгу­ста бес­спор­но опо­зна­ет­ся так­же Агрип­па (южная про­цес­сия, № 27), силь­ный чело­век импе­рии, кото­рый боль­ше всех спо­соб­ст­во­вал дости­же­нию побед, на осно­ва­нии кото­рых в Риме уста­но­вил­ся мир. Агрип­па так­же был дру­гом прин­цеп­са и его зятем, так как женил­ся на един­ст­вен­ной доче­ри Авгу­ста — Юлии; он был отцом Гая и Луция Цеза­рей, кото­рых дед усы­но­вил и назна­чил наслед­ни­ка­ми. Агрип­па изо­бра­жен в тоге, склад­ка кото­рой пок­ры­ва­ет его голо­ву, но в отли­чие от Авгу­ста, на нем нет лав­ро­во­го вен­ка, а в пра­вой руке — сви­ток пер­га­мен­та. На самом деле, фигу­ра Агрип­пы одно­вре­мен­но явля­ет­ся разде­ля­ю­щим и свя­зу­ю­щим эле­мен­том меж­ду дву­мя частя­ми про­цес­сии: в одной изо­бра­же­ны маги­ст­ра­ты, в дру­гой — чле­ны семьи Авгу­ста. С пок­ры­той голо­вой, capite velato, Агрип­па пред­ста­ет в обра­зе жре­ца (воз­мож­но, в каче­стве чле­на кол­ле­гии квин­де­цем­ви­ров, изо­бра­жен­ных на север­ном фри­зе), а в каче­стве род­ст­вен­ни­ка Авгу­ста Агрип­па воз­глав­ля­ет ряд чле­нов импе­ра­тор­ской семьи. Семи­лет­ний маль­чик (южный фриз — 30) неж­но хва­та­ет­ся за плащ Агрип­пы: воз­мож­но, это Гай Цезарь. Его одеж­да «тро­ян­ско­го» сти­ля; на нем корот­кая туни­ка, диа­де­ма на голо­ве и torques — жест­кое оже­ре­лье, на шее. Види­мо, это намек на Ludus Troiae, игры, про­во­див­ши­е­ся меж­ду юно­ша­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к ари­сто­кра­тии, в том же 13 году до н. э., чтобы вос­ста­но­вить сорев­но­ва­ния меж­ду моло­ды­ми тро­ян­ца­ми в память об Анхи­зе. По это­му слу­чаю было пер­вое пуб­лич­ное выступ­ле­ние Гая и он был объ­яв­лен princeps iuventutis, в каче­стве ука­за­ния на его ста­тус наслед­ни­ка. Гай смот­рит на сле­дую­щую за ним жен­скую фигу­ру (южный фриз — 31), кото­рая, види­мо, отве­ча­ет ему мяг­ким взглядом. Пок­ры­тая голо­ва и лав­ро­вый венок поз­во­ля­ют свя­зать эту фигу­ру высо­ко­го ран­га с Авгу­стом и иден­ти­фи­ци­ро­вать ее как Ливию, супру­гу прин­цеп­са. Ибо по сво­е­му поло­же­нию эта лич­ность выде­ля­ет­ся как самая выдаю­ща­я­ся сре­ди жен­щин, изо­бра­жен­ных в про­цес­сии. Одна­ко, иден­ти­фи­ка­ция ее как Юлии столь же обос­но­ван­на. В 13 г. до н. э. Юлия все еще поль­зо­ва­лась бла­го­рас­по­ло­же­ни­ем отца и, сле­до­ва­тель­но, вполне мог­ла быть изо­бра­же­на на релье­фе вме­сте с мужем и пер­вым сыном.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 66.
Ключевые слова: скульптура скульптурный γλυπτική sculptura рим ρώμη рельеф ανακούφιση алтарь мира августа августова ara pacis augustae мрамор рельеф южный фриз алтарь мира августа ara pacis augustae марк випсаний агриппа g138 гай цезарь g148 ливия друзилла g132 юлия старшая g139