Вергилий?

Мрамор. Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
Инв. № 10163.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Описание:
A10. Тип ново­ко­медий­но­го поэта Энния—Вер­ги­лия (5 экзем­пля­ров).

(5) Вати­кан, Гри­го­ри­ан­ский музей, преж­де в Лате­ран­ском, инв. № 10163.
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. Мра­мор­ная голо­ва: высота 34 см; высота голо­вы 23 см.
Рестав­ра­ции: кон­чик носа, заты­лок, пра­вая часть шеи. Поверх­ность силь­но стер­та.

A. Giuliano, Catalogo dei Ritratti del Museo Profano Lateranense (1957), no. 5, pls. 3, 4 (рим­ская копия вто­рой поло­ви­ны I в. н. э.); Helbig4 I no. 1113 (v. Heintze).

Биб­лио­гра­фия по иден­ти­фи­ка­ции это­го порт­рет­но­го типа сле­дую­щая: K. Schefold, Gnomon 35 (1936), 811—812 (ори­ги­нал отно­сит­ся к рас­цве­ту элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та, вто­рой чет­вер­ти III в., при­бли­зи­тель­но, ко вре­ме­ни Менанд­ра, и, воз­мож­но, изо­бра­жа­ет Филе­мо­на, поэта Новой комедии); V. Poulsen, Vergil, Opus Nobile vol. 12, (Bremen 1959) сопо­став­ля­ет четы­ре копии это­го типа, две в Копен­га­гене и две в Вати­кане, и пред­ла­га­ет иден­ти­фи­ка­цию в каче­стве Вер­ги­лия; H. v. Heintze, «Neue Beiträge zu V. Poulsen’s Vergil», RM 67 (1960), 103—110 (добав­ля­ет голо­вы в Лейп­ци­ге и во двор­це Кон­сер­ва­то­ров), Helbig4 II no. 1466, гер­ма из Ауди­то­рии Меце­на­та на Эскви­лине, см. cat. B 87, G. Hafner, Das Bildnis des Q. Ennius (Baden-Baden 1968) пере­име­но­вы­ва­ет тип; H. von Heintze, Gymnasium 79 (1972), 466—468 (обзор работы G. Hafner’а, Das Bildnis des Q. Ennius — хоро­шее обсуж­де­ние ком­би­на­ций двой­ных герм); J. C. Balty, in Festoen opgedragen aan A. N. Zadoks-Josephus Jitta bij haar zeventigste verjaardag (Groningen, 1976), 51—52 (спи­сок двой­ных герм, кото­рый под­дер­жи­ва­ет иден­ти­фи­ка­цию поул­сен­ско­го Вер­ги­лия в каче­стве гре­ка, а не рим­ля­ни­на); Stewart, Attika, 84—85 [груп­пи­ру­ет вме­сте с дру­ги­ми голо­ва­ми, кото­рые при­пи­сы­ва­ют­ся при­двор­но­му скуль­п­то­ру Авгу­ста, послед­няя чет­верть I в. до н. э.; лич­ность скуль­п­то­ра впер­вые опре­де­ле­на Поул­се­ном, RA (1968), 267—278]; V. Hausmann, «Zum Bildnis der Dichters Theokrit», STELE. Tomos eis Mnemen N. Kontholeontos (1979), 516—524 (Фео­крит); E. Berger, Eikones. Festschrift Haus Jucker (AntK-BH 12; Basel, 1980), 73—75 (ори­ги­нал II в. до н. э., воз­мож­но, изо­бра­жаю­щий поэта из кру­га Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на, напр., Луци­лия); Giuliani, Bildnis und Botschaft, 163—189 (ори­ги­нал сер. II в. до н. э., т. е., изо­бра­жаю­щий поэта Энния); H. von Heintze, Gymnasium 94 (1987), 481—497 (обзор иссле­до­ва­ний это­го порт­рет­но­го типа); D. Hertel, BJb (1988), 593 (кри­ти­ка Джу­ли­а­ни, пред­ла­га­ет дату ори­ги­на­ла ок. 100 г. до н. э., т. е., нача­ло I в. до н. э., а не сер. II в., как дати­ру­ет Джу­ли­а­ни); K. Fittschen, AA (1991), 256, Fig. 3 (несо­мнен­но, поэт); G. Hafner. Bildlexicon antiker Personen (1993), s.v. Ennius; Zanker, Mask of Socrates, 143—145, Fig. 78 (порт­рет элли­ни­сти­че­ско­го поэта; рим­ская копия ста­туи II в. до н. э.).

Текст: Sheila Dillon. Ancient Greek portrait sculpture: contexts, subjects, and styles. Cambridge, 2005, pp. 146—147.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Текст описания: Sheila Dillon. Ancient Greek portrait sculpture: contexts, subjects, and styles. Cambridge, 2005, pp. 146—147.

комм.
Ключевые слова: мрамор портретная голова портрет неизвестный римлянин Публий Вергилий Марон Виргилий Publius Vergilius Maro Квинт Энний Quintus Ennius бюст мужской портрет неизвестного римлянина Инв № 10163