Вергилий?
Мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
Инв. № 10163.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей. Фото: С. И. Сосновский

Вергилий?

Мрамор.
Конец I в. до н. э. — нач. II в. н. э.
Инв. № 10163.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Рим, Латеранский музей.
Описание:

A10. Тип ново­ко­медий­но­го поэта Энния—Вер­ги­лия (5 экзем­пля­ров).

(5) Вати­кан, Гри­го­ри­ан­ский музей, преж­де в Лате­ран­ском, инв. № 10163.
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. Мра­мор­ная голо­ва: общая высота 34 см; высота голо­вы 23 см.
Рестав­ра­ции: кон­чик носа, заты­лок, пра­вая часть шеи. Поверх­ность силь­но стер­та.

A. Giuliano, Catalogo dei Ritratti del Museo Profano Lateranense (1957), no. 5, pls. 3, 4 (рим­ская копия вто­рой поло­ви­ны I в. н. э.); Helbig4 I no. 1113 (v. Heintze).

Биб­лио­гра­фия по иден­ти­фи­ка­ции это­го порт­рет­но­го типа сле­дую­щая: K. Schefold, Gnomon 35 (1936), 811—812 (ори­ги­нал отно­сит­ся к рас­цве­ту элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та, вто­рой чет­вер­ти III в., при­бли­зи­тель­но, ко вре­ме­ни Менанд­ра, и, воз­мож­но, изо­бра­жа­ет Филе­мо­на, поэта Новой комедии); V. Poulsen, Vergil, Opus Nobile vol. 12, (Bremen 1959) сопо­став­ля­ет четы­ре копии это­го типа, две в Копен­га­гене и две в Вати­кане, и пред­ла­га­ет иден­ти­фи­ка­цию в каче­стве Вер­ги­лия; H. v. Heintze, «Neue Beiträge zu V. Poulsen’s Vergil», RM 67 (1960), 103—110 (добав­ля­ет голо­вы в Лейп­ци­ге и во двор­це Кон­сер­ва­то­ров), Helbig4 II no. 1466, гер­ма из Ауди­то­рии Меце­на­та на Эскви­лине, см. cat. B 87, G. Hafner, Das Bildnis des Q. Ennius (Baden-Baden 1968) пере­име­но­вы­ва­ет тип; H. von Heintze, Gymnasium 79 (1972), 466—468 (обзор работы G. Hafner’а, Das Bildnis des Q. Ennius — хоро­шее обсуж­де­ние ком­би­на­ций двой­ных герм); J. C. Balty, in Festoen opgedragen aan A. N. Zadoks-Josephus Jitta bij haar zeventigste verjaardag (Groningen, 1976), 51—52 (спи­сок двой­ных герм, кото­рый под­дер­жи­ва­ет иден­ти­фи­ка­цию поул­сен­ско­го Вер­ги­лия в каче­стве гре­ка, а не рим­ля­ни­на); Stewart, Attika, 84—85 [груп­пи­ру­ет вме­сте с дру­ги­ми голо­ва­ми, кото­рые при­пи­сы­ва­ют­ся при­двор­но­му скуль­п­то­ру Авгу­ста, послед­няя чет­верть I в. до н. э.; лич­ность скуль­п­то­ра впер­вые опре­де­ле­на Поул­се­ном, RA (1968), 267—278]; V. Hausmann, «Zum Bildnis der Dichters Theokrit», STELE. Tomos eis Mnemen N. Kontholeontos (1979), 516—524 (Фео­крит); E. Berger, Eikones. Festschrift Haus Jucker (AntK-BH 12; Basel, 1980), 73—75 (ори­ги­нал II в. до н. э., воз­мож­но, изо­бра­жаю­щий поэта из кру­га Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на, напр., Луци­лия); Giuliani, Bildnis und Botschaft, 163—189 (ори­ги­нал сер. II в. до н. э., т. е., изо­бра­жаю­щий поэта Энния); H. von Heintze, Gymnasium 94 (1987), 481—497 (обзор иссле­до­ва­ний это­го порт­рет­но­го типа); D. Hertel, BJb (1988), 593 (кри­ти­ка Джу­ли­а­ни, пред­ла­га­ет дату ори­ги­на­ла ок. 100 г. до н. э., т. е., нача­ло I в. до н. э., а не сер. II в., как дати­ру­ет Джу­ли­а­ни); K. Fittschen, AA (1991), 256, Fig. 3 (несо­мнен­но, поэт); G. Hafner. Bildlexicon antiker Personen (1993), s.v. Ennius; Zanker, Mask of Socrates, 143—145, Fig. 78 (порт­рет элли­ни­сти­че­ско­го поэта; рим­ская копия ста­туи II в. до н. э.).

Sheila Dillon

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2005 г. Описание: Sheila Dillon. Ancient Greek portrait sculpture: contexts, subjects, and styles. Cambridge, 2005, pp. 146—147.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин поэт публий вергилий марон виргилий вергилия poet publius vergilius maro портрет портреты портретный портретная голова мужской мужская мужчины мужчина мрамор квинт энний quintus ennius инв № 10163