Римский мужской портретный бюст, т. н. Марк Антоний.

Мелкозернистый желтоватый мрамор. Эпоха Флавиев (69—96 гг. н. э.).
Высота 68 см.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 89.

Происхождение:
Най­ден в 1830 или 1831 году воз­ле Тор Сапи­ен­ца перед Пор­та Мад­жо­ре.

Описание:
97A. Рим­ский муж­ской порт­рет­ный бюст, т. н. Марк Анто­ний (Табл. XVI).

Выс. 0,68 м. Мел­ко­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор.

Допол­не­ны: ниж­няя поло­ви­на носа, бро­ви с частью пра­во­го верх­не­го века, кром­ка пра­во­го уха, четы­рех­уголь­ное осно­ва­ние. Отби­то пра­вое пле­чо. Обте­са­ны верх­ние локо­ны, левая моч­ка уха, под­бо­ро­док, база.


Круг­лая база, про­фи­ли­ро­ван­ная навер­ху и вни­зу; на ней поплеч­ный бюст фла­ви­ев­ско­го вре­ме­ни; голо­ва доволь­но силь­но повер­ну­та к с.113 пра­во­му пле­чу. Пол­ные фор­мы; пред­рас­по­ло­жен­ность к двой­но­му под­бо­род­ку; тон­кие губы; изне­жен­ное, неопре­де­лен­ное выра­же­ние лица. Воло­сы, спе­реди густые, силь­но вью­щи­е­ся, тща­тель­но обра­ботан­ные свер­лом, сза­ди при­гла­же­ны. Выпол­нен хоро­шо, но без­душ­но.

Най­ден в 1830 или 1831 году воз­ле Тор Сапи­ен­ца перед Пор­та Мад­жо­ре, вме­сте с № 106 и т. н. бюстом Авгу­ста, посту­пив­шим в Палац­цо Каза­ли. В резуль­та­те изыс­ка­ний выяс­ни­лось, что ника­ко­го тако­го бюста там нет (Köhler-Brunn, Bullettino d. I. 1864, S. 8; Archäol. Zeitung 1864, S. 156*). Одна­ко, иск­лю­чи­тель­но на том пред­по­ло­же­нии, что № 97A — это Марк Анто­ний, № 106 был назван Лепидом. Кро­ме того, ста­ло ясно, что оба бюста даже не отно­сят­ся к одно­му вре­ме­ни: этот — к эпо­хе Фла­ви­ев, а вто­рой — ко вре­ме­ни Тра­я­на, таким обра­зом, изо­бра­жая, веро­ят­но, муж­чин соот­вет­ст­ву­ю­щих пери­о­дов. То, что про­филь 97A, соглас­но Хель­би­гу, име­ет опре­де­лен­ное сход­ство с порт­ре­та­ми Мар­ка Анто­ния на моне­тах — это ниче­го не зна­чит.

Соглас­но над­пи­си на пра­вой сто­роне базы «C• C• 1831•», бюст был при­об­ре­тен Вати­ка­ном в том году. Посколь­ку она была опуб­ли­ко­ва­на Писто­ле­зи, на титуль­ном листе кото­ро­го обо­зна­чен 1829 год, то надо думать, что выпуск это­го тома был запла­ни­ро­ван, но состо­ял­ся толь­ко через несколь­ко лет (ср. №№ 26 и 38). Соглас­но Писто­ле­зи, бюст сто­ял сна­ча­ла на месте № 122 (см. этот номер); в опи­са­нии горо­да Рима он не упо­мя­нут.


Pistolesi, Taf. XXVIII 2; Braun, Ruinen und Museen Roms S. 253 Nr. 18; Bernoulli, Römische Ikonographie I S. 207 Fig. 30; Helbig, Nr. 41; Crowfoot, Journal of hell. studies 1900 S. 35 ff. Taf. IV.

Photographie Alinari 6597 (2); Anderson 1400; Moscioni 3670 (cab.); у рим­ско­го инсти­ту­та № 674.

© Текст: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanishen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 112—113.

Archäologische Zeitung 1864 S. 156*:


Д-р У. Кёлер сооб­ща­ет о рас­сле­до­ва­нии, про­веден­ном им и проф. Бру­ном в Палац­цо Каза­ли отно­си­тель­но яко­бы нахо­дя­ще­го­ся там бюста Авгу­ста. Вме­сто него там нахо­ди­лась толь­ко голо­ва Цеза­ря; под­чер­ки­ва­ет­ся важ­ность это­го обсто­я­тель­ства, посколь­ку иден­ти­фи­ка­ция голов так назы­ва­е­мых Мар­ка Анто­ния и Лепида в Braccio Nuovo осно­ва­на глав­ным обра­зом на том, что они были най­де­ны вме­сте с голо­вой Авгу­ста. Это обсто­я­тель­ство, по всей веро­ят­но­сти, ста­но­вит­ся невоз­мож­ным по той при­чине, что оба бюста из Braccio Nuovo были най­де­ны при­бли­зи­тель­но в 1830-х годах, тогда как бюст из Палац­цо Каза­ли гораздо более позд­не­го вре­ме­ни и, как выяс­ня­ет­ся теперь, даже изо­бра­жа­ет не Авгу­ста, а Цеза­ря; нако­нец, у так назы­ва­е­мо­го Лепида есть боро­да, а работа обе­их вати­кан­ских голов кажет­ся раз­лич­ной.

© 2010 Пере­вод с нем. С. И. Сос­нов­ско­го.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1903 г. Текст описания: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 112—113.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мелкозернистый желтоватый мрамор римский мужской портретный бюст портрет так называемый т н Антонии Марк Антоний g129 мужчина римлянин 89 кат № 96 A 96A 97 A 97A
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА