Римский мужской портретный бюст, т. н. Марк Антоний
Мелкозернистый желтоватый мрамор.
Эпоха Флавиев (69—96 гг. н. э.).
Высота 68 см.
Инв. № 2236.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 89. Фото: С. И. Сосновский

Римский мужской портретный бюст, т. н. Марк Антоний.

Мелкозернистый желтоватый мрамор.
Эпоха Флавиев (69—96 гг. н. э.).
Высота 68 см.
Инв. № 2236.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 89.

Происхождение:
Най­ден в 1830 или 1831 году воз­ле Тор Сапи­ен­ца перед Пор­та Мад­жо­ре.

Описание:

97A. Рим­ский муж­ской порт­рет­ный бюст, т. н. Марк Анто­ний (Табл. XVI).

Выс. 0,68 м. Мел­ко­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор.

Допол­не­ны: ниж­няя поло­ви­на носа, бро­ви с частью пра­во­го верх­не­го века, кром­ка пра­во­го уха, четы­рех­уголь­ное осно­ва­ние. Отби­то пра­вое пле­чо. Обте­са­ны верх­ние локо­ны, левая моч­ка уха, под­бо­ро­док, база.

Круг­лая база, про­фи­ли­ро­ван­ная навер­ху и вни­зу; на ней поплеч­ный бюст фла­ви­ев­ско­го вре­ме­ни; голо­ва доволь­но силь­но повер­ну­та к с. 113 пра­во­му пле­чу. Пол­ные фор­мы; пред­рас­по­ло­жен­ность к двой­но­му под­бо­род­ку; тон­кие губы; изне­жен­ное, неопре­де­лен­ное выра­же­ние лица. Воло­сы, спе­ре­ди густые, силь­но вью­щи­е­ся, тща­тель­но обра­ботан­ные свер­лом, сза­ди при­гла­же­ны. Выпол­нен хоро­шо, но без­душ­но.

Най­ден в 1830 или 1831 году воз­ле Тор Сапи­ен­ца перед Пор­та Мад­жо­ре, вме­сте с № 106 и т. н. бюстом Авгу­ста, посту­пив­шим в Палац­цо Каза­ли. В резуль­та­те изыс­ка­ний выяс­ни­лось, что ника­ко­го тако­го бюста там нет (Köhler-Brunn, Bullettino d. I. 1864, S. 8; Archäol. Zeitung 1864, S. 156*). Одна­ко, иск­лю­чи­тель­но на том пред­по­ло­же­нии, что № 97A — это Марк Анто­ний, № 106 был назван Лепидом. Кро­ме того, ста­ло ясно, что оба бюста даже не отно­сят­ся к одно­му вре­ме­ни: этот — к эпо­хе Фла­ви­ев, а вто­рой — ко вре­ме­ни Тра­я­на, таким обра­зом, изо­бра­жая, веро­ят­но, муж­чин соот­вет­ст­ву­ю­щих пери­о­дов. То, что про­филь 97A, соглас­но Хель­би­гу, име­ет опре­де­лен­ное сход­ство с порт­ре­та­ми Мар­ка Анто­ния на моне­тах — это ниче­го не зна­чит.

Соглас­но над­пи­си на пра­вой сто­роне базы «C• C• 1831•», бюст был при­об­ре­тен Вати­ка­ном в том году. Посколь­ку она была опуб­ли­ко­ва­на Писто­ле­зи, на титуль­ном листе кото­ро­го обо­зна­чен 1829 год, то надо думать, что выпуск это­го тома был запла­ни­ро­ван, но состо­ял­ся толь­ко через несколь­ко лет (ср. №№ 26 и 38). Соглас­но Писто­ле­зи, бюст сто­ял сна­ча­ла на месте № 122 (см. этот номер); в опи­са­нии горо­да Рима он не упо­мя­нут.

Pistolesi, Taf. XXVIII 2; Braun, Ruinen und Museen Roms S. 253 Nr. 18; Bernoulli, Römische Ikonographie I S. 207 Fig. 30; Helbig, Nr. 41; Crowfoot, Journal of hell. studies 1900 S. 35 ff. Taf. IV.

Photographie Alinari 6597 (2); Anderson 1400; Moscioni 3670 (cab.); у рим­ско­го инсти­ту­та № 674.

Валь­тер Аме­лунг

Archäologische Zeitung 1864 S. 156*:

Д-р У. Кёлер сооб­ща­ет о рас­сле­до­ва­нии, про­веден­ном им и проф. Бру­ном в Палац­цо Каза­ли отно­си­тель­но яко­бы нахо­дя­ще­го­ся там бюста Авгу­ста. Вме­сто него там нахо­ди­лась толь­ко голо­ва Цеза­ря; под­чер­ки­ва­ет­ся важ­ность это­го обсто­я­тель­ства, посколь­ку иден­ти­фи­ка­ция голов так назы­вае­мых Мар­ка Анто­ния и Лепида в Braccio Nuovo осно­ва­на глав­ным обра­зом на том, что они были най­де­ны вме­сте с голо­вой Авгу­ста. Это обсто­я­тель­ство, по всей веро­ят­но­сти, ста­но­вит­ся невоз­мож­ным по той при­чине, что оба бюста из Braccio Nuovo были най­де­ны при­бли­зи­тель­но в 1830-х годах, тогда как бюст из Палац­цо Каза­ли гораздо более позд­не­го вре­ме­ни и, как выяс­ня­ет­ся теперь, даже изо­бра­жа­ет не Авгу­ста, а Цеза­ря; нако­нец, у так назы­вае­мо­го Лепида есть боро­да, а работа обе­их вати­кан­ских голов кажет­ся раз­лич­ной.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 112—113.
© 2010 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский римлянин антонии марк антоний g129 marcus antonius скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст мелкозернистый римлянина так называемый называемая называемого называемой псевдо pseudo желтоватый мрамор 89 кат № 96 a 96a 97 97a инв 2236