Портрет Птолемея, царя Нумидии и Мавретании
20/21—40 гг. н. э.Инв. № 2253.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 65. Фото: О. В. Любимова

Портрет Птолемея, царя Нумидии и Мавретании

20/21—40 гг. н. э.
Инв. № 2253.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 65.

Происхождение:
Окрест­но­сти Рима. Ранее в палац­цо Руспо­ли. Бюст пере­ра­ботан.

Описание:
Пто­ле­мей Мав­ре­тан­ский.

Будучи вну­ком Клео­пат­ры и Мар­ка Анто­ния, послед­ний из Пто­ле­ме­ев, Пто­ле­мей Мав­ре­тан­ский, состо­ял в род­стве с тре­мя послед­ни­ми импе­ра­то­ра­ми из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев: Кали­гу­лой, Клав­ди­ем и Неро­ном. Пто­ле­мей был сыном Клео­пат­ры Селе­ны (доче­ри Клео­пат­ры и Анто­ния) и Юбы II Мав­ре­тан­ско­го. Пто­ле­мей стал пре­ем­ни­ком сво­его отца в каче­стве царя Мав­ре­та­нии в 23 г. Скульп­тур­ные порт­ре­ты Пто­ле­мея, осо­бен­но его пер­вый порт­рет­ный тип, создан­ный в прав­ле­ние его отца, визу­аль­но под­чер­ки­ва­ют его сход­ство с Юли­я­ми-Клав­ди­я­ми в юно­ше­ских чер­тах лица и уклад­ке локо­нов в фор­ме запя­той надо лбом175. Одна­ко Кали­гу­ла, даль­ний род­ст­вен­ник Пто­ле­мея, по-види­мо­му, стал испы­ты­вать подо­зре­ния в отно­ше­нии юно­го царя и его род­ства с дина­сти­ей Юли­ев-Клав­ди­ев и при­ка­зал его каз­нить по обви­не­нию в измене в 40 г.; цар­ство Мав­ре­та­ния было немед­лен­но при­со­еди­не­но к Рим­ской импе­рии в каче­стве про­вин­ции176. Дей­ст­ви­тель­но Пто­ле­мей мог быть вовле­чен в заго­вор 39 г., в кото­ром участ­во­ва­ли так­же сест­ры Кали­гу­лы (и кузи­ны Пто­ле­мея), и имел кон­так­ты с Гету­ли­ком, еще одним заго­вор­щи­ком177. После каз­ни Пто­ле­мея его порт­ре­ты, веро­ят­но, были уни­что­же­ны или убра­ны из обще­ст­вен­ных мест. Это долж­но быть осо­бен­но вер­но для хоро­шо сох­ра­нив­ших­ся порт­ре­тов вто­ро­го типа из окрест­но­стей Рима в Вати­кане178, на вил­ле Аль­ба­ни179 и в Вобурн­ском аббат­стве180, кото­рые мог­ли быть скла­ди­ро­ва­ны после паде­ния Пто­ле­мея. Порт­ре­ты из Шар­ша­ля, сто­ли­цы Пто­ле­мея, в Пари­же181 и Шар­ша­ле182 тоже, веро­ят­но, были уда­ле­ны из обще­ст­вен­ных мест после аннек­сии про­вин­ции, как и брон­зо­вый бюст неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния183. С повреж­ден­ны­ми, пост­ра­дав­ши­ми от пого­ды и фраг­мен­тар­ны­ми порт­ре­та­ми из Шар­ша­ля, воз­мож­но, обо­шлись даже более жесто­ко и реши­тель­но184.


175 K. Fittschen (1974) 169—173; R. R. R. Smith (1988) 141.

176 Sen. Tranq. 11.12; Suet. Cal. 35.1; Dio 59.29.1; A. Barrett (1989) 116—118.

177 A. Barrett (1989) 118.

178 Новое кры­ло 65, инв. 2253; R. R. R. Smith (1988a) 180, № 130.1 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой).

179 Инв. № 58, высота 25 см; R. R. R. Smith (1988a) 180, № 130.4; P. C. Bol (1990) 181—182, № 205, илл. 118—119 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой).

180 Высота 34 см; E. Angelicoussis (1992) 56, № 24, рис. 117—120, 127 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой).

181 MA 1888 (тип 2), высота 28 см; K. de Kersauson (1986) 126—127, № 57, с рисун­ка­ми (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой ); R. R. R. Smith (1988a) 179, № 129.3, илл. 69. 1—2. MA 1887 (тип 2), высота 37 см; K. de Kersauson (1986) 128—129, № 58, с рис. (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой); R. R. R. Smith (1988a) 180, № 130. 5, илл. 69. 3—4.

182 В музее № 52; R. R. R. Smith (1988a) 179, № 129. 2 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой).

183 Шве­ция, част­ная кол­лек­ция; R. R. R. Smith (1988a) 179, № 129. 1 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой).

184 Лувр, MA 3183, высота 19 см (тип 1); K. de Kersauson (1986) 130—131, с рисун­ка­ми (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой); R. R. R.Smith (1988a) 179, № 129. 4; Музей Шар­ша­ля; R. R. R. Smith (1988a) 180, № 130. 3 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой); Музей Шар­ша­ля 40; R. R. R. Smith (1988a) 180, № 130. 6 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей лите­ра­ту­рой).


Литература:
R. R. R. Smith, Hellenistic Royal Portraits (Oxford 1988a) с. 180, № 130.1.
E. R. Varner. Mutilation and transformation: damnatio memoriae and Roman imperial portraiture. BRILL, 2004, с. 103.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© 2004 г. Текст: E. R. Varner. Mutilation and transformation: damnatio memoriae and Roman imperial portraiture, BRILL, 2004, с. 103.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские портрет портреты портретный портретная римский бюст мрамор полуобнаженный бюст плащ мужской портрет птолемеи птолемей мавретанский коллекция русполи ruspoli инв № 2253