Мужской портрет (Авл Постумий Альбин, консул 99 г. до н. э.?)
Переработан в эпоху Флавиев.Инв. № 2261.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 53. Фото: О. В. Любимова

Мужской портрет (Авл Постумий Альбин, консул 99 г. до н. э.?)

Переработан в эпоху Флавиев.
Инв. № 2261.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 53.

Происхождение:
Ранее в палац­цо Руспо­ли.

Описание:
Иден­ти­фи­ка­ция этой голо­вы с Сул­лой суще­ст­ву­ет дав­но, но не повто­ря­лась после Иоган­на Яко­ба Бер­нул­ли87. Лишь в 1941 г. было опуб­ли­ко­ва­но иссле­до­ва­ние Швей­це­ра, в кото­ром было пред­ло­же­но сопо­ста­вить луч­шую реп­ли­ку в Лув­ре с монет­ным порт­ре­том Авла Посту­мия Аль­би­на, кон­су­ла 99 г. до н. э., и рас­смат­ри­вать голо­ву в Новом кры­ле, 60 (пред­по­ло­жи­тель­но, лишь похо­жую), как его бра­та, Спу­рия Посту­мия Аль­би­на. Одна­ко в дей­ст­ви­тель­но­сти наша голо­ва явля­ет­ся одной из четы­рех реплик элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та, из кото­рых экзем­пляр в Лув­ре мог быть ори­ги­на­лом, изготов­лен­ным в середине II в. до н. э.88, а осталь­ные мог­ли быть ско­пи­ро­ва­ны в пери­од вплоть до сред­ней импе­рии. Это иск­лю­ча­ет иден­ти­фи­ка­цию с кон­су­лом 99 г. до н. э., кото­рый мало зна­чил за пре­де­ла­ми сво­ей семьи. Поэто­му рас­смат­ри­ва­лась кан­дида­ту­ра Като­на Стар­ше­го, одна­ко пози­тив­ные дока­за­тель­ства еще не были при­веде­ны.


87Самая новая и луч­шая био­гра­фия Сул­лы, — Karl Christ, Sulla. Eine römische Karriere (2002), — опуб­ли­ко­ван­ная изда­тель­ст­вом с хоро­шей репу­та­ци­ей, про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­на, как ни стран­но, фото­гра­фи­ей этой голо­вы, кото­рую архео­ло­гия, смеж­ная дис­ци­пли­на, не при­зна­ет Сул­лой уже 120 лет.

88Giuliani, Botschaft; W.-R. Megow в кни­ге: H. von Steuben (ред.), Antike Porträts. Zum Gedächtnis von Helga von Heintze (1999), 120.

Литература:
Bernoulli, Röm. Ikonographie I 91. — ABr 429. 430. — Amelung, Vat. Kat. I (1903) 78 № 60 табл. 8. — A. Helder, Portraits antiques (1913) с. xxvi, табл.151. — R. West, Römische Porträt-Plastik I (1933) 70 табл.16 рис. 62. — B. Schweitzer, Festgabe zur Winckelmannsfeier Leipzig (1941) passim. — Vessberg, Studien 215. 219 сл. табл. 56,1. — Schweitzer, Bildniskunst 37. 59 сл. — V. Poulsen в кни­ге: Theoria. Festschr. Schuchhardt (1960) 173 сл.: Катон Стар­ший. — Helbig 4 I (1963) № 429 (H. von Heintze): копия вре­мен Фла­ви­ев. — Giuliani, Botschaft 190 сл. 316 прим. 2: Катон Стар­ший. — Lahusen, Bildnismünzen 90 прим. 453: веро­ят­но, Катон Стар­ший. — W.-R. Megow в кни­ге: H. von Steuben (ред.), Antike Porträts. Zum Gedächtnis von Helga von Heintze (1999) 116. 119 табл. 28, 2; 29, 1: веро­ят­но, фла­виан­ская копия ори­ги­на­ла середи­ны II в. до н. э.

Источники:
(сс) 2009 г. Фото: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© Текст: подпись к скульптуре.
© 2003 г. Описание: Strochka V. M. «Bildnisse des Lucius Cornelius Sulla Felix». Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung 110 (2003), с. 30.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин портрет портреты портретный портретная римский мрамор бюст мужской портрет авл спурий постумий альбин луций корнелий сулла феликс марк порций катон старший цензорий цензор коллекция русполи ruspoli инв № 2261