Бюст с головой Агриппы
Греческий мрамор.
Голова — 30—20 гг. до н. э.; бюст — современная работа.
Высота: общая — 68 см, античной части — 42 см.
Инв. № 90.Флоренция, Галерея Уффици. Фото: И. А. Шурыгин

Бюст с головой Агриппы.

Греческий мрамор.
Голова — 30—20 гг. до н. э.; бюст — современная работа.
Высота: общая — 68 см, античной части — 42 см.
Инв. № 90.

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:

41. Бюст с голо­вой Агрип­пы (№ 90 инв. опи­си 1914 г.).

Гре­че­ский мра­мор: общая высота 0,68 м; высота антич­ной части 0,42 м.

Совре­мен­ная рестав­ра­ция: левая часть кон­чи­ка носа, край пра­во­го уха и верх­ний край лево­го. Голо­ва под­вер­га­лась очист­ке кис­ло­той, в резуль­та­те кото­рой антич­ная пати­на была раз­ру­ше­на, и поверх­ность при­об­ре­ла шеро­хо­ва­тый вид. Бюст из гре­че­ско­го мра­мо­ра — совре­мен­ной работы. На под­став­ке над­пись M. AGRIPPA.

Дюч­ке счи­тал веро­ят­ным, что это имен­но тот бюст, кото­рый в чис­ле про­чих был пода­рен папой Сикс­том IV Лорен­цо Вели­ко­леп­но­му в 1471 г., но дока­зать это пред­по­ло­же­ние невоз­мож­но; одна­ко посколь­ку бюст совре­мен­ный, мож­но пред­по­ла­гать более позд­нюю дату поступ­ле­ния голо­вы в кол­лек­цию. В Гале­рее нахо­дит­ся по край­ней мере с кон­ца 1704 г., как сле­ду­ет из инвен­тар­ной опи­си это­го года; с про­шло­го по насто­я­щее вре­мя зани­ма­ет посто­ян­ное место в I коридо­ре.

Из общих выска­зы­ва­ний Дюч­ке Бер­нул­ли сде­лал вывод о том, что бюст не может являть­ся совре­мен­ной работой, посколь­ку обна­ру­жен­ное Gabi вли­я­ние на него порт­ре­тов Кали­гу­лы и Кара­кал­лы поз­во­ля­ет уве­рен­но пред­по­ло­жить, что все три порт­ре­та вос­хо­дят к одной общей тра­ди­ции антич­но­го порт­ре­та вре­мен Алек­санд­ра и элли­низ­ма (см. так­же № 31).

В слу­чае с Агрип­пой, кото­ро­го исто­ри­че­ская тра­ди­ция пред­став­ля­ет побор­ни­ком тра­ди­ци­он­ных рим­ских цен­но­стей, при­да­ние ему элли­ни­сти­че­ских черт (осо­бен­но у Гри­ма­ни в «Агрип­пе» [C. Anti, Il Museo archeologico di Venezia, Roma, 1930, p. 5]) обу­слов­ле­но ско­рее вку­са­ми того вре­ме­ни, чем про­грамм­ны­ми взгляда­ми, хотя нель­зя не учи­ты­вать его поли­ти­че­скую актив­ность на Восто­ке, с. 53 кото­рая поль­зо­ва­лась пол­ным дове­ри­ем Авгу­ста, а так­же сведе­ния о важ­но­сти его роли в восточ­ном мире.

В то вре­мя как офи­ци­аль­ные порт­ре­ты Авгу­ста выпол­не­ны в сти­ле иде­а­ли­за­ции, вос­хо­дя­щем к атти­че­ско­му (ср. №№ 39, 40), порт­рет Агрип­пы отно­сит­ся ско­рее к восточ­но­му тече­нию, на что ука­зы­ва­ет мрач­ное выра­же­ние, под­черк­ну­тое рез­ки­ми чер­та­ми лица и кон­цен­тра­ци­ей глу­бо­ких теней под над­бров­ны­ми дуга­ми. A. Hekler счи­тал фло­рен­тий­ский порт­рет реп­ли­кой лувр­ско­го бюста (Hekler 174).

R. West при­во­дил дово­ды в поль­зу элли­ни­сти­че­ско­го вли­я­ния, но при этом под­чер­ки­вал дистан­цию меж­ду элли­ни­зи­ру­ю­щим сти­лем позд­ней рес­пуб­ли­ки и рим­ским реа­лиз­мом. В порт­ре­те Агрип­пы ощу­ща­ет­ся пре­одо­ле­ние это­го кон­флик­та в эпо­ху, когда в обще­стве воца­рил­ся порядок. Худо­же­ст­вен­ное каче­ство порт­ре­та из Уффи­ци мож­но оце­нить как доволь­но сред­нее.

Guido A. Mansuelli

Литература:
Toscana Illustrata, p. 194;
J. Burchhardt, Der Cicerone, 525 b;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 66;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, Stuttgart, 1882-86, I, p. 256;
H. Brunn, P. Arndt, Griechische und römische Porträts, München, 1891 e ss., 293—294;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 21;
V. Duruy, Histoire Romaine, Paris, III, p. 688;
A. Hekler, Die Bildniskunst der Griechen und Römer, Stuttgart 1912, p. 220 al n. 174;
R. Paribeni, Il ritratto nell’arte antica, Milano s. a., tav. CXVIII;
R. West, Die römische Portraitplastik, I—II, München, 1944 e 1952, I, p. 128, tav. XXXI, fig. 131.

Fot.: Brogi 9211; Sopraintendenza alle Gallerie, Firenze 112069, 112070.

Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1961 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. Pp. 52—53, cat. no. 41, ill. 41 a, b.
© 2011 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский марк випсаний агриппа g138 агриппы marcus vipsanius agrippa скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст голова военный плащ греческий мрамор палудаментум paludamentum инв № 90