Рельеф с плящущими менадами.

Пентелийский мрамор. Римская копия конца I в. н. э. с греческого оригинала V в. до н. э.
Высота 59 см, ширина 97 см.
Инв. № 318 (1914 г.).

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:
15. Рельеф с изо­бра­же­ни­ем менад, участ­ву­ю­щих в вак­ха­на­лии.

Пен­те­лий­ский мра­мор. Выс. 0,59 м, шир. 0,97 м.


Рельеф не под­вер­гал­ся рестав­ра­ции; пол­но­стью отсут­ст­ву­ет лицо у край­ней фигу­ры сле­ва, и почти пол­но­стью у цен­траль­ной фигу­ры; на раз­ных участ­ках ком­по­зи­ции име­ют­ся ско­лы. В неко­то­рых местах поверх­ность несет на себе следы воздей­ст­вия абра­зи­ва, но в целом сохран­ность релье­фа пре­вос­ход­на.
Посту­пил из вил­лы Меди­чи в гале­рею Уффи­ци в 1783 г. Пона­ча­лу был поме­щен в зале Гер­ма­фро­ди­та, в насто­я­щее вре­мя нахо­дит­ся в малом скульп­тур­ном зале.

с.41 Дан­ный рельеф вос­про­из­во­дит в умень­шен­ном раз­ме­ре три хоро­шо извест­ные фигу­ры (Rizzo, Thiasos; Richter, AJA, XL, 1936, pp. 11 ss.; Caputo, Lo scultore del grande bassorilievo con la danza delle Menadi in Tolemaide di Cirenaica, Roma 1948; Gullini, ArchCl, V, 2, 1953, p. 141 ss.) кото­рые так­же при­сут­ст­ву­ют на фри­зе ста­туи Дио­ни­са в Мад­риде, с изо­бра­же­ни­ем тиа­за Менад (EA 1683—86; Schrader, Phidias, p. 355 ss.), на вил­ле Аль­ба­ни (Gullini, T. LXI), в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров (Jones Cons, tav. 55), в Нью-Йор­ке (Rizzo e Richter, citt.), на рим­ском фору­ме (Gullini tav. LXIX, 2), в Нацио­наль­ном музее Рима (Paribeni, BdA, 1952, II, p. 97), на Корин­фе (Hesperia, 1951, tav. 94) и в Пто­ле­ма­иде (Caputo, op. cit., Gullini, tav. LXIV—LXIX). Пред­на­зна­че­ние релье­фа явно деко­ра­тив­ное, а не вотив­ное (ср. с ана­ло­гич­ным релье­фом на колонне, укра­шаю­щей мра­мор­ный кра­тер в Нью-Йор­ке: JHS, XLV, 1925, p. 201; Id., CatMetrMus, N. 60); это под­твер­жда­ет­ся так­же сери­ей извест­ных неоат­ти­че­ских копий, типо­ло­гию кото­рых опи­сал Хау­зер; на дан­ном релье­фе в точ­но­сти пред­став­ле­ны 25-й тип (chimairophonos1 с ножом), 28-й тип (chimairophonos с тир­сом) и 27-й тип (timpanistria2). Непре­рыв­ность фри­за, иду­ще­го вокруг пьеде­ста­ла, как и в цик­ле Пто­ле­ма­иды, не допус­ка­ла воз­мож­но­сти разде­ле­ния его на части. Извле­че­ние из него дан­но­го релье­фа пред­по­ла­га­ет некий выбор, явно обу­слов­лен­ный сим­мет­ри­ей двух край­них фигур; в резуль­та­те по релье­фу мож­но судить не о ком­по­зи­ции в целом, а лишь об отдель­ных ее фигу­рах. Риц­цо оце­ни­ва­ет худо­же­ст­вен­ное каче­ство это­го релье­фа как сред­нее; в этом он не про­ти­во­ре­чит основ­ным источ­ни­кам; гово­ря о деко­ра­тив­ных его свой­ствах, нель­зя не отме­тить тон­кость и ясность работы и вполне удо­вле­тво­ри­тель­ную точ­ность переда­чи архе­ти­пов. Ори­ги­наль­ный источ­ник боль­шой серии изо­бра­же­ний тиа­за3 менад в насто­я­щее вре­мя с доста­точ­ной опре­де­лен­но­стью при­пи­сы­ва­ет­ся Кал­ли­ма­ху (Rizzo, Schrader, Gullini); осо­бен­но­сти тех­ни­ки поз­во­ля­ют дати­ро­вать умень­шен­ную фло­рен­тий­скую копию кон­цом I в. н. э. или чуть более позд­ним вре­ме­нем.


Bibl.: D. 510; Heydemann, p. 75; Hauser NAR, p. 13, n. 9; Winter, 50 BerlWPrgr, p. 97; EA, 372; Am. 163; Rizzo, Thiasos, p. 47, n. 7; Richter JHS, XLV, 1925, p. 201.

Fot.: Alinari 29352, 29353; Brogi 9645.


ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

1 chimairophonos — уби­ваю­щая коз (греч.).

2 timpanistria — бью­щая в бубен, бубен­щи­ца (греч.).

3 тиаз, фиаз (thiasos, thiasus) — шест­вие, про­цес­сия (греч.). Тер­мин тра­ди­ци­он­но употреб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния спут­ни­ков (сви­ты, кор­те­жа) Дио­ни­са, реже — дру­гих богов.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1958 г. Текст описания: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1958, pp. 40—41, cat. no. 15, ill. 15.
© 2011 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: пентелийский мрамор рельеф менада танцующие плящущие менады танец кинжал нож тирс tympanistria бубен тимпан химерофон chimairophonos убивающая коз разрезанный козленок коза вакханалия тиаз фиаз Инв № 318
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА