Голова от статуи Веспасиана
Мрамор.
Рим, 70—80 гг.
Высота 45,72 см.
Инв. № 1850,0304.35.Лондон, Британский музей

Голова от статуи Веспасиана.

Мрамор.
Рим, 70—80 гг.
Высота 45,72 см.
Инв. № 1850,0304.35.

Лондон, Британский музей.

Карфаген.
Происхождение:
Най­де­на в Кар­фа­гене, Север­ная Афри­ка (совр. Тунис), во вре­мя рас­ко­пок сэра Тома­са Рида. При­об­ре­те­на у Джо­на Дабл­дея, 1850 г.

Описание:
Голо­ва от мра­мор­ной ста­туи импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на в нату­раль­ную вели­чи­ну, воз­мож­но, выре­зан­ная из порт­ре­та Неро­на. Нос отсут­ст­ву­ет.

Дати­ров­ка: 70—80 гг. (59—64 гг. — воз­мож­ный ори­ги­наль­ный порт­рет Неро­на тип «Тер­мы».

Голо­ва, воз­мож­но, была выре­за­на из порт­ре­та Неро­на после его смер­ти и про­кля­тия памя­ти (damnatio memoriae). На это ука­зы­ва­ют вид мра­мор­ной поверх­но­сти на зад­ней части шеи, где она выглядит так, слов­но была уда­ле­на зна­чи­тель­ная сек­ция волос, непро­пор­цио­наль­но боль­шие уши и несоот­вет­ст­вия в при­чес­ке.

Порт­рет импе­ра­то­ра: сол­дат и ост­ряк.

Этот нату­ра­ли­сти­че­ский порт­рет импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на (пра­вил в 69—79 гг.) изо­бра­жа­ет пок­ры­тое мор­щи­на­ми лицо это­го зака­лен­но­го в сра­же­ни­ях импе­ра­то­ра, а так­же необыч­ное «напря­жен­ное выра­же­ние», кото­рое, по сло­вам рим­ско­го авто­ра Све­то­ния, было у него все­гда. Утра­чен­ный нос — харак­тер­ный дефект для мно­гих антич­ных ста­туй, полу­чен­ный или при наме­рен­ном повреж­де­нии, или в резуль­та­те паде­ния с поста­мен­та.

Вес­па­си­ан родил­ся в рим­ском горо­де Реа­те, при­мер­но в 40 милях (65 км) к севе­ро-запа­ду от Рима в сабин­ских хол­мах. Вес­па­си­ан отли­чил­ся в воен­ных кам­па­ни­ях в Бри­та­нии и позд­нее стал дове­рен­ным помощ­ни­ком импе­ра­то­ра Неро­на. Вме­сте с одним из сво­их сыно­вей, Титом, в 75 г. Вес­па­си­ан поко­рил Иудею и отпразд­но­вал три­умф в Риме. Часть это­го собы­тия, осо­бен­но демон­стра­ция семи­свеч­ни­ка или Мено­ры из хра­ма в Иеру­са­ли­ме, изо­бра­же­на на релье­фе арки Тита в Риме. Добы­ча от заво­е­ва­ния Иудеи пошла на стро­и­тель­ство Коли­зея и дру­гих зна­ме­ни­тых зда­ний Рима.

Вес­па­си­ан был изве­стен сво­им ост­ро­уми­ем не мень­ше, чем воин­ски­ми доб­ле­стя­ми. Когда, пыта­ясь напол­нить каз­ну, Вес­па­си­ан под­нял налог на обще­ст­вен­ные туа­ле­ты, Тит посе­то­вал, что это не достой­но импе­ра­то­ра. Вес­па­си­ан, как гово­рят, взял горсть монет с ново­го нало­га и спро­сил: «Что, раз­ве они пах­нут ина­че?» Даже на ложе смер­ти осто­умие не поки­ну­ло Вес­па­си­а­на. Воз­мож­но, паро­ди­руя обо­жест­вле­ние импе­ра­то­ров, он про­из­нес: «О доро­гой, кажет­ся, я ста­нов­люсь богом».


Литература:
B. Levick, Vespasian (Routledge, 1999).
S. Walker, Roman art (London, 1991), pp. 27—28, fig. 28.
S. Walker, Greek and Roman portraits (London, The British Museum Press, 1995), pp. 13—14, fig. 7.
M. Bergmann and P. Zanker, “Damnatio Memoriae”: Umgearbeitete Nero- und Domitiansportraets. Zur Ikonographie der flavischen Kaiser und des Nerva, in: JDI 96 (1981), 317—412 [эта голо­ва: p. 344 no. 8 fig 20].
E. R. Varner, Mutilation and Transformation. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture (Leiden 2004).

Источники:
(cc) 2019 г. Фото, текст: The British Museum (CC BY-NC-SA 4.0).
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император веспасиан веспасиана imperator vespasianus династия флавиев флавии gens flavia flavii скульптура скульптурный sculptura римская римские голова мрамор инв № 1850 0304 35