Портрет Веспасиана
Мрамор. Ок. 79 г.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Портрет Веспасиана.

Мрамор. Ок. 79 г.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
Еще более выра­зи­тель­ным, срав­ни­тель­но с порт­ре­том Вес­па­си­а­на из Уффи­ци, явля­ет­ся образ Вес­па­си­а­на на порт­ре­те, выпол­нен­ном в кон­це его прав­ле­ния, око­ло 79 года (Копен­га­ген, Нью-Карлс­берг­ская глип­то­те­ка). Порт­рет отли­ча­ет­ся боль­шей обоб­щен­но­стью и сво­бо­дой, чем пер­вый. Харак­тер­но раз­но­об­ра­зие худо­же­ст­вен­ных при­е­мов испол­не­ния. В пер­вом порт­ре­те Вес­па­си­а­на (Уффи­ци) скульп­тур­ная мас­са моде­ли­ро­ва­на с иск­лю­чи­тель­ной мяг­ко­стью, пере­хо­ды из одной плос­ко­сти в дру­гую — плав­ные. В копен­га­ген­ском же порт­ре­те Вес­па­си­а­на введен эле­мент гра­фич­но­сти: пла­стич­ная и живо­пис­ная моде­ли­ров­ка соче­та­ет­ся с тон­ки­ми вре­зан­ны­ми лини­я­ми, пере­даю­щи­ми мор­щи­ны и воло­сы. С наро­чи­той тща­тель­но­стью пере­да­ны при­зна­ки ста­ро­сти: обост­рив­ши­е­ся чер­ты лица, глу­бо­кие мор­щи­ны, набух­шие веки. Но опти­ми­сти­че­ское вос­при­я­тие жиз­ни оста­лось: взгляд сох­ра­ня­ет ост­ро­ту и насмеш­ли­вый блеск, а линия рта — пря­миз­ну и твер­дость. Ста­рик с таким лицом мог, уми­рая, шутить: «Увы, я, кажет­ся, ста­нов­люсь богом» (Све­то­ний, Боже­ст­вен­ный Вес­па­си­ан, 23).

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 41—42, илл. 62.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император веспасиан веспасиана imperator vespasianus портрет портреты портретный портретная римский голова династия флавиев флавии gens flavia flavii мрамор мужской портрет голова римский император веспасиан флавий флавии династия флавиев