Бюст Тиберия
Мрамор.
Копия I в. н. э. с оригинала 20—12 гг. до н. э.
Высота 47 см.
Инв. № 1445.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

Бюст Тиберия.

Мрамор.
Копия I в. н. э. с оригинала 20—12 гг. до н. э.
Высота 47 см.
Инв. № 1445.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Куп­лен в 1896 г. в Егип­те. Веро­ят­но, най­ден в Фаю­ме.

Описание:
45. Илл. LXXVI—LXXVII.

Тибе­рий. Мра­мор­ный бюст. Инв. № 1445. При­об­ре­тен в 1896 г. в Егип­те. Соглас­но пред­став­лен­ным сведе­ни­ям, был най­ден в Фаю­ме вме­сте с №№ 32, 34. Высота 47 см. Белый мра­мор. Несколь­ко ржа­во-бурых пятен на груди, ниж­ний пра­вый угол кото­рой отбит; в осталь­ном бюст в очень хоро­шей сохран­но­сти, за иск­лю­че­ни­ем квад­рат­ной дыры в затыл­ке, кото­рая была про­де­ла­на через неко­то­рое вре­мя после изготов­ле­ния бюста.

Этот бюст — пре­вос­ход­ный порт­рет Тибе­рия, наи­луч­ший из извест­ных порт­ре­тов это­го типа, кото­рый сох­ра­нил­ся в девя­ти экзем­пля­рах (Röm. Mitt. 50, 1935, p. 309. Acta Arch. 25, 1954, p. 297. Polacco, Il Volto di Tiberio p. 117). Здесь пасы­нок импе­ра­то­ра изо­бра­жен моло­же, чем он был в момент при­хо­да к вла­сти в 14 г. н. э., и неко­то­рые обсто­я­тель­ства, по-види­мо­му, ука­зы­ва­ют, что речь идет о порт­ре­те, создан­ном в 4 г. н. э., когда Тибе­рий был усы­нов­лен и таким обра­зом стал наслед­ни­ком Авгу­ста. Ему уже шел пятый деся­ток, что, по-види­мо­му, соот­вет­ст­ву­ет чер­там лица, если учи­ты­вать склон­ность к иде­а­ли­за­ции, харак­тер­ную для сти­ля этой эпо­хи. Кро­ме того, наш бюст был най­ден вме­сте с Авгу­стом и Ливи­ей, и так же обсто­ит дело с реп­ли­кой из Трои (Blümel, Röm. Bildn. Berlin R 13, 14, 26). с. 83 Тот же самый порт­рет Тибе­рия послу­жил моде­лью для полу­вар­вар­ско­го порт­ре­та из Кире­ны, кото­рый на осно­ва­нии посвя­ти­тель­ной над­пи­си дати­ру­ет­ся послед­ним деся­ти­ле­ти­ем прав­ле­ния Авгу­ста (4—14 гг. до н. э.) (Polacco, Il Volto di Tiberio p. 49, pl. 5-6. Arch. Class. 12, 1960, p. 71. Rosenbaum, Cyrenaican Portrait Sculpture No. 17), и этот тип так­же обна­ру­жи­ва­ет­ся на пер­вых монет­ных изо­бра­же­ни­ях Тибе­рия в 10 г. н. э. (Polacco pl. 1, 1).

Cat. 623. Billedtavler L. R. West, Röm. Porträt-Plastik I, p. 130, pl. 32, 135. Frederik Poulsen, Privatporträts und Prinzenbildnisse p. 20, pl. 23. Medd. N. C. G. 2, 1945, p. 9. Polacco, Volto di Tiberio p. 118. Gnomon 31, 1959 p. 523. Vagn Poulsen, Claudische Prinzen p. 29.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne.
Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 82—83, cat. no. 45.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император тиберий i тиберия imperator tiberius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная римский бюст мужской мужская мужчины мужчина мрамор фаюм из фаюма тип копенгаген 623 инв № 1445