Ливия
Мрамор. Копия 4 г. н. э. с оригинала 27—23 гг. до н. э.
Высота 34 см.
Инв. № 1444.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

Ливия.

Мрамор. Копия 4 г. н. э. с оригинала 27—23 гг. до н. э.
Высота 34 см.
Инв. № 1444.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Куп­лен в 1896 г. в Егип­те. Веро­ят­но, най­ден в Фаю­ме.

Описание:
34. Илл. LII—LIV.

Ливия. Мра­мор­ный бюст. Инв. № 1444. Куп­лен в 1896 г. в Егип­те. Ука­зы­ва­ет­ся как обна­ру­жен­ный в Фаю­ме с бюста­ми 32 и 45.

Высота — 0,34 м. Белый мра­мор. Грудь наис­кось раз­би­та, часть при­чес­ки отсут­ст­ву­ет.

Любо­пыт­ная при­чес­ка с чем-то вро­де пуч­ка волос впе­ре­ди (nodus) име­ет­ся на монет­ных изо­бра­же­ни­ях Окта­вии, сест­ры Авгу­ста в пери­од, сле­дую­щий сра­зу после ее бра­ка с Анто­ни­ем в 40 г. или 39 г. до н. э. Эта при­чес­ка все еще исполь­зо­ва­лась поко­ле­ни­ем позд­нее, если судить по «Нау­ке люб­ви» (III, 139) Овидия, кото­рый реко­мен­ду­ет ее девуш­кам с круг­лым лицом. Нам извест­но мно­же­ство порт­ре­тов дамы, изо­бра­жен­ной на бюсте из Фаю­ма, повто­ре­ний или вари­а­ций того же типа, как и копий с дру­гих моде­лей. Мы попы­та­ем­ся дать общий обзор этим мате­ри­а­лам, все же огра­ни­чи­ва­ясь порт­ре­та­ми, на кото­рых изо­бра­же­на при­чес­ка с nodus. Основ­ные типы ука­за­ны ниже в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке.

A.

1) Преж­де нахо­дил­ся в Риме, кол­лек­ция фон Бер­ге­на. Die Antike 14, 1938, илл. 28—29.

с. 66 2) Кар­фа­ген, Музей Лави­же­ри. Delattre, Musée Lavigerie II с. 28, илл. 6. Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 19.

Соб­ст­вен­но гово­ря, эти две голо­вы не явля­ют­ся реп­ли­ка­ми, но тем не менее, очень близ­ки.

B.

1) Париж, Лувр. Голо­ва из базаль­та. Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 18. Encyclopédie photographique de l’art III, 29, 276. Charbonneaux, L’art au siècle d’Auguste илл. 68. Mon. Piot 51, 1960, с. 54, 65.

2) Рим, вил­ла Аль­ба­ни. Голо­ва из базаль­та. Einzelaufnahmen 4311—4312.

3) Бонн, Уни­вер­си­тет­ский музей искусств. Голо­ва из мра­мо­ра еги­пет­ско­го про­ис­хож­де­ния. Graindor, Bustes et statues-portraits de l’Egypte romaine № 4, илл. 4.

4) Гла­нум. H. Rolland, Fouilles de Glanum 1947—1956, илл. 14.

5) Боло­нья, Город­ской музей. Фраг­мен­тар­ная голо­ва, най­ден­ная в Боло­нье. Röm. Mitt. 65, 1958, с. 77 («Окта­вия»).

6) Ком­пьен. Espérandieu, Recueil V, 3911.

Мы рас­смат­ри­ва­ем как моди­фи­ка­ции типа B:

7) Самос. Festschrift Rumpf, илл. 21, 2—3.

8) Мар­ма­рис (Кари). B. S. A. 52, 1957, илл. 16a.

9) Рим, музей Терм. Пре­не­сте. Felletti Maj, Ritratti No. 81. Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 21.

C.

1) Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская Глип­то­те­ка. Cat. No. 615, из Фаю­ма.

2) Лон­дон, Бри­тан­ский музей. Smith, Cat. III, No. 1990.

3) Пеза­ро, музей Оли­ве­ри­а­но. No. 3820. Studia Oliveriana 4—5, 1956—1957, с. 163, илл. 4—9. Я бла­го­да­рю про­фес­со­ра Тоби­а­са Дома за то, что он любез­но пре­до­ста­вил мне сведе­ния о суще­ст­во­ва­нии это­го порт­ре­та.

4) Рим, Вати­кан. Музей Кья­ра­мон­ти. Amelung, Vat. Kat. I, с. 67 с. 459, № 224, илл. 47. Эта голо­ва в очень пло­хой сохран­но­сти, веро­ят­но, явля­ет­ся реп­ли­кой. Этот тип часто исполь­зо­вал­ся в ста­ту­ях, где она изо­бра­же­на с пок­ры­той голо­вой и в несколь­ких слу­ча­ях в порт­ре­тах с вен­ком:

5) Рим, Вати­кан. Зал бюстов. Из Отри­ко­ли. Amelung, Vat. Kat. II, с. 538, № 352, илл. 70.

6) Париж, Лувр. «Цере­ра Бор­ге­зе». Die Antike 14, 1938, с. 265.

7) Пест. Am. Journ. Arch. 61, 1957, илл. 109, рис. 18. Fasti 11, 1958, илл. 38, 101.

8) Рим, Латран. Giuliano, Cat. Ritr. No. 20, илл. 13. R. West, Rom. Porträt-Plastik I, илл. 31, 129.

9) Мад­рид, Архео­ло­ги­че­ский музей. Ста­туя Изоби­лия (Abundantia) про­ис­хо­дит из Цер­ро-дель-Минил­лар (Кор­ду­ба), древ­няя Ипо­ну­ба. Garcia y Bellido, Esc. Rom. No. 171, илл. 129.

В обо­их слу­ча­ях на сле­дую­щих порт­ре­тах (10—11), дей­ст­ви­тель­но, пок­ры­ва­ло не сох­ра­ни­лось, но исхо­дя из вида голов, мож­но пред­по­ло­жить, что оно суще­ст­во­ва­ло, это же может отно­сить­ся и к порт­ре­ту 12).

10) Тар­ра­го­на. Frederik Poulsen, Musées Espagnols, с. 52, No. 7. Garcia y Bellido, Esc. Rom. No. 33, илл. 29.

11) Леп­тис Маг­на. Колос­саль­ная акро­ли­ти­че­ская голо­ва. Africa Italiana 8, 1940, с. 52 сл.

12) Окс­форд, музей Эшмо­ла. Фраг­мен­тар­ная голо­ва боль­ше чело­ве­че­ско­го роста, элли­ни­сти­че­ская ста­туя жен­щи­ны, кол­лек­ция Арун­дель. Horn, Stehende weibl. Gewandstatuen, илл. 39, 2. Michaelis, Ancient Marbles с. 541, No. 4 (с совре­мен­ной голо­вой).

Неко­то­рое коли­че­ство порт­ре­тов сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как более воль­ные и гру­бые вари­ан­ты типа C:

13) Бут­ринт. Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 20.

14) Рим, Музей терм. Из Сан-Джо­ван­ни-Инка­ри­ко. Felletti Maj No. 88. Marella, «Окта­вия» (Mem. R. Acc. d’Italia, cl. sc. mor. st. 7, 3, 2, 1942) с. 60.

с. 68 15) Рим, Латран. Giuliano No. 19, илл. 12.

16) Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка. Cat. No. 616. Про­ис­хож­де­ние — Малая Азия.

17) Окс­форд, музей Эшмо­ла. Из Наро­ны в Дал­ма­ции. Report 1941, илл. 3. Summary Guide 1951, илл. 70.

18) Париж, Лувр. Малень­кий бюст из брон­зы из Нейи-ле-Реа­ле. Hekler, Bildniskunst, 207b. Encyclopédie photographique, 24, 120 B. Festschrift Rumpf, илл. 20, 3. Röm. Mitt. 62, 1955, с. 164.

D.

1) Мар­б­э­ри Холл. Einzelaufnahmen 3109—3111.

2) Рим, Музей терм. Felletti Maj No. 87.

3) Познань, ранее нахо­ди­лась в Бер­лине. Beschreibung Berlin 1891, № 434. Bernoulli, Röm. Ikon. II, 1, с. 104, № 12. Bienkowski, O popiersiach Cezarow Rzymskich илл. 1. Очень повреж­ден­ный и суще­ст­вен­но реста­ври­ро­ван­ный.

4) Ларисса. Arch. Anz. 1959, с. 104, рис. 22.

5) Бар­се­ло­на. Обна­ру­же­на в Ампу­ри­а­се. Am. Journ. Arch. 53, 1949, илл. 22 A. Garcia y Bellido, Esc. Rom. № 52, илл. 47. Оче­вид­но, лицо намно­го стар­ше осталь­ных.

6) Бал­ти­мор, Худо­же­ст­вен­ная гале­рея Уол­терс. Journ. 12, 1949, с. 66. Опре­де­лен­ные дета­ли при­чес­ки ука­зы­ва­ют, что эта при­ят­ная, но ред­кая голо­ва отно­сит­ся к этой кате­го­рии.

Основ­ной тип наи­бо­лее ярко пред­став­лен на двух каме­ях:

7) Гаа­га. Pietrangeli, Famiglia di Augusto с. 39. Bull. Beschav. 33, 1958, с. 33. Соот­вет­ст­ву­ю­щее стек­лян­ное изде­лие, ранее нахо­див­ше­е­ся в кол­лек­ции Кука (Smith and Hutton, The Wyndham Cook Coll. II № 296, илл. 14), явля­ет­ся совре­мен­ным. Фраг­мен­тар­ное изде­лие из Бри­тан­ско­го музея пред­став­ля­ет­ся более заслу­жи­ваю­щим дове­рия (Walter, Gems and Cameos 3813, илл. 39).

8) Париж, Нацио­наль­ная биб­лио­те­ка. Mon. Piot 45, 1951, илл. 10. Ука­зан в 1938 г. как про­пав­ший (Die Antike 14, 1938, с. с. 69 260, рис. 4). Задокс-Жит­та (Zadoks-Jitta) счи­та­ет этот обра­зец совре­мен­ной ими­та­ци­ей камеи из Гаа­ги (Bull. Beschav. 33, 1958, с. 34).

Наи­ме­но­ва­ние Ливии под­твер­жде­но эпи­гра­фи­че­ски для типов С11 и С18. К это­му добав­ля­ет­ся соот­вет­ст­вие несколь­ких монет­ных изо­бра­же­ний из Малой Азии во вре­мя прав­ле­ния Тибе­рия, ука­зан­ных как «Юлия Себаста»; насколь­ко мож­но судить, они ско­рее отно­сят­ся к типу D (Festschrift Rumpf, илл. 23). A2, B4, B7, C1, C5, C10, C11, C13, C18 были най­де­ны вме­сте с порт­ре­та­ми дру­гих чле­нов пер­во­го импе­ра­тор­ско­го дома. Боль­шое коли­че­ство порт­ре­тов с высо­кой веро­ят­но­стью ука­зы­ва­ет на то, что речь идет о пер­вой леди импе­рии. Окта­вия, сест­ра Авгу­ста, чье имя было пред­ло­же­но для мно­гих из порт­ре­тов, не зани­ма­ла ни зна­чи­тель­но­го, ни офи­ци­аль­но­го поло­же­ния. В част­но­сти, Окта­вия не име­ла свя­зи с Егип­том, куда ее супруг Анто­ний отпра­вил­ся лишь после того, как оста­вил ее (каса­ет­ся типа B, о кото­ром ранее ска­за­но у Фреде­ри­ка Поул­се­на, Rev. Et. Anc. 39, 1937, с. 386 и Лип­поль­да, Kopien u. Umbildungen, p. 144, Gött. gel. Anz. 200, 1938, с. 153, под име­нем Ливии). Так­же име­ет­ся свиде­тель­ство ста­туи из Песту­ма в Мад­риде, на кото­рой, несо­мнен­но, пред­став­ле­на та же дама, хотя и с дру­гой при­чес­кой (реп­ли­ка нахо­дит­ся в Вати­кане, Amelung I илл. 13, No. 77), сидя­щая, как и ста­туя Тибе­рия, и обна­ру­жен­ная в то же вре­мя (Einzelaufnahmen, 1765—1770); един­ст­вен­ная воз­мож­ная интер­пре­та­ция — мать импе­ра­то­ра. Ее про­филь выре­зан рядом с про­фи­лем ее сына на камее из Фло­рен­ции (Bernoulli, Röm. Ikon. II, 1, илл. 27, 8. Knoepfli, Der Onyx im Allerheiligenmuseum Schaffhausen, с. 25, илл. 3).

На изо­бра­же­ни­ях типа А Ливия все­гда моло­да; эти порт­ре­ты, веро­ят­но, пока­зы­ва­ют ее такой, какой она была в воз­расте два­дца­ти лет, неко­то­рое вре­мя спу­стя после того, как вышла замуж за юно­го Окта­вия в 38 г. до н. э. Если судить по двум экзем­пля­рам из еги­пет­ско­го кам­ня (и мра­мор­ной голо­ве, обна­ру­жен­ной в Егип­те), порт­ре­ты типа B не могут дати­ро­вать­ся ранее сра­же­ния при Акции 30 г. до н. э., кото­рое под­чи­ни­ло область Нила вла­сти Окта­вия. Мы пола­га­ем, что весь­ма мно­го­чис­лен­ный тип С дол­жен был воз­ник­нуть в свя­зи с эпо­хой, когда Окта­вий при­нял имя Авгу­ста, и укреп­ле­ни­ем монар­хии, кото­рое за этим после­до­ва­ло (27—23 гг. до н. э., см. выше с. 28). Тип D был создан позд­нее, но слож­но опре­де­лить коли­че­ство про­шед­ших лет. Уста­нов­ка офи­ци­аль­ных ста­туй в честь Ливии упо­ми­на­ет­ся Дио­ном Кас­си­ем (49, 38, 1 и 55, 2, 5) в 35 г. до н. э. (вме­сте с Окта­ви­ей) и в 9 г. до н. э. (по слу­чаю смер­ти Дру­за Стар­ше­го); они мог­ли соот­вет­ст­во­вать нашим типам А и D.

Интер­пре­та­ция наше­го порт­ре­та из Фаю­ма как Ливии — наи­бо­лее есте­ствен­ная, учи­ты­вая обсто­я­тель­ства наход­ки и по при­чине того, что Август, Ливия и Тибе­рий обра­зу­ют поли­ти­че­скую трой­ку в пери­од с усы­нов­ле­ния Тибе­рия в 4 г. н. э. и до смер­ти его мате­ри два­дца­тью пятью года­ми поз­же (ср. Mon. Ant. 38, 1939, с. 81 сл.). На самом деле нет ника­кой воз­мож­но­сти точ­но уста­но­вить, в какой момент в тече­ние это­го пери­о­да был изготов­лен дан­ный порт­рет. Стиль порт­ре­тов и тот факт, что най­ден­ный одно­вре­мен­но Тибе­рий отно­сит­ся к типу «наслед­ник», ука­зы­ва­ют, что порт­ре­ты были изготов­ле­ны до смер­ти Авгу­ста в 14 г. н. э. Если Ливия пред­став­ле­на моло­дой на порт­ре­те, когда ей было боль­ше шести­де­ся­ти лет, это не про­сто веж­ли­вость по отно­ше­нию к импе­ра­три­це: в этом отно­ше­нии любо­пыт­но, что нет ника­ких порт­ре­тов Авгу­ста в зре­лом воз­расте.

Хоро­шие порт­ре­ты Ливии, к чис­лу кото­рых при­над­ле­жит и наш, созда­ют стой­кое впе­чат­ле­ние пора­зи­тель­ной кра­соты этой жен­щи­ны боль­шой силы воли.

Кат. № 615. Billedtavler L. Steininger, Die weibl. Haartrachten im ersten Jahrh. с. 17. Frederik Poulsen, To romerske Kejserindeprofiler с. 13. Id. Greek and Roman Portraits in English Country Houses с. 53. Schweitzer, Antiken in ostpreussischem Privatbesitz с. 25. R. West, Röm. Porträt-Plastik I с. 108, илл. 27, 108. Meddelelser N. C. G. 2, 1945, с. 16. Acta Arch. 17, 1946, с. 10. Mon. Piot 45, 1951, с. 79. Bull. Beschav. 31, 1956, с. 14, рис. 12. Röm. Mitt. 64, 1957, с. 31. Giuliano, Ritr. Rom. Lat. с. 15. Studi Sarsinati 1957 (Studi Romagnoli V) с. 229.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne.
Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, с. 65—71, кат. № 34.
© 2010 г. Перевод с франц. С. Э. Таривердиевой.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 портрет портреты римский портрет мрамор портрет бюст римская императрица ливия друзилла юлия августа в образе салюс salus g132 женская прическа тип фаюм из фаюма инв № 1444