Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.

Мрамор. II в. н. э.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Описание:
В край­ней левой сцене релье­фа сов­ме­ще­на демон­стра­ция двух досто­инств покой­но­го: его воин­ской доб­ле­сти (virtus) и мило­сер­дия (clementia).

Тра­ди­ци­он­но о воин­ской доб­ле­сти при­зва­на гово­рить сце­на бит­вы, цен­траль­ным участ­ни­ком кото­рой явля­ет­ся покой­ный, одна­ко на ман­ту­ан­ском сар­ко­фа­ге она заме­не­на дву­мя фигу­ра­ми, сто­я­щи­ми за спи­ной вое­на­чаль­ни­ка: это Рим­ская Доб­лесть (Virtus Romana) в шле­ме, и дер­жа­щая ее за руку кры­ла­тая Вик­то­рия (Victoria).

Вое­на­чаль­ник сто­ит на воз­вы­ше­нии в парад­ном обла­че­нии: на нем кира­са, схва­чен­ная узлом Гер­ку­ле­са, и палуда­мен­тум. Перед ним скло­ни­лась в при­ни­жен­ных позах семья поко­рен­ных вар­ва­ров, кото­рая выра­жа­ет свое сми­ре­ние (submissio). На зад­нем плане вид­не­ет­ся сле­ду­ю­щий вар­вар из тол­пы захва­чен­ных в плен, судь­бу кото­ро­го пред­сто­ит решить вое­на­чаль­ни­ку. Ком­по­зи­ция пост­ро­е­на на кон­тра­сте меж­ду пря­мы­ми, уве­рен­ны­ми фигу­ра­ми рим­ских вои­нов и бес­по­мощ­ны­ми, согну­ты­ми в поклоне фигу­ра­ми плен­ни­ков.

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние мощ­ная фигу­ра гла­вы семей­ства, кото­рый, не желая смот­реть на недав­не­го про­тив­ни­ка, отво­дит взгляд вниз. Его руки свя­за­ны за спи­ной. Если бы он рас­пря­мил­ся, то ока­зал­ся бы выше рим­ля­ни­на, сто­я­ще­го на воз­вы­ше­нии. Тем самым под­чер­ки­ва­ет­ся, что победа была одер­жа­на над силь­ным про­тив­ни­ком.

Супру­га вар­ва­ра молит вои­на о поща­де. Она смот­рит офи­це­ру в гла­за, про­тя­ги­вая пра­вую руку с откры­той ладо­нью, а левой под­тал­ки­ва­ет к нему сво­е­го ребен­ка. Малень­кий маль­чик в моль­бе каса­ет­ся возде­ты­ми руч­ка­ми туни­ки вое­на­чаль­ни­ка. Отсут­ст­вие ору­жия у вое­на­чаль­ни­ка и сто­я­ще­го за спи­на­ми вар­ва­ров сол­да­та гово­рит о том, что поща­да будет дана: так выра­жа­ет­ся снис­хож­де­ние к повер­жен­но­му вра­гу (clementia) — одна из тра­ди­ци­он­ных рим­ских доб­ро­де­те­лей.

Фри­гий­ская шап­ка на голо­ве вар­ва­ра и хитон, в кото­рый оде­та его супру­га, дают осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что собы­тия про­ис­хо­дят в Малой Азии. Спра­ва сце­ну замы­ка­ет фигу­ра сто­я­ще­го вои­на.


Литература:
1. Natalie Boymel Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art // American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—58.
2. Elaine P. Loeffler. A Famous Antique: A Roman Sarcophagus at the Los Angeles Museum // The Art Bulletin, Vol. 39, No. 1 (Mar., 1957), pp. 1—7.
3. M. B. Dowling. Clemency and cruelty in the Roman world. University of Michigan Press 2006. P. 266—267.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.

комм.

комм.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: биографический саркофаг мрамор доблесть милость к побежденным римский военачальник офицер кираса кюраса палудаментум варвары фригийская шапочка хитон Виктория Римская доблесть clementia submissio
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА