Посвятительный рельеф Арею и Афродите.

Мрамор. Ок. 420 г. до н. э.
Инв. № 126.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вес­т­но; посту­пил по заве­ща­нию Джо­ван­ни Гри­ма­ни, 1586 г.

Описание:
97. Посвя­ти­тель­ный рельеф Арею и Афро­ди­те.

Конец V в. до н. э.
Про­ис­хож­де­ние неиз­вес­т­но; заве­щан­ный дар Джо­ван­ни Гри­ма­ни, 1586 г.
Мра­мор, высо­та 52 см, дли­на 51 см.
Вене­ция, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 126.


На релье­фе квад­рат­ной фор­мы изоб­ра­же­на сце­на жерт­вен­но­го воз­ли­я­ния. На ней­траль­ном фоне, зано­во очи­щен­ном и отпо­ли­ро­ван­ном неиз­вес­т­ным рес­тав­ра­то­ром, сто­ят две фигу­ры, жен­щи­на и воору­жен­ный муж­чи­на, кото­рые совер­ша­ют жерт­вен­ное воз­ли­я­ние в при­сут­с­т­вии фигу­ры без­бо­ро­до­го муж­чи­ны, оде­то­го лишь в гима­тий, сто­я­ще­го в ниж­нем левом углу пли­ты. Умень­шен­ные раз­ме­ры пер­со­на­жа, кото­рый под­ни­ма­ет пра­вую руку в знак почте­ния, поз­во­ля­ют иден­ти­фи­ци­ро­вать его в каче­с­т­ве посвя­ти­те­ля. В сцене жерт­вен­но­го воз­ли­я­ния нахо­дит­ся жен­ская фигу­ра, изоб­ра­жен­ная в три чет­вер­ти и с голо­вой в про­филь, оде­тая в хитон и широ­кий гима­тий, пок­ры­ва­ю­щий голо­ву, кото­рый она отво­дит от лица левой рукой харак­тер­ным жес­том, поз­во­ля­ю­щим пред­по­ло­жить, что она явля­ет­ся супру­гой воору­жен­но­го муж­чи­ны. В пра­вой руке она дер­жит ойно­хою, из кото­рой льет­ся жид­кость в пате­ру, про­тя­ну­тую ей муж­чи­ной над неболь­шим алта­рем. Муж­чи­на обла­чен в туни­ку и плащ, он носит боро­ду, на голо­ве надет атти­че­ский шлем, на зем­ле сбо­ку виден круг­лый щит.

Недав­но Луи­джи Бес­ки пред­ло­жил вклю­чить рельеф, тра­ди­ци­он­но интер­пре­ти­ру­е­мый как посвя­ти­тель­ный рельеф Арею и Афро­ди­те, в типо­ло­гию геро­и­че­ско­го релье­фа на тему встре­чи героя и геро­и­ни — типо­ло­гия, очень рас­про­с­тра­нен­ная в Атти­ке.

Скульп­ту­ра, в обра­бо­т­ке дра­пи­ров­ки и пере­да­че лиц кото­рой еще чув­с­т­ву­ет­ся фиди­ев­ское вли­я­ние, дати­ру­ет­ся ок. 420 г. до н. э.; она была частью кол­лек­ции Джо­ван­ни Гри­ма­ни и пере­шла к Вене­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ке по заве­ща­нию в 1586 году, с кото­ро­го берет нача­ло зал Statuario Pubblico.

Биб­лио­гра­фия: G. Traversari, Sculture del V—IV secolo a. C. del Museo Archeologico di Venezia, Alfieri, Venezia 1973, pp. 32—33, n. 10; E. Mitropoulou, Attic Votive Reliefs of the 6th and 5th Centuries B. C., Pyli Editions, Athens 1977, p. 42, n. 61, fig. 97; E. Di Filippo Balestrazzi, Il rilievo di Ares ed Afrodite nel Museo Archeologico di Venezia, in Venezia e L’archeologia. Un importante capitolo nella storia del gusto dell’antico nella cultura artistica veneziana, a cura di I. Favaretto, G. Traversari (Rivista di Archeologia, Supplementi 7), Giorgio Bretschneider, Roma 1990, pp. 237—246; L. Beschi, Le sculture originali greche nello Statuario della Repubblica, in Lo Statuario Pubblico della Serenissima. Due secoli di collezionismo di antichità, 1596—1797, a cura di I. Favaretto, G. L. Ravagnan, Biblos, Cittadella (Padova) 1997, p. 93; A. Comella, I rilievi votivi greci di periodo arcaico e classico. Diffusione, ideologia, committenza, Edipuglia, Bari 2002, p. 224, n. 38; Museo Archeologico Nazionale di Venezia, a cura di I. Favaretto, M. De Paoli, M. C. Dossi, Electa, Milano 2004, p. 74, n. III, 1 (A. Bollato).

Lucia Franchi Viceré

Источники:
© 2008 г. Фото, текст: Settis S., Catoni M. L. La Forza del Bello. SKIRA, Ginevra-Milano, 2008, p. 352, cat. no. 97.
© 2012 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мраморный вотивный посвятительный рельеф посвященный Арею и Афродите Арей Арес Афродита аттический шлем с гребнем гребень плюмаж круглый щит патера алтарь жертвоприношение жертвенное возлияние гиматий широкий хитон плащ туника покрывало под покрывалом с покрытой головой посвятитель коллекция Джованни Гримани Инв № 126