Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Венеция, Национальный археологический музей.
97. Посвятительный рельеф Арею и Афродите.
Конец V в. до н. э.
Происхождение неизвестно; завещанный дар Джованни Гримани, 1586 г.
Мрамор, высота 52 см, длина 51 см.
Венеция, Национальный археологический музей, инв. № 126.
На рельефе квадратной формы изображена сцена жертвенного возлияния. На нейтральном фоне, заново очищенном и отполированном неизвестным реставратором, стоят две фигуры, женщина и вооруженный мужчина, которые совершают жертвенное возлияние в присутствии фигуры безбородого мужчины, одетого лишь в гиматий, стоящего в нижнем левом углу плиты. Уменьшенные размеры персонажа, который поднимает правую руку в знак почтения, позволяют идентифицировать его в качестве посвятителя. В сцене жертвенного возлияния находится женская фигура, изображенная в три четверти и с головой в профиль, одетая в хитон и широкий гиматий, покрывающий голову, который она отводит от лица левой рукой характерным жестом, позволяющим предположить, что она является супругой вооруженного мужчины. В правой руке она держит ойнохою, из которой льется жидкость в патеру, протянутую ей мужчиной над небольшим алтарем. Мужчина облачен в тунику и плащ, он носит бороду, на голове надет аттический шлем, на земле сбоку виден круглый щит.
Недавно Луиджи Бески предложил включить рельеф, традиционно интерпретируемый как посвятительный рельеф Арею и Афродите, в типологию героического рельефа на тему встречи героя и героини — типология, очень распространенная в Аттике.
Скульптура, в обработке драпировки и передаче лиц которой еще чувствуется фидиевское влияние, датируется ок. 420 г. до н. э.; она была частью коллекции Джованни Гримани и перешла к Венецианской республике по завещанию в 1586 году, с которого берет начало зал Statuario Pubblico.
Библиография: G. Traversari, Sculture del V—
© 2012 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.