Кольцо, украшенное камеей с изображением сатира и нимфы.

Золото, сердолик, оникс. Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Вес 10,08 г, гнездо под камею 3,25 × 2,27 см.
Инв. № Misc. 7066 = FG 11067.

Берлин, Государственные музеи, Старый музей.

Происхождение:
Най­де­но в Пете­шье (совр. Тура­ния), к севе­ру от Рима, в 1875 г. При­об­ре­тен в 1876 г.

Описание:

50. Два коль­ца из кла­да Пете­шьи.

Позд­ний элли­низм — рим­ское вре­мя, ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Най­де­ны в Пете­шье (Petescia), совр. Тура­ния, в севе­ру от Рима, в 1875 г.
Инв. №№ Misc. 7051 и Misc. 7066 = FG 11067. При­об­ре­те­ны при посред­ни­че­стве Хель­би­га в Риме в 1876 г.
Сек­ция 8. 15, 15 и 13.

Клад из Пете­шьи, най­ден­ный в деревне в умбрий­ско-сабин­ских горах, был важ­ней­шим при­об­ре­те­ни­ем XIX в. для юве­лир­ной кол­лек­ции Бер­лин­ско­го анти­ква­ри­ума. В реест­ре поступ­ле­ния за май 1876 г. пере­чис­ле­но 38 пред­ме­тов (инв. №№ Misc. 7041—7078). Шесть пар­ных брас­ле­тов, два отдель­ных брас­ле­та и пара тор­ков — все эти 16 золотых пред­ме­тов, весив­шие более 3 кг, в 1946/1947 г. были укра­де­ны из зам­ка Цел­ле; рисун­ки, сде­лан­ные В. Хель­би­гом в Риме в мар­те 1876 г., хра­ня­щи­е­ся сего­дня в Немец­ком архео­ло­ги­че­ском инсти­ту­те в Риме, пере­да­ли худо­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние и фор­му этих колец точ­нее, чем дово­ен­ные фото­гра­фии (см. фор­за­цы этой кни­ги). Золо­той лав­ро­вый венок и 13 золотых колец с каме­я­ми, гем­ма­ми или гра­не­ны­ми кам­ня­ми — аква­ма­ри­на­ми, изу­мруда­ми, гра­на­та­ми и хри­зо­ли­та­ми — сох­ра­ни­лись, так же как золо­той пер­стень, сереб­ря­ный брас­лет, сереб­ря­ная голо­ва под­ло­кот­ни­ка (fulcrum), два фраг­мен­тар­ных сереб­ря­ных сосуда с остат­ка­ми укра­ше­ния с эрота­ми, сереб­ря­ная шка­тул­ка в фор­ме рако­ви­ны, сереб­ря­ная под­вес­ка в виде лягуш­ки, а так­же два неболь­ших пред­ме­та из янта­ря.

Мас­сив­ный золо­той пер­стень был отлит и затем обра­ботан (внеш­ний диа­метр, без голо­вы: 1,7 × 2,17 см; внут­рен­ний диа­метр: 1,3 × 1,6 см; гнездо: 1,55 × 1,24 см; вес: 14 г). Коль­цо, закруг­лен­ное сна­ру­жи, при­плюс­ну­тое внут­ри, рас­ши­ря­ет­ся к пле­чам; в плос­кий овал верх­ней части встав­лен отли­тый отдель­но и доволь­но рельеф­ный диск с бюстом Юпи­те­ра. Пол­но­стью обра­ботан­ная голо­ва пред­став­ле­на в три чет­вер­ти и соглас­но элли­ни­сти­че­ской тра­ди­ции име­ет длин­ные вол­ни­стые локо­ны, навис­шую бровь, глу­бо­ко поса­жен­ные гла­за и густую боро­ду; грудь зад­ра­пи­ро­ва­на. Наи­бо­лее близ­кие ана­ло­ги — позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ские перст­ни из Егип­та в золо­те и мра­мо­ре, укра­шен­ные бюста­ми Сера­пи­са.

Боль­шой пер­стень, укра­шен­ный сер­до­ли­ком и оник­сом — един­ст­вен­ный из 13 колец кла­да из Пете­шьи, доста­точ­но боль­шой для муж­ско­го паль­ца (внеш­ний диа­метр: 2,53 × 3,4 см, внут­рен­ний: 1,8 × 2,35 см, гнездо: 3,25 × 2,27 см, вес: 10,08 г). На оваль­ной камее в низ­ком релье­фе изо­бра­же­на груп­па из сати­ра и ним­фы, где крас­ный сер­до­лик кон­тра­сти­ру­ет с молоч­но-белым фоном. Моло­дой сатир с заост­рен­ны­ми уша­ми сидит анфас, с рас­став­лен­ны­ми нога­ми, на ска­ле, засте­лен­ной шку­рой живот­но­го, и тянет за край одеж­ды ним­фу, тан­цу­ю­щую перед ним. При этом он пока­зы­ва­ет зри­те­лю вос­хи­ти­тель­ный вид обна­жен­ной фигу­ры сза­ди под тон­чай­шей одеж­дой. Ним­фа вскиды­ва­ет пра­вую руку вверх, пово­ра­чи­ва­ет свою пре­крас­но уло­жен­ную голо­ву к парт­не­ру и опус­ка­ет левую руку к сво­ей одеж­де пря­мо над его эре­ги­ро­ван­ным чле­ном. Сатир поста­вил пра­вую ногу на тре­щот­ку, в то вре­мя, как левой, кажет­ся, отби­ва­ет ритм. Несмот­ря на дина­мич­ность, груп­па с.85 пол­но­стью ори­ен­ти­ро­ва­на на зри­те­ля, эро­ти­че­ская игра направ­ле­на на вуай­е­ри­ста, а сами акте­ры цели­ком пог­ло­ще­ны собой. — Камея, с ее удли­нен­ным кам­нем, ее груп­по­вой ком­по­зи­ци­ей, вос­хо­дя­щей к элли­ни­сти­че­ским скульп­тур­ным моде­лям, с ее совер­шен­ной и изящ­ной обра­бот­кой, рав­но как и ее мас­сив­ное коль­цо поз­во­ля­ют дати­ро­вать пер­стень при­бли­зи­тель­но середи­ной I в. до н. э.

Это коль­цо, самое круп­ное после коль­ца с каме­ей Меду­зы, отно­сит­ся к самым ран­ним пред­ме­там кла­да из Пете­шьи; оже­ре­лья и брас­ле­ты, основ­ная часть перст­ней (вклю­чая камею из сер­до­ли­ка с порт­ре­том импе­ра­три­цы Ливии), золо­той венок и сереб­ря­ные сосуды были созда­ны в авгу­стов­ский или ран­не­ти­бе­ри­ев­ский пери­од.

Одна толь­ко огром­ная сто­и­мость чисто­го золота, кото­рое исполь­зо­ва­лось для (утра­чен­ных) оже­ре­лий и брас­ле­тов, дра­го­цен­ные кам­ни осо­бой чистоты, а так­же пер­во­класс­ное мастер­ство, с кото­рым они были созда­ны, ука­зы­ва­ет на импер­ско­го заказ­чи­ка, хотя каче­ство сереб­ря­ных пред­ме­тов и не тако­го высо­ко­го уров­ня.

Пуб­ли­ка­ции: Greifenhagen I 77 ff., pl. 58,7+9, pl. 59,6 и 59,4, цвет­ная илл. VII, 3; Antikenmuseum 1988, 355, Case 24,1b, №№ 16 и 23; L. Pirzio Biroli Stefanelli, L’oro dei Romani (1992) 23, figs. 11-13, 231, №№ 10 и 12; T. Springer, “Ein Hort von Dona Militaria”, in: Acta Praeh. et Arch. 25, 1993, 265 ff.; G. Platz-Horster, in: Archäologischer Kalender 1998, Verlag Philipp von Zabern Mainz, 25. Mai — 7. Juni 1998; G. Alvino, “Turania”, in: с.87 La Valle del Turano sulle tracce dell’antico (Rieti 1999) 19 f., илл. 3 и 7.

О наход­ке в целом и обсто­я­тель­ствах, свя­зан­ных с ее при­об­ре­те­ни­ем, см.: G. Platz-Horster, “Der Schatzfund von Petescia”, in: Prospettiva, In memoria di Mauro Cristofani, ed. B. Adembri (Rome, in press).

О коль­це Юпи­те­ра ср.: E. Vernier, Cat. Général des Ant. Égyptiennes du Musée du Caire. Bijoux et Orfèvreries vols. I—II (1907-09) 105, No. 52296, pl. 26 (золо­тое коль­цо). Götter und Pharaonen, Exhibition Essen 1978, No. 153 (вотив­ное коль­цо из мра­мо­ра). B. Nardelli, I cammei del Museo Archeologico Nazionale di Venezia (Roma 1999) 31, No. 3 (хал­цедо­но­вая камея): нач. I в. н. э., см. так­же обзор G. Platz-Horster, in: Gnomon 74, 2002, 58 f.

О коль­це с сати­ром и ним­фой см: O. M. Dalton, Cat. of the Engraved Gems of the Post-Classical Periods, British Museum London (1915) 21, pl. VII, 133. В 1815 г. была при­об­ре­те­на камея из оник­са, изготов­лен­ная, как сооб­ща­ет­ся, в XVI в. и под­пи­сан­ная CΟCΤΡΑΤ, то есть «Sostratos»; дол­жен был суще­ст­во­вать антич­ный обра­зец, сов­па­даю­щий ком­по­зи­ци­он­но с най­ден­ным в Пете­шье в 1875 г.


Источники:
© 2002 г. Фото, текст: Platz-Horster G. Ancient gold jewellery: Altes Museum. A selection from the permanent exhibition. Philipp von Zabern, Mainz, 2002, с. 84—87, кат. № 50.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сердолик оникс камея камеи золото золотые ювелирные украшения золотое ювелирное украшение кольцо перстень менада менады сатир сатиры нимфа нимфы эротика эротическая сцена Инв № Misc 7066 FG 11067
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА