Найдено в Петешье (совр. Турания), к северу от Рима, в 1875 г. Приобретен в 1876 г.
50. Два кольца из клада Петешьи.
Поздний эллинизм — римское время, ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Найдены в Петешье (Petescia), совр. Турания, в северу от Рима, в 1875 г.
Инв. №№ Misc. 7051 и Misc. 7066 = FG 11067. Приобретены при посредничестве Хельбига в Риме в 1876 г.
Секция 8. 15, 15 и 13.
Клад из Петешьи, найденный в деревне в умбрийско-сабинских горах, был важнейшим приобретением XIX в. для ювелирной коллекции Берлинского антиквариума. В реестре поступления за май 1876 г. перечислено 38 предметов (инв. №№ Misc. 7041—7078). Шесть парных браслетов, два отдельных браслета и пара торков — все эти 16 золотых предметов, весившие более 3 кг, в 1946/1947 г. были украдены из замка Целле; рисунки, сделанные В. Хельбигом в Риме в марте 1876 г., хранящиеся сегодня в Немецком археологическом институте в Риме, передали художественное оформление и форму этих колец точнее, чем довоенные фотографии (см. форзацы этой книги). Золотой лавровый венок и 13 золотых колец с камеями, геммами или гранеными камнями — аквамаринами, изумрудами, гранатами и хризолитами — сохранились, так же как золотой перстень, серебряный браслет, серебряная голова подлокотника (fulcrum), два фрагментарных серебряных сосуда с остатками украшения с эротами, серебряная шкатулка в форме раковины, серебряная подвеска в виде лягушки, а также два небольших предмета из янтаря.
Массивный золотой перстень был отлит и затем обработан (внешний диаметр, без головы: 1,7 × 2,17 см; внутренний диаметр: 1,3 × 1,6 см; гнездо: 1,55 × 1,24 см; вес: 14 г). Кольцо, закругленное снаружи, приплюснутое внутри, расширяется к плечам; в плоский овал верхней части вставлен отлитый отдельно и довольно рельефный диск с бюстом Юпитера. Полностью обработанная голова представлена в три четверти и согласно эллинистической традиции имеет длинные волнистые локоны, нависшую бровь, глубоко посаженные глаза и густую бороду; грудь задрапирована. Наиболее близкие аналоги — позднеэллинистические перстни из Египта в золоте и мраморе, украшенные бюстами Сераписа.
Большой перстень, украшенный сердоликом и ониксом — единственный из 13 колец клада из Петешьи, достаточно большой для мужского пальца (внешний диаметр: 2,53 × 3,4 см, внутренний: 1,8 × 2,35 см, гнездо: 3,25 × 2,27 см, вес: 10,08 г). На овальной камее в низком рельефе изображена группа из сатира и нимфы, где красный сердолик контрастирует с молочно-белым фоном. Молодой сатир с заостренными ушами сидит анфас, с расставленными ногами, на скале, застеленной шкурой животного, и тянет за край одежды нимфу, танцующую перед ним. При этом он показывает зрителю восхитительный вид обнаженной фигуры сзади под тончайшей одеждой. Нимфа вскидывает правую руку вверх, поворачивает свою прекрасно уложенную голову к партнеру и опускает левую руку к своей одежде прямо над его эрегированным членом. Сатир поставил правую ногу на трещотку, в то время, как левой, кажется, отбивает ритм. Несмотря на динамичность, группа с. 85 полностью ориентирована на зрителя, эротическая игра направлена на вуайериста, а сами актеры целиком поглощены собой. — Камея, с ее удлиненным камнем, ее групповой композицией, восходящей к эллинистическим скульптурным моделям, с ее совершенной и изящной обработкой, равно как и ее массивное кольцо позволяют датировать перстень приблизительно серединой I в. до н. э.
Это кольцо, самое крупное после кольца с камеей Медузы, относится к самым ранним предметам клада из Петешьи; ожерелья и браслеты, основная часть перстней (включая камею из сердолика с портретом императрицы Ливии), золотой венок и серебряные сосуды были созданы в августовский или раннетибериевский период.
Одна только огромная стоимость чистого золота, которое использовалось для (утраченных) ожерелий и браслетов, драгоценные камни особой чистоты, а также первоклассное мастерство, с которым они были созданы, указывает на имперского заказчика, хотя качество серебряных предметов и не такого высокого уровня.
Публикации: Greifenhagen I 77 ff., pl. 58,7+9, pl. 59,6 и 59,4, цветная илл. VII, 3; Antikenmuseum 1988, 355, Case 24,1b, №№ 16 и 23; L. Pirzio Biroli Stefanelli, L’oro dei Romani (1992) 23, figs. 11-13, 231, №№ 10 и 12; T. Springer, “Ein Hort von Dona Militaria”, in: Acta Praeh. et Arch. 25, 1993, 265 ff.; G. Platz-Horster, in: Archäologischer Kalender 1998, Verlag Philipp von Zabern Mainz, 25. Mai — 7. Juni 1998; G. Alvino, “Turania”, in: с. 87 La Valle del Turano sulle tracce dell’antico (Rieti 1999) 19 f., илл. 3 и 7.
О находке в целом и обстоятельствах, связанных с ее приобретением, см.: G. Platz-Horster, “Der Schatzfund von Petescia”, in: Prospettiva, In memoria di Mauro Cristofani, ed. B. Adembri (Rome, in press).
О кольце Юпитера ср.: E. Vernier, Cat. Général des Ant. Égyptiennes du Musée du Caire. Bijoux et Orfèvreries vols. I—II (1907-09) 105, No. 52296, pl. 26 (золотое кольцо). Götter und Pharaonen, Exhibition Essen 1978, No. 153 (вотивное кольцо из мрамора). B. Nardelli, I cammei del Museo Archeologico Nazionale di Venezia (Roma 1999) 31, No. 3 (халцедоновая камея): нач. I в. н. э., см. также обзор G. Platz-Horster, in: Gnomon 74, 2002, 58 f.
О кольце с сатиром и нимфой см: O. M. Dalton, Cat. of the Engraved Gems of the Post-Classical Periods, British Museum London (1915) 21, pl. VII, 133. В 1815 г. была приобретена камея из оникса, изготовленная, как сообщается, в XVI в. и подписанная COCTPAT, то есть «Sostratos»; должен был существовать античный образец, совпадающий композиционно с найденным в Петешье в 1875 г.