Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).

Мрамор. 177—180 гг. н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, пер­во­на­чаль­но рельеф являл­ся частью отдел­ки арки Мар­ка Авре­лия на Рим­ском фору­ме. В VI в. релье­фы арки были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ны церк­ви S. Martina на Фору­ме. В 1515 г. по рас­по­ря­же­нию папы Льва X релье­фы были пере­ме­ще­ны во двор palazzo dei Conservatori, а в 1572 г. были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ну лест­ни­цы это­го двор­ца, где и нахо­дят­ся поныне.

Описание:
Самым выра­зи­тель­ным и дра­ма­ти­че­ским при­ме­ром уни­что­же­ния изо­бра­же­ний Ком­мо­да слу­жат рельеф­ные пане­ли, про­слав­ля­ю­щие его отца, Мар­ка Авре­лия. Восемь из этих пане­лей в нача­ле IV в. были пере­ме­ще­ны на аттик арки Кон­стан­ти­на; три хра­ни­лись до нача­ла XVI в. в церк­ви Св. Мар­ти­на на Рим­ском фору­ме, а ныне выстав­ле­ны в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров. Две­на­дца­тая панель с порт­ре­том Мар­ка Авре­лия нахо­дит­ся во фраг­мен­ти­ро­ван­ном виде в глип­то­те­ке Копен­га­ге­на. Пред­по­ло­же­ние M. Cagiano de Azevedo о том, что все релье­фы пане­лей, пере­ме­щен­ных на арку Кон­стан­ти­на, пер­во­на­чаль­но про­слав­ля­ли Ком­мо­да, а не Мар­ка Авре­лия, пред­став­ля­ет­ся невер­ным, учи­ты­вая, что фигу­ра Ком­мо­да была пол­но­стью сби­та с одно­го из этих релье­фов, а имен­но, с пане­ли largitio.

Изо­бра­же­ния Ком­мо­да были пол­но­стью уда­ле­ны с пане­ли «Три­умф» в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, а так­же с пане­ли «Liberalitas» (largitio/congiarium) на атти­ке арки Кон­стан­ти­на.

На пане­ли с изо­бра­же­ни­ем три­ум­фа сох­ра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные следы пере­ра­бот­ки. На ней изо­бра­жен Марк Авре­лий в роли три­ум­фа­то­ра на колес­ни­це. Летя­щая Вик­то­рия воз­ла­га­ет на его голо­ву венок, а тру­бач напра­вил свой инстру­мент на арку, к кото­рой направ­ля­ет­ся про­цес­сия. На зад­нем плане изо­бра­жен храм, воз­мож­но, Fortuna Redux.

Осно­ва­ния двух колонн в пра­вой части фаса­да хра­ма отли­ча­ют­ся от тако­вых сле­ва; кро­ме того, сту­пе­ни в нару­ше­ние пра­вил выхо­дят за пре­де­лы фрон­таль­ной части зда­ния и про­для­ют­ся вдоль его пра­во­го флан­га. Следы рез­ца ниже сту­пе­ней и сле­ва от Мар­ка Авре­лия под­твер­жда­ют, что здесь нахо­ди­лась фигу­ра Ком­мо­да, кото­рая была сте­са­на. Гру­бая поверх­ность это­го места явно кон­тра­сти­ру­ет с тон­кой отдел­кой осталь­ных частей релье­фа, но эта раз­ни­ца неза­мет­на при раз­гляды­ва­нии пане­ли с ниж­ней точ­ки. Левая рука и боко­вая часть Мар­ка Авре­лия так­же были пере­ра­бота­ны и в резуль­та­те выглядят нере­а­ли­стич­но уко­ро­чен­ны­ми и изо­гну­ты­ми.

На три­ум­фе 176 г. в честь побед над мар­ко­ман­на­ми и ква­да­ми Ком­мод соп­ро­вож­дал сво­его отца в колес­ни­це в каче­стве сотри­ум­фа­то­ра. Сох­ра­ни­лись нумиз­ма­ти­че­ские под­твер­жде­ния это­го сов­мест­но­го три­ум­фа. Вся ниж­няя поло­ви­на вто­рой колон­ны спра­ва от ворот хра­ма (если счи­тать стоя спи­ной к воротам — перев.) была высе­че­на зано­во, и по ней мож­но судить о о высо­те отсут­ст­ву­ю­щей фигу­ры Ком­мо­да, пол­но­стью уда­лен­ной с релье­фа. Пер­во­на­чаль­но боги­ня Вик­то­рия про­сти­ра­ла левую руку с лав­ро­вым вен­ком над голо­вой Ком­мо­да; венок был сте­сан вме­сте с изо­бра­же­ни­ем Ком­мо­да, после чего ее рука нелов­ко повис­ла в пустом про­стран­стве сле­ва от Мар­ка, а на фоне край­ней пра­вой колон­ны оста­лись вид­ны лен­ты от сби­то­го вен­ка. Уда­ле­ние Ком­мо­да с этой пане­ли, кото­рая изна­чаль­но долж­на была про­слав­лять воен­ные дости­же­ния отца и сына, слу­жит ярким при­ме­ром abolitio memoriae. Все види­мые следы Ком­мо­да были в бук­валь­ном смыс­ле стер­ты с пане­ли, в резуль­та­те чего его воен­ная сла­ва и связь с отцом посмерт­но были пре­да­ны забве­нию.

Подоб­ным же обра­зом Ком­мод был уда­лен с релье­фа Liberalitas, кото­рый мож­но видеть на арке Кон­стан­ти­на, где Марк Авре­лий изо­бра­жен сидя­щим в куруль­ном крес­ле. Муж­ская фигу­ра в туни­ке, сто­я­щая перед импе­ра­то­ром, помо­га­ет ему в разда­че денег. Поза­ди сле­ва от импе­ра­то­ра вид­на фигу­ра в тоге. Еще две фигу­ры в тогах сто­ят за спи­ной импе­ра­то­ра. Импе­ра­тор и его окру­же­ние нахо­дят­ся на высо­кой плат­фор­ме; за ними вид­не­ет­ся колон­на­да хра­ма. Меж­ду колон­на­ми висят гир­лян­ды. На пере­д­нем плане релье­фа трое муж­чин, жен­щи­на и двое детей полу­ча­ют свои доли от импе­ра­то­ра.

Largitio (денеж­ная разда­ча), была про­из­веде­на в удво­ен­ном объ­е­ме сов­мест­но Мар­ком Авре­ли­ем и Ком­мо­дом в 177 г. вско­ре после их сов­мест­но­го три­ум­фа 176 г., и была заду­ма­на как зре­лищ­ное празд­но­ва­ние успеш­но­го завер­ше­ния гер­ман­ской кам­па­нии, пер­во­го кон­суль­ско­го сро­ка Ком­мо­да и воз­ло­же­ния на него три­бун­ской вла­сти. Этот рельеф, как и рельеф с три­ум­фом, несет явные следы пере­ра­бот­ки. Рядом с Мар­ком на плат­фор­ме вид­на нож­ка вто­ро­го куруль­но­го крес­ла в виде ког­ти­стой лапы и остат­ки ноги Ком­мо­да. Более того, зна­чи­тель­ная часть край­ней сле­ва (по левую руку от Мар­ка — перев.) фигу­ры в тоге была созда­на зано­во. Пра­вая и почти вся ниж­няя части фигу­ры выпол­не­ны очень низ­ким релье­фом. Левая рука непро­пор­цио­наль­но вели­ка, а пле­чи слиш­ком узки по отно­ше­нию к голо­ве. Дра­пи­ров­ка пере­де­лан­ных обла­стей отли­ча­ет­ся схе­ма­тич­но­стью рисун­ка и бед­но­стью отдел­ки по срав­не­нию с осталь­ны­ми обла­стя­ми пане­ли. Так­же под­верг­лась пере­дел­ке фигу­ра в тоге поза­ди и спра­ва от Мар­ка Авре­лия. Его дра­пи­ров­ка ниже колен выпол­не­на низ­ким релье­фом и отде­ла­на гру­бо. По этим пере­де­лан­ным обла­стям мож­но с доста­точ­ной точ­но­стью опре­де­лить ори­ги­наль­ное поло­же­ние фигу­ры Ком­мо­да. Отмет­ки, остав­лен­ные малым доло­том меж­ду нога­ми левой фигу­ры на плат­фор­ме, слу­жат допол­ни­тель­ным свиде­тель­ст­вом сте­сы­ва­ния Ком­мо­да с релье­фа. Как и в слу­чае с три­ум­фаль­ным релье­фом, остат­ки ноги Ком­мо­да и куруль­но­го крес­ла, рав­но как и нелов­кие пере­хо­ды, полу­чив­ши­е­ся в резуль­та­те пере­дел­ки, не замет­ны, если смот­реть на рельеф сни­зу вверх. На этой пане­ли пол­ное уда­ле­ние Ком­мо­да так­же явля­ет­ся гра­фи­че­ским abolitio memoriae (уни­что­же­ни­ем памя­ти). В обе­их пане­лях визу­аль­ное отра­же­ние исто­ри­че­ских собы­тий было пол­но­стью пере­пи­са­но: сов­мест­ный три­умф был пре­вра­щен в инди­виду­аль­ный, уча­стие Ком­мо­да в денеж­ных разда­чах 177 г. было эффек­тив­но скры­то.



Суще­ст­ву­ют свиде­тель­ства того, что порт­ре­ты Ком­мо­да были стер­ты с импер­ских imagines, укра­шаю­щих воен­ные знач­ки на двух пане­лях атти­ка арки Кон­стан­ти­на. Imagines в релье­фах Lustratio и Submissio («clementia») были под­верг­ну­ты про­цеду­ре сте­сы­ва­ния лиц и, воз­мож­но, в ори­ги­наль­ном виде изо­бра­жа­ли Ком­мо­да как цеза­ря. В imago пане­ли Lustratio бюст Ком­мо­да одет в кюра­су и палуда­мен­тум. Бюст релье­фа Submissio сох­ра­нил­ся хуже, но, види­мо, так­же вклю­чал кюра­су и палуда­мен­тум. В обо­их слу­ча­ях чер­ты лица были пол­но­стью уни­что­же­ны, что осо­бен­но явно про­яв­ля­ет­ся при срав­не­нии этих бюстов с теми, у кото­рых лица сох­ра­ни­лись. Деструк­ция обра­зов Ком­мо­да харак­те­ри­зу­ет тща­тель­ность, с кото­рой уни­что­жа­лись все визу­аль­ные следы про­кля­то­го импе­ра­то­ра.

Eric R. Varner

Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2004 г. Текст описания: MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. By Eric R. Varner BRILL / LEIDEN — BOSTON 2004 С. 142—143.
© 2012 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор рельеф арка Марка Аврелия триумф римский император Марк Аврелий Коммод колесница Виктория Ника Нептун Минерва Рома богиня Рима трубач труба арка храм Fortuna Redux проклятие памяти damnatio memoriae abolitio memoriae
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА