Портрет Агриппы. Тип «Габии».
Белый мелкозернистый мрамор. 18—12 гг. до н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 002.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Портрет Агриппы. Тип «Габии».

Белый мелкозернистый мрамор. 18—12 гг. до н. э.
Общая высота 32 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 002.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

121. ПОРТРЕТ АГРИППЫ.

Тип «Габии»: 18—12 гг. до н. э.

Илл. 95.

Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 002.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Бле­стя­щий белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.
Най­де­на в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 32 см, высота голо­вы 24,5 см.
Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, I, 528-1; L. Curtius, 1933, с. 222, илл. 32-2, 33-2; V. Poulsen, 1946, с. 8; W. H. Gross, 1962, с. 110; M. Clavel, 1970, с. 467—468, рис. 48—50 с. 480—482; F. Johansen, 1971, с. 28—29, рис. 13; F. Salviat — D. Terrer, 1980, с. 64—66, рис.; L. Faedo, 1984, с. 138—139; J.-M. Roddaz, 1984, с. 401, 620—621, рис. 18—21; H. Hänlein-Schäfer, 1985, с. 54; K. de Kersauson, 1984, с. 54; J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, с. 46—51 и рис. 7 и 8 с. 16, рис. 34 с. 44, 36 с. 46, 39—41 с. 48; F. Hurlet, 1997, с. 462, рис. 37; Ch. Br. Rose, 1997, с. 126, 127, рис. 158 (Агрип­па); J.-Ch. Balty // RR, № 137 с. 194, рис. (Агрип­па); I. Romeo, 1998, с. 72—75, № R 9 с. 181 (Агрип­па, вари­ант типа Вибон-Вален­ция — Габии; конец прав­ле­ния Клав­дия); D. Cazes, 1999, с. 51—52 (Агрип­па); D. Boschung, 2002, № 13-2 с. 58, илл. 411.3 (Агрип­па, тип Габии).

Сохран­ность: отсут­ст­ву­ет толь­ко нос, кото­рый отбит; кро­ме того, щеки, область вокруг рта и края ушей име­ют ско­лы. Соеди­ни­тель­ная встав­ка повреж­де­на.

Опи­са­ние: изо­бра­же­ние стро­го фрон­таль­ное; лицо с реши­тель­ной и круп­ной ниж­ней челю­стью про­из­во­дит необы­чай­ное впе­чат­ле­ние силы. Верх­ние веки, тяже­лые и склад­ча­тые, слег­ка при­кры­ва­ют мин­дале­вид­ные глаз­ные ябло­ки. Лоб выглядит неспо­кой­ным: очень выпук­лый в про­филь, он пере­се­чен глу­бо­кой выра­зи­тель­ной мор­щи­ной.

В круп­ной ниж­ней части лица гос­под­ст­ву­ет доволь­но силь­но высту­паю­щий под­бо­ро­док: мяси­стая ниж­няя губа выда­ет­ся впе­ред. Что каса­ет­ся волос, то они корот­кие; в цен­траль­ной части лба рас­по­ло­же­но несколь­ко отдель­ных прядей, а по бокам мож­но пред­по­ло­жить зарож­даю­щу­ю­ся лыси­ну.

Работа пре­вос­ход­но­го каче­ства: лицо испол­не­но заме­ча­тель­но, с огром­ным вни­ма­ни­ем к плос­кост­ным пере­хо­дам, бла­го­да­ря кото­ро­му этот порт­рет дей­ст­ви­тель­но ожи­ва­ет.

Ком­мен­та­рий: Этот пре­крас­ный порт­рет, лег­ко опо­зна­ва­е­мый по моне­там, изо­бра­жа­ет Агрип­пу; он вер­но пере­да­ет чер­ты и типо­ло­гию одно­го из самых зна­ме­ни­тых рим­ских бюстов, с. 343 кото­рый про­ис­хо­дит из Габий и хра­нит­ся в Лув­ре344. Отли­чи­тель­ным при­зна­ком это­го типа слу­жит выде­лен­ная в цен­тре лба груп­па из четы­рех прядей, кото­рая остав­ля­ет сво­бод­ны­ми углы лба; две сред­них пряди этой груп­пы заче­са­ны впра­во, тогда как две дру­гие созда­ют по бокам направ­ля­ю­щие линии. Лицо тоже очень узна­ва­е­мо, осо­бен­но нави­саю­щие над­бров­ные дуги и фор­ма ниж­ней части лица с немно­го высту­паю­щей ниж­ней губой.

В насто­я­щее вре­мя иссле­до­ва­те­ли соглас­ны в том, что созда­ние типа «Габии» сле­ду­ет дати­ро­вать при­мер­но 18 г. до н. э., то есть, тем годом, когда, женив­шись на Юлии, доче­ри Авгу­ста (брак, уст­ро­ен­ный импе­ра­то­ром в 21 г. до н. э. и крас­но­ре­чи­во свиде­тель­ст­ву­ю­щий о дина­сти­че­ских целях, кото­рые он пре­сле­до­вал тогда, через четы­ре года после смер­ти Мар­цел­ла) и закон­чив вой­ну с кан­табра­ми, Агрип­па полу­чил иск­лю­чи­тель­ную власть: в июле ему были пре­до­став­ле­ны три­бун­ские пол­но­мо­чия и про­кон­суль­ский импе­рий на пять лет345. Эти пол­но­мо­чия сде­ла­ли Агрип­пу пер­вым насто­я­щим «соп­ра­ви­те­лем» прин­цеп­са, объ­еди­ня­ю­щим в сво­ем лице воен­ную власть и дина­сти­че­ские пер­спек­ти­вы; так был создан пре­цедент и внед­ре­на систе­ма, кото­рая послу­жи­ла осно­вой дина­сти­че­ской поли­ти­ки не толь­ко Авгу­ста, но и Тибе­рия; Ф. Юрле (F. Hurlet) вели­ко­леп­но про­ана­ли­зи­ро­вал состав­ля­ю­щие этой систе­мы «соправ­ле­ния» с юриди­че­ской, поли­ти­че­ской и воен­ной точек зре­ния346; Агрип­па, заняв место кол­ле­ги Авгу­ста, отпра­вил­ся тогда на Восток для про­дол­жи­тель­ной кам­па­нии.

Поэто­му тип «Габии», пред­став­ля­ю­щий еди­ный образ пер­во­го помощ­ни­ка, а теперь и зятя прин­цеп­са до его смер­ти в 12 г. до н. э., отра­жа­ет атмо­сфе­ру пер­вых лет прин­ци­па­та, и нали­чие его порт­ре­та сре­ди груп­пы ста­туй, явно имев­шей дина­сти­че­ское зна­че­ние, ясно дока­зы­ва­ет, что Агрип­па вошел в импе­ра­тор­скую семью в каче­стве «чле­на дина­стии»347; дей­ст­ви­тель­но, меж­ду 18 и 12 гг. до н. э. Юлия роди­ла пять детей, в том чис­ле трех сыно­вей: Гая и Луция Цеза­рей, буду­щих «прин­цеп­сов моло­де­жи», кото­рых Август усы­но­вил после рож­де­ния млад­ше­го, и Агрип­пу Посту­ма, появив­ше­го­ся на свет лишь после смер­ти отца в 12 г. до н. э.

Конеч­но, было бы очень заман­чи­во свя­зать посвя­ще­ние порт­ре­та в Безье с поезд­кой Агрип­пы в Гал­лию в 20—19 гг. до н. э.348 и дати­ро­вать реп­ли­ку тем же годом, когда был создан тип; одна­ко при­сут­ст­вие порт­ре­та его супру­ги Юлии и одно­го из их сыно­вей пред­по­ла­га­ет, как будет пока­за­но ниже, более позд­нюю дати­ров­ку.

ПРИМЕЧАНИЯ:

344Париж, Лувр, инв. № Ma 1208. K. de Kersauson, 1986, № 22 с. 54—55.

345D. Kienast, 1996, с. 72.

346F. Hurlet, 1997, passim; об Агрип­пе см. гл. I, с. 25—78: «La naissance de la co-régence: la carrière de Marcus Agrippa».

347Там же, с. 74.

348J.-M. Roddaz, 1984, с. 395.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 342—343, кат. № 121, илл. 95.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный γλυπτική sculptura рим ρώμη имперский портрет αυτοκρατορικό πορτρέτο марк випсаний агриппа g138 агриппы μάρκος βιψάνιος αγρίππας marcus vipsanius agrippa портрет портреты απεικόνιση римский портрет белый мелкозернистый мрамор мужской портрет портретная голова агриппы марк випсаний агриппа мужчина из безье g138 тип габии инв № 30 002