Мрамор. Конец II в.Неаполь, Церковь Санта-Кьяра Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
Между фигурами супругов маленький крылатый Эрот поднимает правую руку в прощальном жесте.
Вероятно, источником сюжета для данного рельефа послужила «Эпитома» псевдо-Аполлодора (E. IV 3. 30), где говорится о том, что «…когда его (Протесилая) обратно отвели в Аид, она (Лаодамия) покончила жизнь самоубийством". В оригинале не содержится прямого указания на способ самоубийства Лаодамии (ἑαυτὴν ἐφόνευσεν), однако использованный автором глагол φονεύω чаще применяется для обозначения кровавых способов убийства (резня, кровопролитие). Именно так представлял себе самоубийство Лаодамии античный автор рельефа, и именно такую коннотацию φονεύω выбрал известный британский ученый-религиовед Дж. Дж. Фрэзер, переведший «Библиотеку» Аполлодора на английский язык («…she stabbed herself to death» — «…она заколола себя»).
Oliverio G., Il sarcofago di Protesilao e Laodamia della chiesa di S. Chiara in Napoli (Cappella Sanfelice Bagnoli), in A. V. Sumbolae Litterariae in honorem Iulii de Petra, Napoli 1911. P. 303-319.
http://el.wikisource.org/wiki/%CE%92%CE%B9%CE%B2%CE%BB%CE%B9%CE%BF%CE%B8%CE%AE%CE%BA%CE%B7%CF%82_%CE%95%CF%80%CE%B9%CF%84%CE%BF%CE%BC%CE%AE#IV
Apollodorus The Library. Translated by J. G. Frazer.