Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии
Правая боковая панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.

Правая боковая панель.
Мрамор. Конец II в.

Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.

Описание:
На пра­вой боко­вой пане­ли сар­ко­фа­га пред­став­ле­но про­ща­ние Про­те­си­лая и Лаода­мии в при­сут­ст­вии Гер­ме­са-пси­хо­пом­па, про­вод­ни­ка душ умер­ших в под­зем­ное цар­ство. Фигу­ра Гер­ме­са (край­няя спра­ва) в кры­ла­тых сан­да­ли­ях и с каду­це­ем в руке иден­тич­на тако­вой на фрон­таль­ной пане­ли. В цен­тре ком­по­зи­ции нахо­дит­ся Про­те­си­лай, кото­рый обра­ща­ет­ся с послед­ни­ми сло­ва­ми к Лаода­мии. Лаода­мия сто­ит, скло­нив пок­ры­тую голо­ву; в пра­вой руке она дер­жит кин­жал, левой при­дер­жи­ва­ет гима­тий. В отли­чие от сце­ны встре­чи супру­гов, где она радост­но смот­рит в гла­за Про­те­си­лаю, здесь ее взгляд направ­лен в пустоту, это взгляд чело­ве­ка, уже при­няв­ше­го реше­ние про­стить­ся с жиз­нью: она пере­жи­ва­ет послед­ние мгно­ве­ния перед смер­тью.

Меж­ду фигу­ра­ми супру­гов малень­кий кры­ла­тый Эрот под­ни­ма­ет пра­вую руку в про­щаль­ном жесте.
Веро­ят­но, источ­ни­ком сюже­та для дан­но­го релье­фа послу­жи­ла «Эпи­то­ма» псев­до-Апол­ло­до­ра (E. IV 3. 30), где гово­рит­ся о том, что «…когда его (Про­те­си­лая) обрат­но отве­ли в Аид, она (Лаода­мия) покон­чи­ла жизнь само­убий­ст­вом". В ори­ги­на­ле не содер­жит­ся пря­мо­го ука­за­ния на спо­соб само­убий­ства Лаода­мии (ἑαυτὴν ἐφόνευσεν), одна­ко исполь­зо­ван­ный авто­ром гла­гол φονεύω чаще при­ме­ня­ет­ся для обо­зна­че­ния кро­ва­вых спо­со­бов убий­ства (рез­ня, кро­во­про­ли­тие). Имен­но так пред­став­лял себе само­убий­ство Лаода­мии антич­ный автор релье­фа, и имен­но такую кон­нота­цию φονεύω выбрал извест­ный бри­тан­ский уче­ный-рели­гио­вед Дж. Дж. Фрэ­зер, пере­вед­ший «Биб­лио­те­ку» Апол­ло­до­ра на англий­ский язык («…she stabbed herself to death» — «…она зако­ло­ла себя»).


Литература:
Giulio Minervini. Sarcofago con Protesilao e Laodamia in Napoli. Bullettino Archeologico Napoletano. N. XXII, 1844. P. 39-40; N. XXIII, 1844. P. 45-48; N. XLIII, 1845.

Oliverio G., Il sarcofago di Protesilao e Laodamia della chiesa di S. Chiara in Napoli (Cappella Sanfelice Bagnoli), in A. V. Sumbolae Litterariae in honorem Iulii de Petra, Napoli 1911. P. 303-319.

http://el.wikisource.org/wiki/%CE%92%CE%B9%CE%B2%CE%BB%CE%B9%CE%BF%CE%B8%CE%AE%CE%BA%CE%B7%CF%82_%CE%95%CF%80%CE%B9%CF%84%CE%BF%CE%BC%CE%AE#IV

Apollodorus The Library. Translated by J. G. Frazer.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальные греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana гермес гермеса hermes эрот эроты эрос эрота eros меркурий меркурия mercurius саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi саркофаг мрамор рельеф миф о протесилае и лаодамии протесилай лаодамия церковь санта кьяра капелла санфеличе амур гермес меркурий кадуцей кинжал хламида