Конная статуя Марка Нония Бальба
Мрамор. 2-я половина I в. до н. э. Голова работы XVIII в.Инв. № 6211.Неаполь, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Конная статуя Марка Нония Бальба.

Мрамор. 2-я половина I в. до н. э. Голова работы XVIII в.
Инв. № 6211.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Гер­ку­ла­нум, форум, 1748 г.

Описание:
Марк Ноний Бальб, сын Мар­ка Нония Баль­ба и Вици­рии, уро­же­нец Нуце­рии, граж­да­нин Гер­ку­ла­ну­ма. Сто­рон­ник Окта­ви­а­на, пре­тор, про­кон­сул про­вин­ции Крит и Кире­на­и­ка, народ­ный три­бун 32 г. до н. э.; патрон Гер­ку­ла­ну­ма, где он на свои сред­ства вос­ста­но­вил город­ские сте­ны и ворота, а так­же пост­ро­ил (или вос­ста­но­вил) бази­ли­ку, полу­чив­шую, судя по сох­ра­нив­шей­ся мра­мор­ной таб­лич­ке, дати­ру­е­мой 61 г. н. э., его имя (basilica Noniana). В Гер­ку­ла­ну­ме ему при­над­ле­жал обшир­ный дом (domus), кото­рый неза­дол­го до извер­же­ния Везу­вия был поде­лен на три части: дом с релье­фом Теле­фа, дом Гем­мы и дом Мар­ка Пилия При­ми­ге­на Гра­на­рия.

Марк Ноний Бальб умер, пред­по­ло­жи­тель­но, в кон­це I в. до н. э. По пред­ло­же­нию дуум­ви­ра Мар­ка Офил­лия Целе­ра декре­том мест­но­го сена­та посмерт­но он был удо­сто­ен иск­лю­чи­тель­ных поче­стей. На город­ском фору­ме и в теат­ре было постав­ле­но несколь­ко скульп­тур­ных изо­бра­же­ний его само­го и его близ­ких род­ст­вен­ни­ков: ста­туи Мар­ка Баль­ба-отца и сына в тогах, две кон­ные ста­туи, а так­же ста­туи мате­ри про­кон­су­ла, Вици­рии, его супру­ги, Вола­сен­нии, и трех его доче­рей. В мест­ном теат­ре за ним посмерт­но было остав­ле­но одно из сиде­ний, на кото­ром было выре­за­но его имя. На боль­шой тер­ра­се за город­ски­ми тер­ма­ми в его честь был воз­двиг­нут алтарь с над­пи­сью, на кото­ром было сожже­но его тело; тер­ра­ко­то­вая урна с пеп­лом была заму­ро­ва­на внут­ри алта­ря (поми­мо пеп­ла архео­ло­ги обна­ру­жи­ли в урне фалан­гу ука­за­тель­но­го паль­ца без сле­дов пла­ме­ни — наход­ка послу­жи­ла хоро­шей иллю­ст­ра­ци­ей к извест­но­му погре­баль­но­му обряду). За алта­рем на сред­ства воль­ноот­пу­щен­ни­ка Мар­ка Нония Волу­зи­а­на была уста­нов­ле­на ста­туя пат­ро­на в лори­ке.

В 1748 г. в ходе рас­ко­пок, про­во­ди­мых под пат­ро­на­жем Кар­ла VII Бур­бо­на, коро­ля Неа­по­ля и Сици­лии, на фору­ме Гер­ку­ла­ну­ма были извле­че­ны на свет ста­туя Мар­ка Нония Баль­ба-отца в тоге, а так­же две кон­ные ста­туи: одна, с над­пи­сью-посвя­ще­ни­ем пре­то­ру и про­кон­су­лу, — от жите­лей Гер­ку­ла­ну­ма, дру­гая — от жите­лей Нуце­рии. Дол­гое вре­мя счи­та­лось, что пер­вая кон­ная ста­туя явля­лась изо­бра­же­ни­ем Баль­ба-сына, пат­ро­на Гер­ку­ла­ну­ма, а вто­рая — Баль­ба-отца, одна­ко впо­след­ст­вии воз­об­ла­да­ла точ­ка зре­ния, что обе ста­туи пред­став­ля­ют Мар­ка Нония Баль­ба-млад­ше­го. Поверх­ность обе­их ста­туй пост­ра­да­ла от высо­кой тем­пе­ра­ту­ры лавы и под­верг­лась каль­ци­фи­ка­ции, ста­ла шеро­хо­ва­той и при­об­ре­ла жел­то­ва­тый отте­нок, в резуль­та­те чего утра­ти­ла «мра­мор­ный» вид.

Най­ден­ную скульп­ту­ру пере­вез­ли в королев­ский дво­рец в Пор­ти­чи, где кон­ные ста­туи были уста­нов­ле­ны в атри­уме вил­лы в остек­лен­ных пави­льо­нах. Реше­ни­ем коро­ля ста­туи оста­ва­лись недо­ступ­ны­ми для зна­то­ков антич­но­сти того вре­ме­ни. Пер­вым спе­ци­а­ли­стом, осмот­рев­шим и опи­сав­шим их, стал И. Вин­кель­ман (1762 г.); более ран­нее опи­са­ние А. Ф. Гори было осно­ва­но на рас­ска­зах оче­вид­цев.

Пред­став­лен­ная на сним­ке кон­ная ста­туя Мар­ка Нония Баль­ба была при­не­се­на в дар жите­ля­ми Нуце­рии, роди­ны всад­ни­ка. Ста­туя была извле­че­на из зем­ли без голо­вы и одной из рук. При после­дую­щих рас­коп­ках обна­ру­жить недо­стаю­щие части не уда­лось. Посколь­ку в те вре­ме­на счи­та­ли, что это ста­туя Баль­ба-отца, скуль­п­то­ром Канар­ди (Canardi) была изготов­ле­на и уста­нов­ле­на на фигу­ре всад­ни­ка порт­рет­ная копия голо­вы ста­туи Баль­ба-стар­ше­го в тоге из пер­во­го пор­ти­ка Гер­ку­ла­ну­ма. Этот же скуль­п­тор вос­ста­но­вил из фраг­мен­тов руку Баль­ба.


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная римский конная мраморная статуя конь лошадь всадник марк ноний бальб геркуланум доспехи гераклов узел геркулеса геракла перевязь сбруя удила мужская обувь calceus калцей кальцей калцеи кальцеи инв № 6211