Портрет Тиберия
Белый мрамор. Ок. 37 г. н. э.
Высота 57 см.
Инв. № MR 663 (Ma 1239).
Париж, Лувр.

Портрет Тиберия.

Белый мрамор. Ок. 37 г. н. э.
Высота 57 см.
Инв. № MR 663 (Ma 1239).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в Габи­ях воз­ле Рима в 1792 г. При­об­ре­тен в 1807 г. из кол­лек­ции Бор­ге­зе.

Описание:
19. Порт­рет Тибе­рия.

Ок. 37 г. н. э.
Обна­ру­жен в Габи­ях воз­ле Рима, 1792 г.
Белый мра­мор. Высота: 57 см.
При­об­ре­тен в 1807 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Бор­ге­зе (MA 1239 — инв. MR 663).
Рестав­ра­то­ры: Дж. Пье­ран­то­ни (G. Pierantoni), 1792 г., и Дж. Л. Бар­те (G.-L. Barthe), 2003 г.


Этот порт­рет, обна­ру­жен­ный при тех же обсто­я­тель­ствах, что и бюст Сеп­ти­мия Севе­ра (кат. № 9), воз­мож­но, про­ис­хо­дит из Авгу­стея на фору­ме (хра­ма, посвя­щен­но­го импе­ра­тор­ской семье).

В сво­ем ана­ли­зе порт­ре­тов Юли­ев-Клав­ди­ев, Д. Бошунг выде­ля­ет шесть раз­лич­ных прото­ти­пов изо­бра­же­ний Тибе­рия1. На этом порт­ре­те воло­сы заче­са­ны впе­ред с корот­кой чел­кой на лбу, состав­лен­ной из пря­мых и пра­виль­но лежа­щих локо­нов, кото­рые в цен­тре разде­ля­ют­ся на неболь­шую вил­ку. На левом и пра­вом кра­ях чел­ки пряди пере­кры­ва­ют друг дру­га подоб­но кле­щам. По это­му типу при­чес­ки порт­рет отно­сит­ся к кате­го­рии «Кья­ра­мон­ти»; этот тип, види­мо, суще­ст­во­вал уже во вре­ме­на Авгу­ста, но изготав­ли­вал­ся и в прав­ле­ние Тибе­рия и про­дол­жал исполь­зо­вать­ся после его смер­ти в посмерт­ных порт­ре­тах. Мас­сив­ный раз­мер голо­вы, иде­а­ли­зи­ро­ван­ные и отст­ра­нен­ные чер­ты лица, а так­же невы­ра­зи­тель­ные гла­за, — все это ука­зы­ва­ет на то, что порт­рет был изготов­лен после смер­ти Тибе­рия.

Сво­и­ми осо­бен­но­стя­ми эта голо­ва очень напо­ми­на­ет голо­ву Тибе­рия, обна­ру­жен­ную в теат­ре Чер­ве­те­ри (рим­ский город Цере). Та голо­ва име­ет такую же тре­уголь­ную фор­му лица, широ­ко рас­став­лен­ные круг­лые гла­за, орли­ный нос (несмот­ря на серь­ез­ные повреж­де­ния), малень­кий, тща­тель­но очер­чен­ный рот со слег­ка выдаю­щей­ся верх­ней губой и высту­паю­щим под­бо­род­ком. Она увен­чи­ва­ла колос­саль­ную сидя­чую ста­тую, напо­ми­наю­щую изо­бра­же­ния Юпи­те­ра Веро­спи; театр укра­ша­ли и дру­гие импе­ра­тор­ские порт­ре­ты, в том чис­ле изо­бра­же­ние Клав­дия в такой же позе2. Этот ста­ту­ар­ный прото­тип впер­вые был создан Фиди­ем для изо­бра­же­ния Зев­са в Олим­пии (437—432 или 432—428 гг. до н. э.); он широ­ко исполь­зо­вал­ся в каче­стве образ­ца при изо­бра­же­нии рим­ских импе­ра­то­ров — напри­мер, Авгу­ста на гем­ме Авгу­ста в Вене, или дру­гой ста­туи Клав­дия, обна­ру­жен­ной в Боль­шой Леп­те.

Вопрос о том, исполь­зо­ва­лась ли эта голо­ва в Габи­ях для изо­бра­же­ния импе­ра­то­ра в обра­зе Юпи­те­ра Веро­спи, все еще оста­ет­ся откры­тым. Рестав­ра­ция Пье­ран­то­ни уни­что­жи­ла все следы туло­ви­ща, на кото­ром нахо­ди­лась голо­ва, одна­ко очер­та­ния лен­то­чек, при­креп­лен­ных к вен­ку (leminisci), кото­рые, веро­ят­но, спа­да­ли на пле­чи, пока не были собра­ны на тор­се в резуль­та­те совре­мен­ной рестав­ра­ции, не иск­лю­ча­ют такую воз­мож­ность.

Вен­ком из дубо­вых листьев, изо­бра­жен­ным здесь, обыч­но награж­да­ли ob cives servatos — тех, кто спа­сал жизнь рим­ско­го граж­да­ни­на. Август, поло­жив­ший конец граж­дан­ской войне, заслу­жил его. Тибе­рий, кото­рый в юно­сти часто одер­жи­вал победы на полях сра­же­ний, так­же удо­сто­ил­ся этой поче­сти. Одна­ко дубо­вый венок из золота был и погре­баль­ным под­но­ше­ни­ем — такой венок нахо­дит­ся в Анти­ква­рии Мюн­хен­ской рези­ден­ции.

На раз­лич­ных меда­льо­нах Доми­ци­а­на, Адри­а­на и Анто­ни­на Пия на голо­ве Юпи­те­ра Победи­те­ля или Капи­то­лий­ско­го, изготов­лен­ном под вли­я­ни­ем ста­туи работы Фидия в Олим­пии, изо­бра­жен лав­ро­вый венок. С дру­гой сто­ро­ны, моне­ты из Элиды, дати­ру­е­мые при­бли­зи­тель­но 430 г. до н. э. пока­зы­ва­ют, что ста­туя работы Фидия в Олим­пии тоже укра­ше­на лав­ро­вым вен­ком. Одна­ко над­пись (CIL VIII 6982 в кол­лек­ции Лув­ра), про­ис­хо­дя­щая из Кон­стан­ти­ны (извест­ной рим­ля­нам как Цир­та), опи­сы­ва­ет ста­тую Юпи­те­ра Победи­те­ля, кото­рая сто­я­ла на город­ском Капи­то­лии, в вен­ке из два­дца­ти пяти дубо­вых листьев и пят­на­дца­ти желудей. Новое исполь­зо­ва­ние моде­ли Веро­спи, таким обра­зом, явля­ет­ся вели­ко­леп­ным при­ме­ром рим­ской эклек­ти­ки.

Дубо­вый венок — знак поче­сти, погре­баль­ный дар или атри­бут бога победы — нико­гда не встре­ча­ет­ся на при­жиз­нен­ных скульп­тур­ных или монет­ных порт­ре­тах Тибе­рия. После смер­ти Авгу­ста Тибе­рий обра­тил­ся к сена­ту с прось­бой обо­же­ст­вить сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка; по пра­ву усы­нов­ле­ния, Тибе­рий в таком слу­чае ока­зы­вал­ся divus filius (сыном бога), хотя сам нико­гда не был обо­жест­влен. Тем не менее, после смер­ти Тибе­рий полу­чил боже­ст­вен­ные поче­сти в рам­ках обще­го куль­та импе­ра­тор­ской семьи, кото­рый под­дер­жи­вал­ся в прав­ле­ние Кали­гу­лы и Клав­дия. Рас­про­стра­не­нию это­го куль­та спо­соб­ст­во­ва­ли неод­но­знач­ное тол­ко­ва­ние таких пред­ме­тов, как дубо­вый венок, а так­же рим­ская тра­ди­ция изо­бра­жать пра­ви­те­лей с атри­бу­та­ми богов без при­тя­за­ния на боже­ст­вен­ный ста­тус. А для оправ­да­ния подоб­ных изо­бра­же­ний ссы­ла­лись на пре­кло­не­ние перед элли­ни­сти­че­ски­ми шедев­ра­ми.

Тибе­рий Клав­дий Нерон, сын Тибе­рия Клав­дия Неро­на и Ливии Дру­зил­лы, родил­ся в 42 г. до н. э. Вско­ре после это­го его мать раз­ве­лась с пер­вым мужем, чтобы вый­ти замуж за Окта­ви­а­на. Пер­вый раз Тибе­рий женил­ся в 16 г. до н. э. на Вип­са­нии Агрип­пине, доче­ри Агрип­пы, но после смер­ти Агрип­пы в 11 г. до н. э. Август заста­вил Тибе­рия женить­ся на сво­ей доче­ри Юлии, вдо­ве Агрип­пы. Несмот­ря на то, что Тибе­рий был пре­крас­ным пол­ко­вод­цем и достиг зна­чи­тель­ных дипло­ма­ти­че­ских и воен­ных успе­хов, он не добил­ся рас­по­ло­же­ния Авгу­ста. Рас­сер­жен­ный отно­ше­ни­ем импе­ра­то­ра, Тибе­рий уда­лил­ся на Родос, где оста­вал­ся с 6 г. до н. э. до 4 г. н. э., когда Авгу­сту, ранее усы­но­вив­ше­му сво­их вну­ков Гая и Луция как сво­их наслед­ни­ков, после их смер­ти во 2 и 4 гг. н. э. при­шлось усы­но­вить Тибе­рия. После это­го в 14 г. н. э. в поряд­ке насле­до­ва­ния Тибе­рий стал импе­ра­то­ром.

В пер­вые годы сво­его прав­ле­ния Тибе­рий демон­стри­ро­вал тре­пет­ное ува­же­ние к рес­пуб­ли­кан­ским прин­ци­пам. Но послед­ние годы он про­вел на Капри, вда­ле­ке от Рима, в окру­же­нии сво­его дво­ра. Он оста­вал­ся у вла­сти вплоть до сво­ей смер­ти, насту­пив­шей в 37 г. н. э. в Мизене (Капо-ди-Мизе­но).

DANIEL ROGER

При­ме­ча­ния:


1 Boschung D. «Die Bildnistypen der julisch-claudischen Kaiserfamilie». Journal of Roman Archaeology, 1993, стр. 56—58.

2 Giuliano A. Catalogo di ritratti romani del Museo profano lateranense. Vatican: Tipografia Poliglotta Vaticana, 1957.


Биб­лио­гра­фия:


Kersauson K. Catalogue des portraits romains, t. I, Portraits de la République et d’époque julio-claudienne, Musée du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux. 1986. Стр. 162—163.

Villa Borghese: i principi, le arti, la città dal Settecento all’ Ottocento. Villa Poniatowski, December 5, 2003 — March 21, 2004. Milan: Skira. Стр. 316—317.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. С. 74—75, кат. № 19.
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
Ключевые слова: мрамор мужской портрет портретный бюст Тиберия римский император Тиберий I Юлии-Клавдии corona civica дубовый гражданский венок из дубовых листьев дубовые листья корона желудь коллекция Боргезе Инв № MR 663 Ma 1239